Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 13:41, курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу с 6 и с 7 лет.
Наблюдения физиологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.
А.Н. Леонтьев на основании
многочисленных исследований, проведенных
им и его сотрудниками, выдвинул
положение. Что дошкольный возраст
является периодом, в котором
впервые возникает система
Возникновение у ребенка
к концу дошкольного возраста
относительно устойчивой
Психологические
исследования свидетельствуют
У дошкольников формирующаяся
самооценка опирается на производимый
ими учет успешности своих действий, оценок
окружающих, одобрения родителей.
К концу дошкольного
возраста ребенок уже
Сознание своего социального
«Я» и возникновение на этой
основе внутренних позиций, т.е. целостного
отношения к окружающему и
самому себе, порождает соответствующие
потребности и стремления, на
которых возникают их новые
потребности, но они уже знают,
чего они хотят и к чему
стремятся. В результате игра
к концу этого периода
Переживания приобретают
новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются
связи, становится возможной борьба переживаний.
По данным Е.Е. и Г.Г. Кравцовых, примерно треть 7-ми летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство.
Психологическая готовность
к школе, связанная с успешным
началом обучения, определяет наиболее
благоприятные варианты
При поступлении
детей в школу часто
Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая, руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея, завышенную самооценку они обижаются на замечания, когда учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.
Преобладающая
Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми.
Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста - игре, конструированию, рисованию, т.е. тем, которые способствуют развитию образного мышления.
Психологическая готовность
к школе - целостное образование.
Отставание в развитии одного компонента
рано или поздно влечет за собой отставание
или искажение в развитии других. Комплексные
отклонения наблюдаются и в тех случаях,
когда исходная психологическая готовность
к школьному обучению может быть достаточно
высокой, но в силу некоторых личностных
особенностей дети испытывают значительные
трудности в учении.
А.Л. Венгер описал 3 варианта развития 6-7-ми летних детей:
Тревожность. Она бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.
Из-за нарастания
тревожности и связанной с
ней низкой самооценкой
Взрослые, недовольные
низкой продуктивностью
«Негативистическая демонстративность». Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.
Негативизм распространяется
не только на нормы школьной
дисциплины, но и на учебные
требования учителя. Не принимая
учебные задачи периодически
«выпадая» из процесса
Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.
Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», - извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.
Таким детям желательно
найти возможность
Уход от реальности
- еще один вариант
Неудовлетворенная
потребность во внимании
Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».
Дети любят
фантазировать. В мечтах, разнообразных
фантазиях ребенок получает
Психологическая
готовность к школьному
Отставание в развитии
одного из компонентов психологической
готовности влечет за собой отставание
развития других, что определяет своеобразные
варианты перехода от дошкольного детства
к младшему школьному возрасту [2, 129].
Для успешной подготовки детей к школе важна не только работа и семья (родителей), но и работа различных дошкольных учреждений. Важно, чтоб воспитательные процессы взаимодополняли друг друга, на протяжении всего дошкольного возраста ребёнка. Только так можно ожидать успешную и лёгкую интеграцию детей в такой новой и незнакомой для них среде, как школа. Ребенок, попавший в новую, школьную среду, должен осознать, что на него ложится множество прав и обязанностей. Важно, чтоб он ещё в дошкольном возрасте понял, что школа- это в первую очередь место, где он должен получать новые знания и умения. Только тот ребёнок, который в полной мере понимает, что с приходом в школу на него ложится много обязанностей может считаться готовым к обучению. Несомненно, важно, чтоб у ребёнка была сформирована личностная устойчивость, на базе которой и будет происходить дальнейшее обучение. Для выявления готовности индивидуума к школьному обучению важен анализ психологической готовности школьника, с целью коррекции его личностных качеств и развивающих работ для лучшей, в дальнейшем, адаптации и повышения успеваемости. Социально - психологическая готовность включает сформированность у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Наличие гибких способов установления взаимоотношений с другими детьми, необходимых для вхождения в детское общество (действия совместно с другими детьми, умение уступать и защищаться). Этот компонент предполагает развитие у детей потребности в общении, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающейся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Дошкольное воспитание непосредственно важно для высокого уровня готовности к школе. В целях подготовки непосредственно важно, чтоб ребёнок посещал дошкольные учреждения, в которых с ним целенаправленно и планомерно происходит подготовка к обучению в школе. У детей, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, но не посещающих дошкольные учреждения диагностируются проблемы в интеграции в школьной среде и сниженный уровень успеваемости. Это объясняется тем, что некоторые дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Если родители решили подготавливать детей к школе самостоятельно, им следует в первую очередь сделать акцент именно на мотивации ребёнка и развитию социально - психологических качеств. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. Таким образом, приобретённые навыки дошкольника отражаются в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости, которая может говорить о психологической готовности к школе.
Информация о работе Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе