Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 07:13, курсовая работа
Важнейшим этапом в жизни каждого человека является период обучения в школе, являющийся ступенью в формировании готовности к выбору и освоению профессиональных программ, обоснования жизненных планов и профессиональных намерений. Насколько успешным будет этот период, зависит от многих факторов, одним из которых является психологическая готовность к обучению.
Введение 3
1. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе 5
2. Структурные компоненты психологической готовности к школьному
обучению, их характеристика 8
2.1 Личностная готовность детей 6-7 лет 8
2.2 Интеллектуальная готовность ребенка к школе 9
2.3 Эмоционально – волевая готовность детей старшего дошкольного
возраста 12
Заключение 13
Глоссарий 14
Список использованных источников 16
Приложения 17
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Благовещенский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
1351-Психология развития и возрастная психология |
Тема |
Психологическая готовность к школьному обучению |
Фамилия студента |
Селезнева |
Имя студента |
Надежда |
Отчество студента |
Юрьевна |
№ контракта |
07850100701001 |
Введение
обучению, их характеристика
возраста
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Важнейшим этапом в жизни каждого человека является период обучения в школе, являющийся ступенью в формировании готовности к выбору и освоению профессиональных программ, обоснования жизненных планов и профессиональных намерений. Насколько успешным будет этот период, зависит от многих факторов, одним из которых является психологическая готовность к обучению.
Под психологической готовностью к систематическому обучению, в широком плане, понимается такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать новыми знаниями, правилами поведения, нормами, умениями, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане под готовностью ребенка к школьному обучению понимаются структурные компоненты, которые определяются уровнем интеллектуального, личностного, эмоционального и социального развития детей шести-семи лет.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, на профилактику школьной неуспеваемости. Как показывают современные исследования, 30- 40 % детей приходят в 1 класс общеобразовательных школ неготовыми к обучению.
Поступление в школу для детей является началом нового важного этапа в жизни ребенка, дошкольник входит в мир знаний, новых обязанностей и прав, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Пожалуй, это важнейший этап взросления ребенка - школа является связующим звеном между детством и взрослостью - дети начинают понимать что школа открывает новые горизонты, доступ к взрослой жизни. Это новообразование в сознании дошкольника получило название «внутренней позиции школьника».
Традиционно выделяют три составных готовности ребенка к школе:
- личностная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- эмоционально - волевая готовность.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, смыслового запоминания, основных логических операций. Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции- положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий принимать усилие к его реализации.
Все перечисленные
Цель работы: изучение особенностей психической готовности ребенка к школе, а также выявление причин неготовности к школьному обучению и задержек в развитии дошкольников.
Задачи работы:
Раскрыть термин «готовность к школьному обучению»;
Изучить компоненты психологической готовности к обучению;
Выявить причины неготовности к школе.
Объект исследования: дети дошкольного возраста, а именно 6- 7 лет.
Предмет исследования: уровень психологической готовности детей шести-семи лет к школьному обучению.
К концу дошкольного возраста из ребенка уже успевает сложиться личность – они хорошо осознают свою половую принадлежность, находят свое положение в пространстве и времени, ориентируются в семейно- родственных отношениях и умеют строить отношения с взрослыми и сверстниками, имеется в виду самоконтроль, самообладание, непреклонность в желаниях. У них уже развита рефлексия, мотив «Я хочу» подавляется чувством «Я должен». Многие родители считают это достаточным для обучения в школе. Но как же сделать чтобы ребенок и правда легко учился, был хорошим или даже лучшим учеником в классе, получал удовольствие от ежедневного посещения школы? В связи с этим в психологии возникают термины «школьная зрелость» и «готовность ребенка к школьному обучению».
Определение школьной зрелости, данное в Российской педагогической энциклопедии, гласит, что она рассматривается как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. Овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками – определение зрелости А. Анастази. И. Шванцера рассматривал школьную зрелость как достижение определенной ступени в развитии, на которой школьник может принимать участие в школьном обучении.
Понятие «готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году.
Проблема готовности к школе рассматривалась такими авторами как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Н.Г. Салмина, Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская и др.
Значительный вклад в изучение готовности детей к обучению внес психолог-гуманист Лев Семенович Выготский, который не отрывал школьного обучения от предыдущего этапа развития. Именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе: представления ребенка о природе, обществе, числе, количестве, также происходит активное развитие психических функций: восприятия, памяти, мышления, внимания. Л. Г. Выгосткий указывал, что успех обучения обусловливается не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений.
В 1960-е годы Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, влияющий на познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Взгляды Божович разделял и советский ученый Александр Владимирович Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.
Овчарова Р.В. определяет готовность к обучению в школе по таким параметрам как: контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью); планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью); уровень развития интеллекта; мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их).
М.И.Степанова отмечает, что готовность к обучению не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справиться с учебой в школе. В свою очередь, Н.Ф.Виноградова уточняет, что готовность к школе - это прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно - волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности. Здесь имеется в виду развитие тех специальных форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни, снятие (или хотя бы существенное снижение) отрицательного влияния на здоровье, психическое и эмоциональное благополучие школьника.
В современных условиях готовность к школе рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Подход этот основан на периодизации психического развития ребенка, смены ведущих видов деятельности.
В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других.
Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту (Приложение А)
2.1 Личностная готовность к школьному обучению
Личностная готовность
Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям и себе самому. Родители должны способствовать формированию у детей таких личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками, учителями в школе. Ведь даже те дети, которые посещали детский сад и привыкли какое-то время обходится без родителей, быть в окружении сверстников, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.
Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. «Внутренняя позиция школьника» — это новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Понятие введено советской ученой Л. И. Божович в 1968. Возникая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, внутренняя позиция школьника позволяет ребенку включится в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательности целей и намерений.
Необходимым условием для формирования положительного отношения к школе является создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка. Именно поэтому в современных школах практикуется вовлечение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства, так как очень важно, чтобы изучаемый материал был не только понят, но и прочувствован, пережит. Конкретные методы и средства используемые для этого:
- совместное (семейное чтение) художественной литературы;
- обращение при детях к
- просмотр диафильмов, фильмов
о школе, телепередач о школьной
жизни с последующим
- привлечение младших детей к школьным праздникам старших сыновей и дочерей - рассказы родителей о своих любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей;
- игра в школу, создание условий для игры, участие в ней (роль учителя).
2.2 Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Высокий уровень развития наглядно - образного мышления, т. е. умение рассуждать, делать выводы, обобщать материал заданий в рисунках или графических изображениях называется интеллектуальной готовностью к обучению. Под уровнем развития подразумевается начальный уровень логического мышления, а именно способность к умозаключениям и выводам на основе имеющегося опыта, информации и представлений. Говоря другими словами, наглядно - действенная форма мышления начинает переходить в наглядно – образную. Как показало исследования интеллектуального развития детей дошкольного возраста, именно наглядно - образное мышление имеет наибольшее значение в школьном обучении. Образное мышление позволяет ребенку наметить потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации, задачи. Наряду с учебой, развитию образного мышления способствуют и другие виды деятельности (рисование, лепка, слушание сказок, драматизация, конструирование).
Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению