Психологическая готовность к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 07:13, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим этапом в жизни каждого человека является период обучения в школе, являющийся ступенью в формировании готовности к выбору и освоению профессиональных программ, обоснования жизненных планов и профессиональных намерений. Насколько успешным будет этот период, зависит от многих факторов, одним из которых является психологическая готовность к обучению.

Содержание

Введение 3
1. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе 5
2. Структурные компоненты психологической готовности к школьному
обучению, их характеристика 8
2.1 Личностная готовность детей 6-7 лет 8
2.2 Интеллектуальная готовность ребенка к школе 9
2.3 Эмоционально – волевая готовность детей старшего дошкольного
возраста 12
Заключение 13
Глоссарий 14
Список использованных источников 16
Приложения 17

Вложенные файлы: 1 файл

КР- возрастная психология.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Благовещенский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

1351-Психология развития и возрастная психология

Тема

Психологическая готовность к школьному обучению

Фамилия студента

Селезнева

Имя студента

Надежда

Отчество студента

Юрьевна

№ контракта

07850100701001


 

Содержание

Введение                                                                                                                     3

  1. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе             5
  2. Структурные компоненты психологической готовности к школьному

обучению, их характеристика                                                                                  8

    1. Личностная готовность детей 6-7 лет                                                             8
    2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе                                              9
    3. Эмоционально – волевая готовность детей старшего дошкольного

возраста                                                                                                                     12

Заключение                                                                                                               13

Глоссарий                                                                                                                 14

Список использованных источников                                                                     16

Приложения                                                                                                             17

 

Введение

Важнейшим этапом в жизни каждого человека является период обучения в школе, являющийся ступенью в формировании готовности к выбору и освоению профессиональных программ, обоснования жизненных планов и профессиональных намерений. Насколько успешным будет этот период, зависит от многих  факторов, одним из которых является психологическая готовность к обучению.

Под психологической  готовностью к систематическому обучению, в широком плане, понимается такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать новыми знаниями, правилами поведения, нормами, умениями, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане под готовностью ребенка к школьному обучению понимаются структурные компоненты, которые определяются уровнем интеллектуального, личностного, эмоционального и социального развития детей шести-семи лет.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, на профилактику школьной неуспеваемости. Как показывают современные исследования, 30- 40 % детей приходят в 1 класс общеобразовательных школ неготовыми к обучению.

Поступление в школу для детей является началом нового важного этапа в жизни ребенка, дошкольник входит в мир знаний, новых обязанностей и прав, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Пожалуй, это важнейший этап взросления ребенка - школа является связующим звеном между детством и взрослостью - дети начинают понимать что школа открывает новые горизонты, доступ к взрослой жизни. Это новообразование в сознании дошкольника получило название «внутренней позиции школьника».

Традиционно выделяют три составных готовности ребенка к школе:

- личностная готовность;

- интеллектуальная готовность;

- эмоционально - волевая готовность.

 Интеллектуальная готовность  ребенка к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных  знаний, смыслового запоминания, основных логических операций. Личностная готовность включает формирование  у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции- положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий принимать усилие  к его реализации.

 Все перечисленные составляющие  школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку.  

Цель работы:  изучение особенностей психической готовности ребенка к школе,  а также  выявление причин неготовности к школьному обучению и задержек в развитии дошкольников.

Задачи работы:

Раскрыть термин «готовность к школьному обучению»;

Изучить компоненты психологической готовности к обучению;

Выявить причины неготовности к школе.

Объект исследования: дети дошкольного возраста, а именно 6- 7 лет.

Предмет исследования: уровень психологической готовности детей шести-семи лет к школьному обучению.

Основная часть

1 Психологическая   характеристика готовности к обучению в школе

К концу дошкольного возраста из ребенка уже успевает сложиться личность – они хорошо осознают свою половую принадлежность, находят свое положение в пространстве и времени, ориентируются в семейно- родственных отношениях и умеют строить отношения с взрослыми и сверстниками, имеется в виду самоконтроль, самообладание,  непреклонность в желаниях. У них  уже развита рефлексия, мотив «Я хочу» подавляется  чувством «Я должен». Многие родители считают это достаточным для обучения в школе. Но как же сделать чтобы ребенок и правда легко учился, был хорошим или даже лучшим учеником в классе, получал удовольствие от  ежедневного посещения школы? В связи с этим в психологии возникают термины  «школьная зрелость» и «готовность ребенка к школьному обучению».

Определение школьной зрелости, данное в Российской педагогической энциклопедии, гласит, что она рассматривается как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. Овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками – определение зрелости А. Анастази. И. Шванцера рассматривал школьную зрелость как достижение определенной ступени в развитии, на которой школьник может принимать участие в школьном обучении.

Понятие «готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году.

Проблема готовности к школе рассматривалась такими авторами как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Н.Г. Салмина,  Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская и др.

Значительный вклад в изучение готовности детей к обучению внес психолог-гуманист Лев Семенович Выготский, который не отрывал школьного обучения от предыдущего этапа развития. Именно  в дошкольный период формируются предпосылки для обучения  в школе: представления ребенка о природе, обществе, числе, количестве, также происходит активное развитие психических функций: восприятия, памяти, мышления, внимания. Л. Г. Выгосткий указывал, что успех обучения обусловливается не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений.

 В 1960-е годы Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения  в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, влияющий на познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Взгляды Божович разделял и советский ученый Александр Владимирович Запорожец, отмечая,  что готовность  к  обучению  в  школе  представляет  собой   целостную   систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее  мотивации, уровня  развития   познавательной,   аналитико-синтетической   деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.

Овчарова Р.В. определяет готовность к обучению в школе по таким параметрам как: контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью); планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью); уровень развития интеллекта; мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их).

М.И.Степанова отмечает, что готовность к обучению не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справиться с учебой в школе. В свою очередь, Н.Ф.Виноградова уточняет, что готовность к школе - это прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно - волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности. Здесь имеется в виду развитие тех специальных форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни, снятие (или хотя бы существенное снижение) отрицательного влияния на здоровье, психическое и эмоциональное благополучие школьника.

В современных условиях  готовность к школе рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Подход этот основан на периодизации психического развития ребенка, смены ведущих видов деятельности.

В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других.

Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень  развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту (Приложение А)

2  Структурные  компоненты психологической готовности  к школьному обучению, их характеристика

2.1 Личностная готовность к школьному обучению

 Личностная готовность подразумевает мотивационную готовность, т.е. наличие интереса к  интеллектуальной деятельности, желание добиться успехов, узнать что-то новое. Далеко не каждый ребенок, пришедший в школу, имеет учебную мотивацию. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению  с дошкольниками, особое положение  в обществе. Часто, дети выражают желание идти в школу, увлеченные предстоящей сменой обстановки, новыми для них внешними аксессуарами школьной жизни. Но для старшего дошкольника главным мотивом должна являться другое. Важно осознание ребенком главной цели посещения школы – получение знаний. Для ребенка быть школьником должно обозначать осознаваемую ступеньку вверх, к взрослости, а учеба в школе восприниматься им как ответственное дело. Ребенок должен принять это положение в полной мере со всеми его правами и обязанностями.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям и себе самому. Родители должны способствовать формированию у детей таких личностных качеств, которые помогли бы им войти  в контакт с одноклассниками, учителями в школе. Ведь даже те дети, которые посещали детский сад и привыкли какое-то время обходится без родителей, быть в окружении сверстников,  оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.

 Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. «Внутренняя позиция школьника» — это новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Понятие введено советской ученой Л. И. Божович в 1968. Возникая на рубеже  дошкольного и младшего школьного возраста, внутренняя позиция школьника  позволяет ребенку включится в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательности целей и намерений.

Необходимым  условием для формирования положительного отношения к школе является создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению  в процессе деятельности ребенка. Именно поэтому в современных школах практикуется вовлечение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства, так как очень важно, чтобы изучаемый материал был не только понят, но и прочувствован, пережит.  Конкретные методы и средства используемые для этого:

- совместное (семейное чтение) художественной литературы;

- обращение при детях к семейной  библиотеке в поисках решения  возникшей проблемы;

- просмотр диафильмов, фильмов  о школе, телепередач о школьной  жизни с последующим обсуждением;

- привлечение младших детей  к школьным праздникам старших сыновей и дочерей - рассказы родителей о своих любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей;

- игра в школу, создание условий  для игры, участие в ней (роль  учителя).

2.2 Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Высокий уровень развития наглядно - образного мышления, т. е. умение рассуждать, делать выводы, обобщать материал заданий в рисунках или графических изображениях называется интеллектуальной готовностью к обучению. Под уровнем развития подразумевается  начальный уровень логического мышления, а именно способность к умозаключениям и выводам на основе имеющегося опыта, информации и представлений.  Говоря другими словами, наглядно - действенная форма мышления начинает переходить в наглядно – образную. Как показало исследования интеллектуального развития детей дошкольного возраста, именно наглядно - образное мышление имеет наибольшее  значение в  школьном обучении. Образное мышление позволяет ребенку наметить потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации, задачи. Наряду с учебой, развитию образного мышления способствуют и другие виды деятельности (рисование, лепка, слушание сказок, драматизация, конструирование).

Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению