Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 07:13, курсовая работа
Важнейшим этапом в жизни каждого человека является период обучения в школе, являющийся ступенью в формировании готовности к выбору и освоению профессиональных программ, обоснования жизненных планов и профессиональных намерений. Насколько успешным будет этот период, зависит от многих факторов, одним из которых является психологическая готовность к обучению.
Введение 3
1. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе 5
2. Структурные компоненты психологической готовности к школьному
обучению, их характеристика 8
2.1 Личностная готовность детей 6-7 лет 8
2.2 Интеллектуальная готовность ребенка к школе 9
2.3 Эмоционально – волевая готовность детей старшего дошкольного
возраста 12
Заключение 13
Глоссарий 14
Список использованных источников 16
Приложения 17
Дети в процессе подготовки к школе учатся заранее планировать свои действия, продумывать их последовательность и результат. Со временем приходится решать все более сложные и разнообразные задания, выявлять общую связь и отношения между явлениями, предметами и действиями. В процессе выполнения заданий ребенку приходится видоизменять уже приобретенные к своему возрасту знания и умения, тем самым получая новые результаты, что зарождает интерес к новым знаниям, явлениям, выходящим за рамки их собственной практической деятельности. В результате для решения поставленных перед собой задачи объяснения интересующих его явлений, ребенок прибегает к экспериментам, рассуждениям, изучению интересующих вопросов, что учит делать самостоятельные выводы. Таким образом, к 6-7 годам у ребенка развивается логическое мышление, для изучения которого исследуется методика А. Н. Бернштейна (Приложение В)
Еще один аспект интеллектуального развития – внимание. В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер. В. С. Мухина утверждает, что причиной повышенного внимания является ориентировка во внешней среде, эмоциональное состояние, связанное с ней. К 6-7 годам развитие произвольного внимания детей уже достаточно велико. Для исследования концентрации и распределения внимания зачастую применяется методика американского психолога и психиатра Давида Векслера «Шифровка» (Приложение Г).
Также, по мнению В. С. Мухиной, универсальным средством организации внимания является речь, которая помогает ребенку «Заранее словесно выделить значимые для определения задачи предметы, организовывать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.
Речевое развитие ребенка должно соответствовать возрасту. Дошкольник должен понимать смысл текста и простых понятий, использовать речь для изложения своих мыслей, суждений, построения полного высказывания с использованием сложноподчиненных предложений.
С развитием наглядно - образного и словесно- логического мышления отмечаются изменения и в процессе развития памяти. Память – процесс неразрывно связанный с мыслительным. Для достижения поставленной цели, решения задач, ребенком начинают использоваться такие процессы, которые направлены на повышение эффективности запоминания: повторение материала и связывание его по смыслу, применение ассоциаций. Память в старшем дошкольном возраст носит непроизвольный характер и, так же как и внимание определяется эмоциональным отношением к предметам и явлениям.
Уровень механического запоминания Л. В. Вагнер исследовал с помощью набора слов: ребенку зачитывается бессмысленный не связный набор слов, прослушав которые должен повторить все слова которые запомнил. Возможно повторное воспроизведение тех же слов, через промежуток времени. Для 6-7 лет характерны следующие показатели: с первого раза ребенок запоминает 5 слов из 10; после трехкратного- четырехкратного прочтения – 9-10 слов; через час забывает не более 2 слов, воспроизводимых ранее.
Также исследование кратковременной памяти проводят с помощью методики Джекобсона (Приложение Д).
Интеллектуальная готовность содержит и такой компонент как обучаемость, то есть умение усваивать новую информацию при помощи взрослых. Успешное овладение новой информацией требует сформированности важнейших учебных действий: планирование свой деятельности, умение выделять в потоке информации основную задачу и превращать ее в цель деятельности.
Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических процессов, овладениями навыками мыслительной деятельности.
2.3 Эмоционально – волевая готовность детей старшего дошкольного возраста
Под эмоционально – волевой готовностью подразумевается способность не отвлекаясь, сосредоточенно работать в течении 15-20 минут, сохраняя удовлетворительную работоспособность в течении всего учебного дня и в едином темпе со всем классом.
Зависит эта способность как от состояния здоровья ребенка, так и от его сформированности. К наступлению старшего дошкольного возраста ребенок уже может управлять своими действиями, контролировать себя, свои познавательные процессы и поведение в целом, что говорит о возникновении такого качества как воля. Так как она в этом возрасте еще не до конца сформирована, поэтому еще подвержена влиянию ситуативных чувств и желаний. В процессе развития дошкольника, с изменением мотивов его поведения, характер его волевой сферы усложняется., изменяя удельный вес в общей структуре поведения, в связи с чем возрастает стремление к преодолению трудностей. Со становлением волевой направленности, выделением приоритетных мотивов, ребенок осознанно идет к достижению поставленных целей, желаемому результату. Подчинение своих действий мотивам, не отвлекаясь на различные факторы и влияние окружающей среды, проводит к появлению и закреплению в характере ребенка таких качеств как целеустремленность, ориентированность на результат.
Появляясь в дошкольном возрасте, волевые действия применяются ребенком крайне редко. Здесь важную роль имеет социальное окружение дошкольника, взаимоотношения с родителями и взрослыми. Крайне важны в психологии воли влияние социальных и моральных требований, предъявляемых ребенку и определяющих моральные мотивы и поступки личности, а также ее качества, такие как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.
Также эмоционально - волевая готовность предполагает поведенческую саморегуляцию: сдерживание эмоций, двигательной активности, ответственности за свои поступки.
Л.И. Божович, К.М. Гуревич, В.К. Котырло, Е.С. Кулачковская, ЯЗ. Неверович, Д.Б. Эльконин, B.C. Юркевич выделяли роль иерархизации мотивов, которая складывается к концу дошкольного возраста и способствует осознанию преодолеваемых трудностей. [16,89,105,116,168]
Преодоление дошкольниками препятствий изучалось в работах В.К. Котырло. Было установлено, что 3-х, 4-х летние дошкольники после первых неудач выполнения задания переключались на другое занятие, а у 6-ти, 7-ми летних детей этого практически не наблюдалось, они пытались усерднее выполнять задание и довести его до конца. [89]
Преодоление препятствий в процессе достижения цели на этапе исполнения отражается в сознательном волевом усилии. Здесь мы находим, что происходит формирование волевых усилий у старших дошкольников, и непосредственным поводом для волевого усилия является осознаваемость препятствий.
При исследовании эмоционально – волевой готовности используется широко известный тест школьной зрелости Керна – Йирасека (Приложение Е).
Изучив все аспекты готовности к школьному обучению детей 6-7 лет можно сделать вывод: все составляющие школьной зрелости важны в развитии и для его дальнейшего обучения, все они взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.
В случае задержки одного компонента возникают проблемы в остальных, что влечет потребность в психологической помощи. Поступая в школу, ребенок должен быть зрелым как в социальном отношении, так и в физиологическом. Так же успешность в обучении зависит от зрелости психических процессов, свойственных детям дошкольного возраста.
Живя в 21 веке, мы видим, что современные требования к организации воспитания и обучения очень высоки. Это вынуждает искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы для приведения методов обучения в соответствии и требованиями современности. В этом смысле проблема обучения детей в школе является не только научной, но и реально – практической острой задачей.
В настоящее время эта проблема не нашла своего окончательного решения и становится все более актуальна. Для успешной подготовки детей к обучению в школе и профилактике школьной незрелости создаются различные классы, практикующие индивидуальный подход к детям. Также с этой целью создаются группы подготовки к обучению в детских садах, применяя групповые методы диагностики и занятий.
Множество ученых, изучая аспекты школьной зрелости и проблему неготовности к обучению, создают методики, программы для диагностики готовности детей и психологической помощи в случае отставания развития каких-либо компонентов. На практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая поможет комплексно определить готовность ребенка и обучению в школе, подготовить ребенка к школе. Занимаясь этим вопросом, следует помнить, что от ее решения зависит многое, в частности судьба детей, их настоящее и будущее.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Готовность к школьному обучению |
Совокупность морфофизиологических психологических особенностей ребенка дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованной школьной учебе |
2 |
Психологическая готовность к школьному обучению |
Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в коллективе сверстников |
3 |
Учебная деятельность |
Работа по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающихся благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач |
4 |
Адаптация |
Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды |
5 |
Ведущая деятельность |
Обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в определенный период его развития |
6 |
Внутренняя позиция школьника |
Единство социальной и познавательной потребности ребенка по отношению к школьному обучению |
7 |
Игра |
Форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий, в предметах науки и культуры. |
8 |
Произвольность действий |
Сознательное формирование и исполнение намерений и целей |
9 |
Мотивация |
побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость |
10 |
Социальная роль |
динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции |
11 |
Память |
одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию |
12 |
Тревожность |
индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по каким- либо поводам |
13 |
Демонстративность |
личностная особенность, которая часто встречается и проявляется в том, что ребенок старается все время продемонстрировать, показать себя окружающим |
14 |
Вербализм |
психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и характеризующийся резким преобладанием развития вербальной сферы (устной, а иногда и письменной речи, словесной памяти) над другими сторонами психического развития ребенка |
15 |
Нагля́дно-о́бразное мышле́ние |
совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними |
16 |
Словесно-логическое мышление |
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. |
17 |
Интеллектуальная готовность |
определенный уровень развития психических познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи), достаточную зрелость познавательных процессов, владение знаниями, умениями и навыками по программе обучения и воспитания в детском саду, наличие общих интеллектуальных умений. |
18 |
Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев |
(5 февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Доктор педагогических наук (1940), действительный член АПН РСФСР (1950), первый декан факультета психологии Московского государственного университета. Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), почётный доктор ряда зарубежных университетов, в том числе Сорбонны. Ученик и редактор работ Л. С. Выготского, один из лидеров Харьковской психологической школы, создатель теории деятельности. |
19 |
Вале́рия Серге́евна Му́хина |
(род. 22 января 1935 года, Никольск-Уссурийский, СССР) — советский и российский психолог, педагог и философ, основатель и руководитель научной школы «феноменология развития и бытия личности». Академик РАО (1992) и РАЕН, доктор психологических наук (1972), профессор (1973), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1992). |
20 |
Никола́й Алекса́ндрович Бернште́йн |
(24 октября [5 ноября] 1896, Москва — 16 января 1966, там же) — советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности. Сын психиатра Александра Николаевича Бернштейна, внук физиолога Натана Осиповича Бернштейна. |
1 |
Детская психология / Собр.соч. в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - Т 4. - С. 134. |
2 |
Учебное пособие.- Челябинск, 2000. - С. 35. |
3 |
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 1967. - С. 211. |
4 |
Детская психология / Собр.соч. в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - Т 4. - С. 134.. |
5 |
Мухина В.С. Что такое готовность к учению? //Семья и школа. - 1987. - №4.. |
6 |
Учебное пособие.- Челябинск, 2000. - С. 44. |
7 |
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте- М. :Просвящение, 1968-453с. |
8 |
Выготский Л. С. Детская психология / Сборник сочинения в 6 томах – М.: Просвящение, 1984 –Т. 4.-534 с. |
9 |
Змановский Ю. К. Психофизические и психологические особенности // Дошкольное воспитание. – 1983.-№ 2 |
10 |
Иванова О. Н. Обучаемость как принцип развития умственного развития детей. – М. Просвящение, 1968 – 325 с. |
11 |
Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителя будущего первоклассника. - Екатеринбург, У - Фактория-2006.-224 |
12 |
Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. М- 1994 |
13 |
Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования - 2000-№1; с 7-12 |
14 |
В.С Волков, Н.В. Волкова. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностики. 2004 - 192с. |
15 |
Завалко Н.А. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад-школа-вуз». Дисс… докт. пед. наук. - Барнаул, 2000. - 336 с. |
16 |
Нижегородцева Н.В., ШадриковВ.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе./ Практическое пособие для практических психологов, педагогов и родителей. 2001 - 256с. |
17 |
Коломинский Л.Л., Панько Е.А.Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М: 1998 - 190с. |
18 |
Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»?// Справочник для родителей будущего первоклассника. - М: 1999-48с |
19 |
Петрова О.О, Умнова Т.В. Возрастная психология, конспекты лекций. Ростов н\Д 2004. - 224с. |
20 |
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) - м: Издательство УРАО, 1997- 176 с. |
21 |
Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. - Спб: Питер Ком, 1998 -160с.. |
Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению