Психологическая готовность ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:50, реферат

Краткое описание

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Теоретические основы становления психологической готовности ребенка к школе----------------------------------------------------------------------------4
1.1Психологическая характеристика ребенка дошкольника к обучению в школе------------------------------------------------------------------------------------------4
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе-----------------------------------------------------------------------7
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе
-------------------------------------------------------------------------------------------------13
Заключение--------------------------------------------------------------------------------17
Список литературы-----------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

Практическая психология.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)

Московский Городской  Педагогический Университет

 

 

 

 

 

Реферат по практической психологии на тему:

«Психологическая готовность ребенка к школе»

 

 

 

                                                                                            Выполнил студент

                                                                                           : Дружинина Светлана

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013г.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

Теоретические основы становления  психологической готовности ребенка к школе----------------------------------------------------------------------------4

1.1Психологическая характеристика ребенка дошкольника к обучению в школе------------------------------------------------------------------------------------------4

1.2 Современные подходы к проблеме  психологической готовности детей  к обучению в школе-----------------------------------------------------------------------7

1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе

-------------------------------------------------------------------------------------------------13

Заключение--------------------------------------------------------------------------------17

Список литературы---------------------------------------------------------------------18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подготовка  детей к школе является одной  из проблем, интерес к которым  со стороны исследователей разных стран  не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

Готовность  ребенка к современному школьному  образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением готовности к школе является ряд новообразований  развития, которые начинают «заявлять» о себе в конце дошкольного  детства и проявляются в качественно  новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к  социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования  и достижения развития, создающие  ребенку благоприятный старт  для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного  образа жизни.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка  в качестве субъекта доступных видов  детской деятельности игры, познания, общения, предметно - трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).

В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с  двадцатых годов нашего века, она  становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных  исследователей в области отечественной  детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали  проблему готовности к школьному  обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим  ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка  дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено  множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).

Вместе  с тем интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более  глубокая ее разработка.

 

1. Теоретические основы  становления психологической готовности  ребенка к школе

 

1.1 Психологическая характеристика  ребенка дошкольника к обучению в школе

В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды  младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет).

Рассмотрим  основные параметры психического развития дошкольника.

Наглядно-образное мышление - одно из основных новообразований  дошкольного возраста, здесь оно  формируется и переживает свой расцвет. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного  мышления происходит в тесной связи  с формированием логического  мышления, основы которого закладываются  в дошкольном возрасте. В старшем  дошкольном возрасте у ребенка уже  возможно логическое построение рассуждения  в том случае, когда речь идет о знакомой ситуации. Однако познание действительности, ее существенных связей и зависимостей происходит главным  образом на основе наглядно-образного  мышления - основной формы мышления в этом возрасте.

Все развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми. В отечественной  психологии развитие рассматривается  как присвоение ребенком знаний и  опыта, накопленных человечеством, где носителем этого опыта  на первых порах выступает близкий  взрослый.

Общение ребенка со взрослым оказывает влияние на саму сферу общения, овладение ребенком речью, на развитие личности и самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников,

В процессе психического развития ребенка  его общение со взрослыми развивается и проходит ряд этапов. Психолог М.И. Лисина рассматривает общение как особую коммуникативную деятельность, в основе которой лежит потребность в общении и содержание которой меняется на каждом возрастном этапе [17, с. 98].

Переход к дошкольному детству знаменуется  и переходом к новой форме  общения - внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и задуматься над более общими, более сложными вопросами. Однако возможности его еще ограничены. К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения - внеситуативно-личностная, которая возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Как отмечает М.И. Лисина, эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных отношений, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе родителей и т.д. [17, с. 45]. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью  становится сюжетно-ролевая игра ребенка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал Д.Б. Эльконин, основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый [22, с. 301]. Однако ребенок еще мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить свое стремление - это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив - заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

В процессе развития ребенка-дошкольника  происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией, К концу дошкольного возраста мотивы ребенка существуют в виде обобщенных намерений, начинается осознание мотивов, формируется первичная иерархия мотивов. Появление и развитие в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребенка. Если в раннем дошкольном возрасте лишь закладываются основы иерархии мотивов, то к семи годам фактически происходит ее формирование.

Именно  в дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование этических инстанций  и моральных чувств ребенка, когда  он начинает усваивать основные правила  взаимоотношений между людьми и  уже может оценить свои поступки как хорошие или плохие. К концу  дошкольного возраста ребенок способен совершать поступки исходя из интересов  другого человека, а не своих собственных, проявлять чувства симпатии, помощи, заботливости. Большую роль в формировании моральных чувств ребенка играет взрослый, который является образцом для подражания, прямо и косвенно влияет на личностное развитие дошкольника.

В процессе игр с правилами происходит развитие произвольного поведения  ребенка. Формирование произвольного  поведения Д.Б. Эльконин также связывал с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и мнение, оценка взрослого. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребенка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками, дальнейшее развитие произвольности происходит в младшем школьном возрасте при переходе ребенка к систематическому обучению в школе [22, с. 198].

В дошкольном возрасте происходит развитие продуктивных видов деятельности, таких, как рисование, лепка, конструирование; закладываются основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском  саду. Дошкольное детство - это возраст, в котором появляются начальные  формы учебной деятельности, когда  ребенок уже может обучаться  с помощью взрослого, но только когда  обучение ведется соответственно уровню его психического развития и с  учетом ведущей деятельности ребенка. Главным итогом развития всех видов  деятельности, с одной стороны, выступает  овладение моделированием как центральной  умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия.

В целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка, ведущая  деятельность, общение со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире.

Интересующий  нас старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно выделяется в  педагогике и психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование кризиса семи лет. При  переходе от дошкольного к школьному  возрасту происходят очевидные изменения  в характере и поведении ребенка, появляется нарочитость, ребенок начинает манерничать, капризничать и т.д. Этот период получил название кризиса  семи лет, который также называют кризисом непосредственности. Л.С. Выготский  указывал, что «самой существенной чертой кризиса семи лет можно  было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны  личности ребенка» [10, с. 44], т.е. ребенок  начинает ориентироваться в своих  чувствах и переживаниях, понимать сам себя. Перестраивается сам  характер переживаний, они начинают приобретать смысл для ребенка. Благодаря этому у него возникают  новые отношения к самому себе, строящиеся как раз на основе обобщения  переживаний. Подчеркивая позитивную сторону кризиса семи лет, Л.С. Выготский  отмечает такие новообразования  этого периода, как самолюбие  и самооценка, возникающие уже  в обобщенном виде именно в период перехода от дошкольного возраста к школьному.

Таким образом, в период дошкольного детства  ребенок проходит путь от осознания  себя как «Я сам», как физически  самостоятельного индивида к осознанию  своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с  конкретной действительностью, отрыв  от которой происходит уже за пределами  дошкольного возраста.

 

1.2 Современные подходы к проблеме  психологической готовности детей  к школе

Под психологической готовностью к  школьному обучению понимается необходимый  и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Существуют  различные теории зарубежных и отечественных  психологов, изучающих психологическую  готовность к школе.

Подробно  рассмотрим теории отечественных психологов. В отечественной психологии детальная  проработка проблемы готовности к школьному  обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах А. Анастази, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой.

Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школе