Психологическая готовность ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:50, реферат

Краткое описание

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Теоретические основы становления психологической готовности ребенка к школе----------------------------------------------------------------------------4
1.1Психологическая характеристика ребенка дошкольника к обучению в школе------------------------------------------------------------------------------------------4
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе-----------------------------------------------------------------------7
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе
-------------------------------------------------------------------------------------------------13
Заключение--------------------------------------------------------------------------------17
Список литературы-----------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

Практическая психология.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)

Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Я. Иирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле).

Тест  Керна-Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.

К наиболее известным отечественным  методам определения психологической  готовности к школьному обучению относятся методы, выявляющие сформированность психологических предпосылок к обучению, базирующиеся в основном на положениях Д.Б. Эльконина о задачах диагностики психического развития в переходные периоды.

Д.Б. Эльконин считал, что для понимания психического развития в переходные периоды диагностическая схема должна включать в себя выявление как новообразований закончившегося возрастного периода, так и появление и уровень развития симптомов, характеризующих наступление следующего периода. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны диагностироваться, с одной стороны, сформированность игровой деятельности - ее основных структурных компонентов (перенос значения одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения правилу игры), уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств; с другой стороны - потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что предметом такой диагностики становятся не отдельные психические процессы или функции (восприятие, внимание, память), а операциональные единицы деятельности. С его точки зрения, это создает значительно большую конкретность диагностики и дает возможность на ее основе намечать необходимую коррекцию при обнаружении отставания тех или иных сторон психического развития [22, с. 254].

Существующие  отечественные методики определения  сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью фактически отвечают этому методологическому принципу. Среди них методика «Узор» Л.И. Цеханской, методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Рисование по точкам» А.Л. Венгера и др.

Помимо  методов, определяющих сформированность психологических предпосылок к обучению, используются тесты на школьную зрелость, состоящие из различных шкал, выявляющих развитие ребенка в разных сферах. Примером могут служить интеллектуальные шкалы эстонского психолога П.Я. Кеэса, определяющие развитие восприятия, логического и пространственного мышления и др. А.Г. Лидере и В.Г. Колесников адаптировали нормы по шкалам П.Я. Кеэса для России [20].

Весьма  эффективной для обследования детей  на готовность к школьному обучению является методика М.Н. Костиковой [15, с. 77]. Автор предлагает ориентироваться не на результат тестового испытания, а на процесс решения, анализируя при всём этом затруднения, испытываемые детьми, и те виды помощи, которые необходимы им для успешного выполнения задания. Под затруднениями подразумеваются любые остановки в выполнении заданий, любое неправильное их выполнение (например, малопродуктивный способ работы), превышение среднего временного показателя. Затруднения свидетельствуют о том, что ребенок не может выполнить экспериментальное задание в соответствии с нормативами.

В тех случаях, когда ребенок не может самостоятельно преодолеть затруднения, экспериментатор начинает создавать  условия преодоления затруднений. Под условиями преодоления затруднений  подразумеваются различные виды помощи, оказываемые ребенку в  процессе работы. В каждом конкретном случае помощь осуществляется в таком  объеме и того качества, которые  требуются для преодоления ребенком испытываемых им затруднений.

М.Н. Костикова выделяет пять видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. За каждым из них стоят различные степень и качество вмешательства экспериментатора в работу ребенка. Результат обследования не просто показывает уровень психического развития ребенка, а дает ключ к индивидуальному подходу при его обучении. Использование данной методики определения готовности к школьному обучению требует высокого профессионализма психолога при работе с ребенком.

Несмотря  на многообразие существующих методов  определения готовности детей к  школьному обучению, психологи продолжают поиски более совершенных диагностических  программ, отвечающих следующим требованиям: 1) обследование не должно быть слишком длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель-май); 2) методики должны давать сведения о мотивационной готовности детей к школе; 3) программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

Вывод: В результате теоретического анализа  проблемы исследования можно сказать, что в 5 - 6 летнем возрасте активно  расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и  характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С  развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети уже способны понять связь между  окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания.  
Происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой, включающей в себя практически все речевые обороты и семантические конструкции. В силу того, что в этом возрасте главным в умственной деятельности становится стремление приобрести новые знания и умения, дети 5 - 6 лет часто охотно обучаются чтению, письму, математике, если такое обучение происходит в доступной для них игровой форме.

В 5-6 лет происходит активное развитие крупной моторики и тонкой моторики руки. Движения ребенка становятся более точными и четкими, ребенок  в этом возрасте способен самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически  готова к обучению письму. К концу  дошкольного возраста ребенок в  достаточной степени способен к  произвольному поведению, то есть сознательно  регулируемому поведению. Ребенок  учиться действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемым не им самим, а данным ему извне.

Таким образом, приобретённые навыки дошкольника  отражаются в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости, которая  может говорить о психологической  готовности к школе.

 

 

 

 

Заключение

Особая  актуальность изучения проблемы психологической  готовности ребенка к школьному  обучению связана с тем, что на сегодняшний день именно несформированность у ребенка психологической готовности к школе часто является главной причиной проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения в школе.

Зачастую  ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это  происходит в результате несформированной мотивационной готовности ребенка  к школе, отсутствия «внутренней  позиции школьника». Таким образом, по окончании первого года в школе  у ребенка может выработаться стойкое нежелание учиться.

Программы подготовки ребенка к школе в  детском дошкольном учреждении направлены в основном на развитие интеллектуальной готовности, кроме того, их особенностью является школьный метод обучения, в результате которого желание ребенка  идти в школу не возрастает. В  итоге мы получаем такую ситуацию, что многие дети хотят остаться в  детском саду.

Каждый  родитель хочет, чтобы его ребенок  был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием  занимался. Это возможно только при  сформированной мотивационной готовности ребенка к школе.

Как результат освоения дошкольной образовательной  программы качества ребенка, возникающие  к концу дошкольного возраста, диагностируются перед тем, как  ребенок уходит из детского сада в  школу. Но на протяжении всего дошкольного  возраста проводится мониторинг развития ребенка, которое в итоге должно привести к появлению указанных  в проекте качеств. При этом должны определяться параметры развития ребенка. Эти параметры выступают в  качестве ориентиров на пути продвижения  ребенка к намеченной образовательной  программой цели его развития –  обозначенной в понятии «качества» (физические, личностные и интеллектуальные). Обозначение цели развития ребенка  через формирование у него указанных  качеств позволяет подойти к  решению проблемы его развития как  целостной личности, а не по отдельным  составляющим (отдельно интеллект, отдельно социально-личностное развитие, отдельно физическое развитие – в результате чего развития не получается). Предложенное разбиение качеств на физические, личностные и интеллектуальные – весьма условное, поскольку качество задается как системное образование. Для его возникновения требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).

 

                                                   Список  литературы

 

1. «Психология детства и отрочества»  Мухина В.С., Москва, институт практической  психологии, 1998 год.

2. «Учителю о психологии детей  шестилетнего возраста» Коломинский Я.Л. Панько Е.А., Москва, издательство «Просвещение», 1988 год.

3. «Размышление перед школой: (Советы  родителям) Белова Е., Дошкольное  воспитание,- 1994 г.- №8

4. «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович Л.И., Москва, издательство

«Просвещение»,1968 год.

5. «Готовность ребенка к школе» Деброва Г.Ю.,

Дошкольное воспитание №9, 2001 год

6. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе» Кравцова Е.Е. ,Москва,

Педагогика,-1991 год

7. «Готовность к школе» Кравцова Е., Кравцов Г. Дошкольное воспитание,-1991 год №7

8. «Подготовка детей к обучению  в школе» Кузнецова А., Алиева  А., Заушницкая А., Дошкольное воспитание,-1989 год №8

9. «Практическая психология в начальной  школе» Овчарова Р.В. Москва, издательство «Сфера»,1999 год.

10. «Подготовка детей к школе»  Свеженцова Г.М. Начальная школа,-1994 №5

11. «Семья и формирование личности»  Титаренко В.Я. Москва, издательство  «Мысль»,1987 год

12. «Возрастная психология» Кулагина  И.Ю. Москва, Издательство «РОУ»,2004 год.

13. «Знак и символ в обучении»  Салмина М.Г., Москва Издательство «Просвещение»,1988 год

14. «Справочник психолога начальной  школы» Эксакусто Т.В. Истратова О.Н., Ростов, издательство «Феникс»,2003 год.

15. «Избранные психологические труды»  Эльконин Д.Б. Москва, педагогика,1989 год.

16. «Избранные психологические труды»  Эльконин Д.Б. Москва,-Воронеж, издательство «МОДЕК»,1997 год.

17. «Хочу в школу» Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Москва, издательство «Владос»,1999 год

18. «Образ себя и моральное поведение  дошкольников» Якобсон С.Г., Морева Г.И. Вопросы психологии,1989 год №6

19. «Развитие ребенка и его отношений с окружающими» Флейк-Хобсон К., Москва,1992 год.

20. «Психология и психотерапия семьи»  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., СПб. ,1999 год.

 


Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школе