Психологическая готовность ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе
Предмет исследования: внутренняя позиция школьника как один из критериев психологической готовности ребенка к школе

Содержание

Введение
1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка дошкольника к обучению в школе
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе
2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе
2.1 Организация процедуры экспериментальной работы
2.2 Описание и результаты диагностических методик
2.3 Анализ результатов исследования
3. Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе
3.1 Характеристика психокоррекционной программы
3.2 Ориентировочный этап
3.3 Этап развития эмоциональных контактов с детьми и воспитывающими взрослыми
3.4 Коррекционно-развивающий этап
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 105.30 Кб (Скачать файл)

В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.

Инструкция испытуемому: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.

Были случаи, когда при неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа (Анна). Такое выполнение задания рассматривалось как хорошее.

Если испытуемый правильно находил последовательность, но не мог составить хорошего рассказа, ему задавались вопросы, чтобы уточнить причину затруднения. Так, ребенок может интуитивно понимать смысл нарисованного на картинках, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит (например, в случае с сюжетом «Половодье»). Точные вопросы экспериментатора позволяют понять причину плохого рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивалось как выполнение задания на среднем уровне. Если испытуемый правильно находил последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривалось как неудовлетворительное.

Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:

1) не смог найти последовательность  картинок и отказался от рассказа;

2) по найденной им самим последовательности  картинок составил нелогичный  рассказ;

3) составленная испытуемым последовательность  не соответствует рассказу (за  исключением тех случаев, когда  ребенок после наводящего вопроса  взрослого меняет последовательность  на соответствующую рассказу);

4) каждая картинка рассказывается  отдельно, сама по себе, не связанно  с остальными – в результате  не получается рассказа;

5) на каждом рисунке просто  перечисляются отдельные предметы.

По результатам исследования 90% испытуемых справились с заданием. Не справился только один дошкольник – Нина, что вызвано, как было видно из наблюдения за ребенком, личностными причинами – боязни допустить ошибку, выраженной неуверенности в себе.

Кроме того, с помощью данной методики нами выявлялись речевые способности детей по следующим параметрам: связность речи (использование сложных предложений, правильные окончания слов, предлоги и т.д.), правильность (четкость) произношения.

В результате наблюдения дети с дефектами произношения не обнаружены. Связность речи у всех детей (кроме Нины) на высоком для данного возраста уровне.

7. Исследование речевой  сферы, проверка фонематического  слуха. Методика «Звуковые прятки».

Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.

Предлагается поочередно искать звуки: «о», «а», «ш», «с».

Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам произнес вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.

Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено «хорошо». Если допущена одна ошибка, то считается, что задание выполнено «удовлетворительно». Если допущено более одной ошибки, то задание выполнено «неудовлетворительно».

 

Гистограмма 5

Анализируя результаты методики (приложение 6, гистограмма 5) мы видим, что «хорошо» справились с заданием 40% детей (ряд 1, 3, 7, 8), «удовлетворительно» 50% (ряд 2, 4, 5, 6, 10), «неудовлетворительно» – 10% (9 ряд).

По окончании исследования был проведен анализ его результатов.

2.3 Анализ результатов  исследования

Анализируя составленную по результатам всех методик сводную таблицу (Приложение 7) мы видим, что большинство дошкольников психологически готовы к поступлению в школу. При этом «хорошо» подготовлены к школе 50% дошкольников, «удовлетворительно» – 40%. Полученные данные мы обработали методом математической обработки – критерием U-Манна-Уитни. Математические значения отражены в табл. 1.

Таблица 1. Показатели критерия U-Манна-Уитни

 

VAR00008

N

Ранг показателя

Суммарный ранг

Аффективно-потребност сфера

Мал

5

4,50

22,50

 

девоч

3

4,50

13,50

 

всего

8

   
 

девоч

3

3,50

10,50

 

всего

8

   

Методика «Домик»

Мал

5

4,90

24,50

 

девоч

3

3,83

11,50

 

всего

8

   

Методика «Да и нет»

Мал

5

5,00

25,00

 

девоч

3

3,67

11,00

 

всего

8

   

Методика «Сапожки»

Мал

5

5,00

25,00

 

девоч

3

3,67

11,00

 

всего

8

   

Методика «Звуковые прядки»

Мал

5

4,50

22,50

 

девоч

3

4,50

13,50

 

всего

8

   

«Последовательность событий»

Мал

5

4,90

24,50

 

девоч

3

3,83

11,50

 

всего

8

   

 

По критерию U-Манна-Уитни можно сделать следующий вывод: У мальчиков выражена ярче, чем у девочек внутренняя позиция школьника, ориентация на образец, копирование в деятельности, умение подчиняться правилам. Также у мальчиков преобладают интеллектуальные способности и логическое мышление.

Общие статистические данные по критерию U-Манна-Уитни

 

Аффект потреб сфера

Внутрен позиц школ

методика «Домик»

Методика «Да и нет»

Методика «Сапожки»

Методика «Звуковые прядки»

Методика «Последовательность событий»

Mann-Whitney U

7,500

4,500

5,500

5,000

5,000

7,500

5,500

Wilcoxon W

13,500

10,500

11,500

11,000

11,000

13,500

11,500

Z

000

-1,183

-, 689

-, 816

-, 816

000

-, 683

Asymp. Sig. (2-tailed)

1,000

237

491

414

414

1,000

495

Exact Sig. [2*(1-tailed Sig.)]

1,000 (a)

393 (a)

571 (a)

571 (a)

571 (a)

1,000 (a)

571 (a)


 

В результате общих статистических данных, мы можем утверждать, что у детей дошкольников преобладает аффективно-потребностная, мотивационная сфера, логическое мышление и умение обобщать предметы, явления. Выраженность данных показателей подтверждают закономерные особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Преобладание выраженности данных особенностей отражают сформированность психологической готовности ребёнка к школе.

Таким образом, с помощью интерпретации данных, мы установили, что низкая психологическая готовность к школе доминирует у девочки Нины. Наблюдения за этой девочкой так же показало, что у нее явно повышенный уровень тревожности, она замкнута, не уверена в себе.

На основе полученных результатов необходимо составить психокоррекционную программу, которая помогла бы не только девочке улучшить свои показатели, но и остальным детям повысить свой уровень психологической готовности к школе. Исследуя воспитательное воздействие в детском саду, мы считаем, что задачей детского сада выступает постепенное закладывание основы готовности к обучению в школе, формирование обобщенных, систематизированных знаний об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач. Такое закладывание эффективно осуществляется в детском коллективе, в совместной деятельности детей. Поэтому психокоррекционная программа рассчитанная для Нины будет осуществляться в совместной деятельности детей.

Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому своевременная диагностика, коррекция и развивающая работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед психологом образовательного учреждения.

 

3. Программа психологической  коррекции психологической готовности  ребёнка к школе

3.1 Характеристика психокоррекционной программы

Для коррекции готовности детей дошкольного возраста подготовительной группы к мы разработали и обосновали программу, под названием «Путешествие в мир знаний», целью которой было сформировать внутреннюю позицию школьника.

Данная коррекционная программы рассчитана на ребёнка, который по результатам исследования оказался не готов к школе. Программа позволяет снизить уровень тревожности, повысить самооценку, уверенность в себе и приобрести формы самоконтроля ребёнка, который влияет на успешность обучения и взаимодействия между детьми в коллективе.

Психокоррекционная программа проводится на всей группе детей. Для того, чтобы включить тревожных и неуверенных детей в группу коллектива и наладить позитивный контакт с членами коллектива. Также данная программа повышает интеллектуальный, познавательный уровень детей не готовых к обучению в школе и стимулирует их личностную готовность.

В ходе коррекционно-развивающей работы по программе «Путешествие в мир знаний», у детей могут проявляться следующие достижения: повышение интереса к познавательным задачам и готовность их решать; улучшение эмоционально-позитивных отношений в группах, совместная игровая деятельность.

Цель программы: создать в деятельности ребенка модель учебно-воспитательной сферы, которая позволяла бы гармонично развивать личность и адаптивный потенциал для успешного обучения в начальной школе.

В основе коррекционно-развивающей программы лежат следующие принципы:

1.         Сочетание игровой и учебной видов деятельности. Постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.

2.         Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений.

3.         Избежание противоречий в обучающих и воспитательных воздействиях.

4.         Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

В результате реализации этих принципов происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Основная задача программы: Создание условий для формирования всех видов готовности детей к обучению в школе.

1.         Личностная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника». А также развитие качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями.

2.         Интеллектуальная готовность – формирование дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интерес к знаниям, тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

3.         Специальная готовность – формирование навыков письма, чтения, счета.

4.         Физическая готовность – развитие работоспособности, укрепление соматического и психического здоровья.

Каждое занятие включает задачи из всех четырех блоков и направлены на развитие:

·            Произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной).

·            Произвольного и непроизвольного внимания.

·            Повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).

·            Творческого воображения.

·            Мелкой моторики рук и укрепление соматического и психического здоровья.

·            Формирование позитивно мотивации.

Рекомендации, необходимые для проведения занятий

1.         Добровольное участие детей.

2.         Продолжительность занятия 30–40 минут.

3.         Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией.

4.         Создание и поддержание в ходе занятия эмоционально-позитивного фона.

5.         Регулярность и эпизодичность занятий – 2 раза в неделю.

6.         Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещенность, проветривание, время проведения).

Реализация программы проходит в 4 этапа:

1.         Ориентировочный этап (2 занятия);

2.         Этап накопления положительных образов (2 занятия);

3.         Коррекционно-развивающий этап (17 занятий);

4.         Обобщающе-закрепляющий этап (4 занятия).

Оценка успешности проведенной коррекционно-развивающей работы определяется:

1.         Сравнительный анализ предварительной и конечной диагностики.

2.         Отзывы родителей (анкетирование, беседы).

3.         Отзывы воспитателей (анкетирование, беседы).

 

3.2 Ориентировочный этап

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: 1. Установление эмоционально-позитивного контакта с детьми.

2. Ориентировка в обстановке  помещения.

3. Знакомство с правилами и  нормами поведения на занятиях.

4. Установление позитивных взаимоотношений  в группе.

Занятие №2. «Дружба».

Задачи: 1. Укрепить взаимоотношения детей в группе.

2. Поддерживать интерес к занятиям.

3. Развивать воображение и коммуникативные  навыки.

Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школе