Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 17:35, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе. Объект исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе Предмет исследования: внутренняя позиция школьника как один из критериев психологической готовности ребенка к школе
Содержание
Введение 1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка дошкольника к обучению в школе 1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста 1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе 1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе 2.1 Организация процедуры экспериментальной работы 2.2 Описание и результаты диагностических методик 2.3 Анализ результатов исследования 3. Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе 3.1 Характеристика психокоррекционной программы 3.2 Ориентировочный этап 3.3 Этап развития эмоциональных контактов с детьми и воспитывающими взрослыми 3.4 Коррекционно-развивающий этап Заключение Литература
4. Развивать уверенность в поддержке
сверстников; доверие к ним.
5. Поднять эмоциональный тонус
детей.
Материалы: мячик, маски животных, веревка
длиной 1,5 метров, лист ватмана, краски,
карандаши, кисти.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Дети приветствуют друг друга так, чтобы
было понятно, что все рады увидеться,
используя выразительные движения (смотреть
в глаза и улыбаться) или тактильный контакт
(рукопожатие, ласковое прикосновение,
поглаживание); вспоминают правила взаимодействия
(занятие №1).
Игра «Ласковое имя».
Инструкции: «Вспомните, как вас ласково
зовут дома. Мы будем бросать друг другу
мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет
одно или несколько своих ласковых имен.
Важно, кроме того, запомнить, кто к каждому
из вас бросил мячик. Когда все дети назовут
ласковые имена, мячик пойдет в обратную
сторону. Нужно постараться не перепутать
и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил
вам, а кроме того, произнести его имя».
Игра «Животные».
Ведущий предлагает детям изобразить
кого-либо из животных (шустрому ребенку
– медведя; медлительному – зайца, белку;
трусливому – тигра, волка, льва…).
Игра «Прорвись в круг»,
Ребенка, испытывающего небольшие трудности
в общении со сверстниками, отведите в
сторону. Остальные дети встают в круг,
крепко взявшись за руки. Ребенок должен
разбежаться, прорвать круг и проникнуть
в него.
Игра «Глухой телефон».
Дети сидят в кругу. Ведущий спрашивает,
кто хочет, чтобы с него начали. Ведущий
говорит на ухо любое слово начинающему,
а тот передает следующему и т.д. Последний
говорит слово вслух, сравнивают с первоначальным.
Игра «Енотов круг».
Дети становятся в круг, взяв друг друга
за руки крепко. Веревку длиной 1,5 метра
завязываем в круг. Ведущий одевает круг
через плечо. За определенное время, не
расцепляя рук, продеть веревочный круг
через каждого участника. Можно использовать
одновременно два круга (друг за другом
или навстречу друг другу).
Групповой рисунок «Волшебная
страна».
Дети рисуют на листе ватмана карандашами,
фломастерами, красками или мелками (по
желанию) Волшебную страну. В этой стране
все люди (и взрослые, и дети) живут дружно,
никогда не ссорятся, помогают друг другу
и т.д.
Ритуал прощания.
Дети благодарят друг друга за совместную
игру, кратко обсуждают вопрос, кому какая
игра понравилась больше всего. Прощаются
друг с другом и со взрослым.
3.3 Этап развития эмоциональных
контактов
Цель: 1. Формирование эмоциональных контактов
с детьми и взрослыми.
Занятие №1. «Королевство внутри
нас».
Задачи: 1. Познакомить с основными чувствами
и эмоциями человека.
2. Развивать умение понимать
и передавать свои эмоции и
чувства.
3. Развивать умение слушать сверстников.
4. Помощь в преодолении негативных
переживаний.
5. Учить самостоятельно принимать
решения, уменьшать тревожность.
Материалы: цветная бумага, краски, кисточки, ножницы,
повязки на глаза. Мокрая бумага для рисования
(альбомные листы).
Ход занятия:
Ритуал приветствия. Все приветствуют друг друга, как принц
и принцесса в сказке: девочки делают реверанс,
а мальчики прикладывают правую руку к
левой стороне груди и кланяются.
«Беседа».
«Ребята, все мы разные. У нас разные прически,
глаза, рост… Но в чем-то мы все похожи.
Когда весело, мы улыбаемся, когда очень
грустно, тревожно, то можем заплакать
Знаете, как называется состояние людей,
когда им весело или грустно, тревожно
или спокойно? Это настроение. Настроение
– это то, на какое эмоциональное состояние
внутри себя человек настроен. Основные
чувства и эмоции: радость, грусть, страх,
гнев, тревога, удивление. Как можно повысить
настроение?» Дети по кругу предлагают
свои способы. (Например: сделать доброе
дело, поговорить с другом, посмотреть
любимый мультфильм, нарисовать картинку
и т.д.).
Игра «На что похоже настроение».
Участники игры по кругу при помощи сравнения
говорят, на какое время года, природное
явление, погоду похоже их настроение.
Начинает игру ведущий: «Мое настроение
похоже на белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе. А твое?» Ведущий обобщает
– какое сегодня у всей группы настроение:
грустное, веселое, смешное, злое и т.п.
Игра «Слепой фотограф».
В парах, один с закрытыми глазами, другой
его водит, помогая познавать мир по-новому.
Через несколько минут меняется ролями.
Обсуждение: «Что чувствовали? Кем понравилось
быть – «слепым» или «фотографом»?
Игра «Салют».
Детям предлагается выбрать по своему
вкусу несколько цветных листочков бумаги,
затем мелко нарезать их. После этого каждый
ребенок подбрасывает вверх свои кусочки
изображает свой салют, а остальные ему
хлопают. Обсуждается, какой салют оказался
красивым и почему. Потом ведущий переводит
обсуждение на чувства, которые дети испытывают,
когда показывают салют.
Игра «Настроение и походка».
Ведущий показывает движения и просит
изобразить настроение: «Походим, как
старая бабушка, попрыгаем, как веселый
клоун. Пройдемся, как маленький ребенок,
который учится ходить. Осторожно подкрадемся,
как кошка к птичке. Побежим навстречу
маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».
Этюд «Солнечный зайчик».
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит:
«Солнечный зайчик заглянул вам в глаза.
Заройте их. Он побежал дальше по лицу.
Нежно погладьте его ладонями: на лбу,
носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно
поглаживайте. Чтобы не спугнуть, голову,
шею, животик, руки, ноги, он забрался за
шиворот – погладьте его там. Он не озорник,
он любит и ласкает вас, а вы погладьте
и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».
Далее, ведущий говорит с детьми об изменении
их самочувствия во время выполнения этюда,
объясняет им, почему у них изменилось
настроение.
Рисование на тему «Мое
настроение».
Взрослый подготавливает заранее мокрый
лист и краски и объясняет детям, что настроение
можно изобразить в виде кругов, полосок,
пятен и т.п. После выполнения рисунков
дети рассказывают, какое настроение они
изобразили.
Ритуал прощания. Дети улыбаются друг другу и машут руками.
3.4 Коррекционно-развивающий
этап
Цель: 1. Развитие познавательных процессов.
2. Формирование способности регуляции
деятельности.
Материалы: аудиокассета «Шум моря», 2 ленты
длиной 1 – 1,5 метра, ножницы, клей, салфетки,
ватман, страницы из газет и журналов с
буквами.
Ход занятия:
Ритуал приветствия. Дети приветствуют друг друга любым способом.
Беседа. «С сегодняшнего дня мы начинаем
путешествовать по волшебной стране знаний.
Мы узнаем много нового и интересного.
Но только уговор, во время путешествия
мы не ссоримся и помогаем друг другу.
Договорились? Итак, сегодня мы отправляемся
ой, а куда же мы отправляемся сегодня?
Вот память-то. У меня здесь записано (достает
лист бумаги) – загадки о море, реке.» (Например:
«Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит
– не выбежит» и т.д.) Дети отгадывают,
и включается аудиокассета «Шум моря».
«Послушайте, как ласково шумит море. Хотелось
бы вам отправиться в плавание? (Да) Тогда
давайте произнесем волшебные слова».
Дети оказались на корабле (корабль может
быть нарисованным или же сложенным из
кубиков).
Игра «Волны».
Ведущий называет по очереди то или иное
чувство и предлагает превратиться в морские
волны и с помощью лент показать: волны
радости, волны гнева, волны страха и пр.
Упражнение «Гласные
буквы».
Дети вырезывают гласные буквы и наклеивают
их на ватман, на котором изображен дом
с красной крышей. Каждая буква заселяется
в свою «квартиру»: а-я, о-ё, у-ю, и-ы, э-е.
Стихотворение
«Овощи». Юлиан Тувим.
Этюд «Минута шалости».
Все дети превращаются в пушистых озорных
котят, которые бегают, прыгают, кувыркаются,
щурятся на солнышке от удовольствия.
Ритуал прощания. Дети становятся в круг, улыбаются друг
другу и прощаются до следующей встречи.
Заключение
Проведенное исследование позволило
сделать следующие основные выводы.
В период дошкольного детства ребенок
проходит путь от осознания себя как «Я
сам», как физически самостоятельного
индивида к осознанию своей внутренней
жизни, своих чувств и переживаний, связанных,
однако, с конкретной действительностью,
отрыв от которой происходит уже за пределами
дошкольного возраста.
Под психологической готовностью к школьному
обучению понимается необходимый и достаточный
уровень психического развития ребенка
для освоения школьной учебной программы
в условиях обучения в коллективе сверстников.
В процессе написания курсовой работы
был проведен анализ современных концепций
проблемы психологической готовности
ребенка к школе. Во всех исследованиях,
несмотря на различие подходов, признается
факт, что эффективным школьное обучение
будет только в том случае, если первоклассник
обладает необходимыми и достаточными
для начального этапа обучения качествами,
которые затем в учебном процессе развиваются
и совершенствуются.
Были выявлены следующие центральные
компоненты, которые составляют психологическую
готовность к обучению в школе:
– новая внутренняя позиция школьника,
проявляющаяся в стремлении к общественно
значимой и общественно оцениваемой деятельности;
– в познавательной сфере знаково-символическая
функция сознания и способность к замещению,
произвольность психических процессов,
дифференцированное восприятие, умение
обобщать, анализировать, сравнивать познавательные
интересы;
– в личностной сфере произвольность
поведения, соподчинение мотивов и волевые
качества;
– в сфере деятельности и общения: умение
принимать условную ситуацию, учиться
у взрослого, регулировать свою деятельность.
Кроме того, нами были рассмотрены методы
диагностики психологической готовности
к школе.
В процессе практической работы нами
было проведено полное обследование группы
детей (10 дошкольников) на предмет их психологической
готовности к обучению в школе.
В результате было выявлено, что 90% детей
имеют интеллектуальную, эмоциональную
и социальную зрелость, которая проявляется
в психологической готовности к школе.
Для детей, которые имеют низкий уровень
сформированности психологической готовности
к школе, была составлена коррекционная
программа, включающая в себя развивающие
игры, позволяющие продвинуть вперёд психическое
и личностное развитие детей и ориентироваться
в межличностном взаимодействии со сверстниками
для создания совместной деятельности.
Таким образом, гипотеза нашего исследования
подтвердилась, что потребность к общению
и к познавательной деятельности дошкольников
создаёт условия для формирования становления
внутренней позиции школьника как основного
критерия психологической готовности
ребёнка к школе.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование
в детском возрасте. – М., МГУ, 1999. – 148 с.
2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной
сферы ребенка // Изучение мотивации поведения
детей и подростков. – М., МГУ, 1992. – 98 с.
3. Божович Л.И. Развитие мотивов учения
у советских школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова,
Л.С. Славина // Известия АПН РСФСР. Вып. 36.
1991. – С. 14–21
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности.
– М.; Воронеж, 2005. – 164 с.
5. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к
школе // Начальная школа: плюс до и после.
– 2002. №10. С. 19–25
6. Борозинец Н.М. К вопросу психологической
готовности к школе детей с трудностями
в обучении // Вопросы психологии. 1998, №2.
– С. 56–61.
7. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки
на систему требований в младшем школьном
возрасте // Диагностика учебной деятельности
и интеллектуального развития детей. –
М., МГУ, 2001. – 96 с.
8. Венгер Л. Как дошкольник становится
школьником? // Дошкольное воспитание, –
2005, – №8. С. 66–74.
9. Витилах Г. Принципы разработки и применения
психодиагностических методов в школьной
практике // Психодиагностика: теория и
практика. – М., МГУ, 1996. – 126 с.
10.Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе //
Дошкольное воспитание. 2001. №12. – С. 17–20.
11.Готовность детей к школе. Диагностика
психического развития и коррекция
его неблагоприятных вариантов.
М., МПГУ, 1992. – 48 с.
12.Гуткина Н.И. Диагностическая программа
по определению психологической готовности
детей 6–7 лет к школьному обучению. –
М., МГУ, 1996. – 154 с.
13.Гуткина Н.И. Психологическая готовность
к школе. М., МГУ, 1996. – 64 с.
14.Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке
детей к школе // Начальная школа, 2001, №4.
– С. 11–13.
15.Диагностика учебной деятельности
и интеллектуального развития
детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.
– М., изд-во «Наука», 1991. -87 с.
16.Дмитриевская Л.А. Проверка общей
готовности ребенка к школе // Начальная
школа. 2000. №12. – С. 17–20.
17.Дубровина И.В. Школьная психологическая
служба. – М., МГУ, 2001. – 68 с.
18.Залесский Г.Е. Психология мировоззрения
и убеждении личности. – М., МПГУ, 1994. –
82 с.
19.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю
о психологии детей шестилетнего возраста
/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. М., изд-во
«Наука», 2002. – 96 с.
20.Копылева И.Н. Дошкольное детство:
подготовка к школе или этап в жизни? //
Начальная школа. 2002. №1. С. 96–100.
21.Костикова М.Н. Анализ условий преодоления
детьми затруднений при выполнении заданий
как один из методов определения готовности
к школьному обучению // Диагностическая
и коррекционная работа школьного психолога.
– М., МГУ, 2001. – 86 с.
22.Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок.
Психологическая готовность к школе //
Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. М., МГУ, 2005. –
84 с.