Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы несомненна, поскольку именно в школе человек учится не только получать знания, но и отчитываться в поступках, предоставлять результаты собственных трудов, конкурировать со сверстниками и бороться за свое мнение. Но, к сожалению, к наступлению школьного возраста далеко не все дети оказываются психологически зрелыми для того чтобы начать эту новую, непростую страницу своей жизни.
Психологическая готовность к школьному обучению это достаточный и необходимый уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Содержание

Ведение
1. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
1.2 Понятие психологической готовности к школе и её аспекты
1.3 Волевая готовность
1.4 Внутренняя позиция школьника
1.5 Личностная готовность
1.6 Интеллектуальная готовность
1.7 Нравственная готовность
2. Развитие мышления дошкольника и процедура определения готовности к обучению
2.1 Определение психологической готовности к школе
2.2 Развитие мышления дошкольника
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучениюОтрода В.А..docx

— 60.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2. Развитие  мышления дошкольника и процедура  определения готовности к обучению

2.1 Определение  психологической готовности к  школе

К началу обучения в школе ребенок проходит длинный путь взросления и познания. До семи лет у человека уже формируется некоторая самооценка, осмысленное восприятие окружающего мира и действительности.

К моменту окончания дошкольного возраста ребенок способен сознавать себя и свое положение в жизни. Возникают новые стремления и потребности. В результате игра к концу дошкольного периода перестает удовлетворять ребенка. На её место приходит желание осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Отсутствие возможности реализовать эту потребность порождает кризис. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. На передний план выходят переживания, относящиеся к школьному обучению. Прежде всего, важными становятся получаемые оценки. Все эти особенности психолог должен учитывать во время процедуры проверки.

Определение психических возможностей ребенка помогает учителю и психологу решать ряд задач, связанных с началом обучения в школе. Прежде всего, это задача определения наиболее благоприятного срока поступления ребенка в школу. Также это проведение коррекционно-развивающей работы с детьми, оказавшимися психологически неготовыми к школьному обучению. И конечно это задача оказания родителям, воспитателям и учителям консультативной помощи в целенаправленном формировании личности ребенка и нормализации учебной деятельности.[1,с.38]

В настоящее время дети могут начать обучение с шести лет в подготовительных классах школы или детского сада или с семи лет в обычных первых классах. В подготовительные классы чаще всего направляют шестилетних детей, психологически вполне готовых к обучению. Если вовремя не приступить к обучению такого ребенка, то его развитие затормаживается. Нередко, овладев письмом, счетом и чтением еще до школы, эти дети не ощущают собственного развития во время обучения в первом классе.

Но и не очень психологически подготовленного ребенка порой полезно отправить в подготовительный класс, если есть уверенность, что щадящий режим обучения в этом классе окажет более благоприятное воздействие на психическое развитие ребенка, чем его воспитание дома или обучение в группе детского сада.

Задача психолога, по результатам диагностики психологической готовности, определить готов ли ребенок к обучению с шести лет или же целесообразно пойти в школу после семи.

По итогам диагностики, как правило, обнаруживаются неготовые к обучению дети. Если к шести годам у ребенка не формируются предпосылки готовности, то и к семи годам ребенок приходит в школу и начинает учиться, являясь фактически неготовым к систематическому обучению. Следовательно, необходимо еще до поступления в школу активизировать предпосылки готовности к школьному обучению.

Безусловно, один психолог с такой задачей не справится. Но совместными усилиями, вместе с родителями и педагогами эту проблему можно решить.[2,c.118] Наиболее психологически несформированные стороны психики ребенка помогут определить результаты диагностики психологической готовности. Организуются специальные индивидуальные или групповые занятия, на которых в игровой форме идет развитие памяти, речи и внимания, формирование положительного отношения к школе. Педагоги могут провести экскурсию по школе и познакомить детей с учителями. Речевые проблемы поможет решить логопед. Со стороны родителей существенное влияние окажут различные игры школьной направленности.

У детей, не имеющих грубых форм неготовности, уже через полтора месяца целенаправленной работы может сформироваться психологическая готовность. При более сложных явлениях психологической неготовности может возникнуть необходимость отложить на год поступление ребенка в школу и провести с ним развивающую работу в течение нескольких месяцев.

Определение психологической готовности к школе может быть различным в зависимости от условий работы психолога. Благоприятным считается обследование детей в детском саду в конце весны. На доске объявлений заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Например, указывается, что ребенок должен уметь: воспроизводить образец, работать по правилу, выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ, различать отдельные звуки в словах.

Первый этап собеседования включает методику «Домик», проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: «Звуковые прятки», «Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника», «Определение доминирования познавательного или игрового мотива» и «Да и Нет».

Для каждого ребенка заранее готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.

Практически все обследования проводятся в присутствии родителей. Исключение составляют две методики: «Домик» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Во время проведения этих методик родители не присутствуют, потому что при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. Во время выполнения остальных заданий присутствие родителей весьма желательно. Если они лично видят, какие задания выполняют их дети, у них нет оснований подозревать психолога в предвзятости.

После выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.

Залог успешного проведения диагностики – дружественный контакт с ребенком и непринужденная атмосфера, где задания воспринимаются как игра.

Страх отвечать на вопросы, волнение и тревога говорят о том, что ребенкунеобходима эмоциональная поддержка: слова похвалы в его адрес, ласковая улыбка, уверенность психолога в успешности выполнения задания и так деле.

Результаты обследования заносятся в карту психического развития ребенка, иначе говоря, психологическую карту. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица «Сводные данные о работе с ребенком». Она заполняется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Если пришел ученик, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.

В целях защиты информации от посторонних лиц, лист с личными данными хранится отдельно от карты. На нем, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога. Педагоги и администрация могут пользоваться данными, хранящимися на карточках только по согласованию с психологом. При переводе ученика в новое учебное заведение карту желательно передать психологу того учреждения.

 

2.2 Развитие  мышления дошкольника

Основная линия развития мышления — переход отнаглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже.

Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой ло гики рассуждений. Своеобразие детской мысли прослеживается в эксперименте Л.Ф. Обуховой, повторившей некоторые вопросы Ж. Пиаже для наших детей.

Андрей О. (6 лет 9 мес.). «Почему звезды не падают?» — «Они маленькие, очень легкие, они вертятся как-то на небе, это не вид но, только по телескопу видно». «Почему ветер дует?» — «Потому что ведь надо помогать на парусниках в спорте, он дует и помога ет людям».

Слава Г. (5 лет 5 мес.). «Откуда луна на небе появилась?» — «А может быть, ее построили?» «Кто?» — «Кто-нибудь. Ее по строили или она сама выросла.» «А звезды откуда появились?» — «Взяли и выросли, и сами появились. А, может, луна появилась из света. Луна светит, но она холодная». «Почему луна не падает?» — «Потому что она на крылышках летает, а, может быть, там такие веревки и она висит...»

Илья К. (5 лет 5 мес.). «Откуда сон приходит?» — «Когда смот ришь что-нибудь, он в мозги зайдет, а когда спишь, то он из моз гов выходит и через голову прямо в глаза, а потом он уходит, ве тер его сдувает и он улетает». «Если кто-нибудь с тобой рядыш ком будет спать, он сможет увидеть твой сон?» — «Наверное, мо жет, потому что он может, наверное, через мое зрение проходить к маме или папе».

-Несмотря на такую своеобразную  детскую логику, дошкольники могут  правильно рассуждать и решать  довольно сложные задачи. Верные  ответы от них можно получить  при определенных услови ях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого — понятьих. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. В одном из американских иссле дований детям 4 лет показывали игрушки — 3 автомобиля и 4 гаража. Все машины стоят в гаражах, а один гараж остается пустым. Ребенка спрашивают: «Все ли машины стоят в гаражах?» Обычно дети говорят, что не все. По этому неверному ответу нельзя судить о непонимании ребенком понятия «все». Он не понимает другое — поставленную перед ним задачу. Маленький ребенок считает, что, если есть 4 гаража, значит, должно быть и 4 машины. Из этого он делает вывод: четвертая машина есть, только куда-то пропала. Следовательно, для него «взрослое» утверждение — все машины стоят в гаражах — не имеет смысла.

Лучший способ добиться правильного решения — так организо вать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в част ности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бро сать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угады вали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные пред положения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.

Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблю дает доступные его пониманию факты, он может логически пра вильно рассуждать.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Так, например, 5-летний ребенок уже приобретает такое отвлеченное поня тие, как «живое существо». Он легко и быстро относит к «живым» крокодила (для этого ему нужно всего 0,4 секунды), но слегка затрудняется, относя к этой категории дерево (думает 1,3 секунды) или тюльпан (почти 2 секунды). Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме. Скажем, 3-летнему ребенку значительно труднее представить себе понятия «день» и «час», чем 7-летнему. Это выражается, в частности, в том, что он не может оценить, как долго ему придется ждать маму, если она обещала вернуться через час.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобще нию, установлению связей. Возникновение ее важно для дальней шего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто произ водят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние приз наки (маленький предмет — значит, легкий, большой — значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет, и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делится на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему -то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

п./п

Новое определение

Содержание

1

Школьная дезадаптация

Этим термином фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе обучения.

2

Воля

Способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления)

3

Вербализм

это значительно более выраженный, чем интеллектуализм, тип дисгармоничного формирования личности. Вербализм характеризуется преобладанием речевого развития над другими психическими процессами - в том числе, и над логическим мышлением.

4

Внутренняя позиция

Понятие, введенное в психологию Л.И. Божович. Под внутренней позицией понимается система внутренних факторов развития, и прежде всего – это отношение субъекта к тому объективному положению, которое он занимает в жизни, и к тому положению, которое он хочет занимать

5

Демонстративность

особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих

6

Детская деятельность

Процесс в жизни ребенка, в ходе которого происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания окружающей действительности, усвоение общественного опыта.

7

Дошкольный возраст

Этап психического развития в отечественной периодизации, занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом, имеющий исключительное значение для развития психики и личности ребенка.

8

Диагностика психического развития

Обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотивации, отклонения от психической нормы и т.д.

9

Задержка психического развития

Особый тип дефицитарной аномалии психического развития ребенка, имеющий различное происхождение.

10

Зона ближайшего развития

Понятие, введенное Л.С. Выготским для характеристики связи обучения и развития, которое определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но решает с помощью взрослого.

11

Игра детская

Исторически сложившийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

12

Творчество

Человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее и имеющее общественно-историческую ценность.

13

Рефлексия

Мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, отношений с другими, своих задач, назначения и так далее.

14

Память

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению