Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 10:57, курсовая работа
Краткое описание
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
Содержание
Введение «Естественные» психологические защиты…………...……………………………………….........4 «Интегративные» психологические защиты…………………………………………………….….8 Ретро-защиты………………………………………………………………………………....…..….24 Развитие самосознания и самоценности личностью……….……………………………………...31 Я-концепция………………………………………………………………………………………….33 Самоопределение личности…………………………………………………………....……………34 Саморазвитие…………………………………………………………………………………………36 Субъективная картина жизненного пути и её структура…………………………………...……..39 Заключение. Список литературы.
Интроекции имеют следующие психосемантические
проявления: "Я должен…", "Мне следует…".
Они могут проявляться в нереалистических
ожиданиях от других людей и от себя, в смене
одних интроекций другими, стремлении
жить по чужим правилам и др. Интроекции
возникают в ситуациях, когда человек
лишен возможности или желания анализировать,
сравнивать, опровергать, сомневаться,
доказывать, а предпочитает принимать
на веру мнения, высказывания других людей.
Все выше перечисленное отличает
механизм интроекции от проекции, при которой,
наоборот, делается попытка придать внутреннюю
форму всему внешнему миру. Иногда в литературе
интроекцию называют "положительным перенесением",
а проекцию – "отрицательным".
Ретрофлексия
По меткому выражению Ф. Перлза
(1973), ретрорефлектор (человек с ретрофлексивным
защитным механизмом) делает для себя то,
что он хотел бы сделать другим.
Описывая ретрофлексию, Полстер
(1973), считал, что такая форма взаимодействий
индивида с другими людьми позволяет ему
становиться "отдельной и самосохраняемой
единицей", подчеркивать свою центральную
человеческую силу. Она может нередко
вызывать стресс и напряжение, так как
заключается во внутреннем Я и не выливается
в поведенческих реакциях.
Ретрофлексия выражается в самоконтроле
и самодисциплине (Д. Рейнуотер, 1993) и обеспечивает
тип контроля, защищающий личность "от
внешних вторжений и влияний на ее переживания и
чувства". Как и многие защитные механизмы личности,
ретрофлексии начинают формироваться
в детстве.
Рассмотрим пример детской ретрофлексии.
Ребенок интроецирует "послание"
взрослых: "Каждый мальчик должен быть
мужчиной и не плакать по пустякам". Но,
играя в футбол во дворе, ребенок упал и сильно
ушиб колено о камень… Боль… Появляются
слезы… Плач… Но, ретрофлексируя, он прячет
свою боль во внутрь, останавливает слезы,
прекращает крики…
Вместе с тем, во многих работах
(преимущественно гештальт-психологического
толка) отмечается, что частые ретрофлексии
могут вылиться в "нездоровье" –
психосоматические нарушения, депрессию
и самодеструктивное поведение. Ретрофлексивные
защиты имеют и внешнее выражение – напряжение
мышц и мускульные проявления (сжатие
кулаков, закусывание губ, совершение
"боксерских" ударов по предметам,
задержки дыхания и др.), изменения цвета
кожи в местах блокирования энергии. В
этих ситуациях важно "перераспределить"
энергию и значительную ее часть направлять
не на себя, а на окружающих.
3. Ретро-защиты.
Настоящая группа объединяет
те механизмы психологических защит, которые
базируются и используют механизмы, возникшие
в детстве, практически без их изменения.
Прибегание к этому типу защит косвенно
свидетельствует о некой личностной и
социальной инфантильности человека,
личностной незрелости. Они наиболее близки
к развитию деструктивных, порой патологических
свойств личности, формируя черты подчинения
и зависимостей.
Ниже будут описаны следующие
защитные механизмы:
* отступление;
* самозамыкание;
* дефлексия;
* окаменение;
* уход в виртуальную
реальность/виртуальность;
* комплекс Ионы;
* регрессия:
* примитивные механизмы:
* отрицание,
* расщепление,
* проективная идентификация,
* парциальная перцепция,
* двигательная активность;
* оглушение.
Завершая данную главу, следует
отметить, что все виды психологических
защит личности имеют "двойной", "парадоксальный"
эффект -- позитивный ("освобождение"
от неприятных переживаний на некоторое
время) и негативный (искажает реальность,
создает иллюзии, не позволяет решать
возникающие проблемы, являясь сопротивлением
для личностного развития и личностного
роста).
В процессе психологического
консультирования и терапии, одной из важнейших,
а вместе с тем и трудных, задач для психолога является
диагностика и "снятие" (или временная
"нейтрализация") психологических
защит, сопротивления личностному изменению,
об основных путях которого и пойдет речь
в следующей главе.
Отступление
Отступление, предохраняя личность
от негативных переживаний, обедняет ее
внутренний мир, скудеет и мир мыслей, и
мир чувств, в целом вся аффективная сфера.
Нередко проявления этого механизма формирует
покорность, безразличие, снижение целеполагания
и целенаправленности личности, эмпатии,
ценностей, что неминуемо ведет к манипулированию
личностью другими людьми, группами. Отступление
как защитный механизм начинает обычно
формироваться с детства – когда слабый
ребенок попадает в "подчинение"
родителей, сверстников – лидеров и является
их "тенью". Такой тип защиты проявляется
и у взрослых в разнообразных сферах общественной
и личной жизни – служебных коммуникациях,
семейных контактах, браке, приятельских
компаниях и др.
В зрелом возрасте могут актуализироваться
детские страхи или складываться новые при взаимодействии
с авторитарными, деспотичными людьми.
Механизм отступления ведет к своеобразной
деперсонализации. Э. Фромм заметил, что
покорность индивида сочетается со стремлением
к власти. Индивид "находит" себя,
если он вливается в группу, полностью
ей подчиняясь (проявляя конформность)
и как бы властвует через нее. Подобный
статус снимает осознание своей слабости,
изолированности, зависимости.
Дефлексия
Дефлексия проявляется во многих
поступках, включая принудительные и аддитивные.
Этот механизм часто возникает в результате
недоверия, страха, угрозы безопасности,
случившиеся в прошлом опыте индивида,
предохраняя личность от эмоциональных
срывов. Считается, что дефлексия – это
стратегия личности, связанная с избеганием
выбора, отказа от интенции.
Внешне дефлексия может проявляться
в отсутствии зрительных контактов с партнерами
по общению; специфических движениях тела
– поворот его от контакта с человеком,
постоянных движениях, топтании на месте
и др. Для ослабления дефлекционных влияний
человек должен учиться, прежде всего,
освоению управления внутренними коммуникациями
и способами внешних взаимодействий.
Окаменение
Окаменение как защитный механизм
было упомянуто П. Лейтсером. Близким ему являются
понятия: притупление чувств, онемение,
отрешенность, чувственное оглушение,
ощущение нереальности, заторможенность
чувств и т.д.
Например, при сдерживании гнева
индивид поджимает губы, сжимает кулаки,
принимает "бойцовскую позу", сводит
брови, раздувает крылья носа… У таких индивидов всегда
недовольное, сердитое выражение лица,
формируется сутулость, зажатость, отвердение
характера, декомпенсация, исчезает психическая
гибкость.
Окаменение, как и всякий защитный
механизм личности, играет как позитивную,
так и негативную роль в психическом развитии.
Окаменение – один из способов совладания
с определенными жизненными стрессами,
снятия напряженности; создания деловой
маски, картины полной безэмоциональности
и психической невозмутимости; ориентации
на поведение автомата; предупреждение
развития депрессивных реакций.
Вместе с тем, окаменение как
форма психической защиты ограничивает
способности человека реагировать на
реальные события; обедняет межличностные
контакты; не позволяет быть эмоционально
раскрепощенным, что ведет к телесным
и психическим нарушениям.
Уход в виртуальную реальность/виртуальность
Уход в виртуальную реальность
/ виртуальность является типическим проявлением
психологической защиты, называемой уходом.
Виртуальная реальность становится
таким же модным термином, как когда-то
"Эдипов комплекс", "экзистенция",
"архетип", "образ мира" и т.д.
И не только в психологии, но и в культуре
вообще.
При этом довольно трудно выделить
в них что-то общее. Так, можно обнаружить,
по крайней мере, три типа явлений, претендующих
на статус "виртуальных":
1. виртуальные компьютерные миры,
разнообразные кино- и телефильмы, главная
отличительная черта которых – возможность
взаимодействия с вымышленной "реальностью";
2. художественный вымысел и образы
фантазии – книги, фильмы, живопись, а также сны и мечты;
3. реальность абстрактных понятий
и категорий, которым не всегда соответствуют
реальные физические процессы.
Общее в этих явлениях то, что все
это субъективные модели реальности, в одном случае
существующие в виде материального воплощения
(компьютерные модели и графики), в другом
– в виде недоступного для внешнего наблюдения
субъективные образы (сон, фантазии) в
третьем – в виде научных конструктов
и понятий.
Р. Лифтон и Э. Ольсон пишут о том,
что моделирующая способность, которой обладает
психика, с одной стороны, отражает существующую
объективную реальность, с другой стороны
– формирует ее психическую модель, которая
относительно независима от первой, поскольку
существует вовне и воспринимается как
самостоятельный объект.
Будучи производным психики,
психические модели так же предстают, являются
психике, как и объективный мир. Иной раз
психика делает это различие между объективной
и виртуальной реальностью, между фактом
и фантазией, но иногда нет.
Интернет, психотронное оружие,
компьютерные игры – все это буферная реальность,
предохраняющая личность от прямого соприкосновения
с человеческой реальностью, опосредующая
контакт с миром (в том числе и социальным).
Одно и то же явление может выступать в
разных функциях и относиться к разным
сферам виртуальной реальности. Новые
интерактивные формы кино, литературы,
допускающие вмешательство наблюдателя
в сюжет, переводят эти явления из класса
"виртуальной виртуальности", чистого
вымысла в класс "виртуальной реальности",
вымысла, который можно "пощупать руками",
в который можно физически перенестись.
Переход виртуальной реальности в реальную
реальность (управление виртуальной моделью
космического корабля, химическим процессом)
повторяется в точности как с реальными
предметами.
Одним из видов виртуальных защитных
механизмов является уход от неприятностей,
существующих в реальной жизни, с помощью
средств воображения. Воображение проявляется
в различных формах, в частности – фантазии
и мечты, которые и осуществляют идеальное
преобразование объективной реальности,
переосмысления образов, ситуаций.
Включение в виртуальную реальность
рассматривается с различных позиций
и предполагает выполнение ряда функций:
* преодоление интрапсихического
конфликта, вызванного глубинными причинами, которые лежат либо
в области семейных отношений, отношений со сверстниками,
внутриличностным конфликтом;
* защитный механизм личности,
так как, погружаясь в виртуальную
реальность, человек как бы защищает
себя от каких-то проблем, тревоги,
комплексов; средство компенсации
неудач. Именно виртуальный мир
дает ту свободу действий, свободу
выражения мыслей, чувств и эмоций,
которые в реальной жизни зачастую
не всегда возможны;
* защитой сознания от напряжения,
тревоги и т.д. в виртуальном мире бывает более "наглядна".
Яркие, неожиданные ситуации
виртуального мира становятся и привлекательнее,
и реальнее тусклой повседневности. Защитные
механизмы, построенные на фантазии, мечте
("воздушные замки") отличаются наибольшей
пассивностью субъекта, плохой адаптированностью
к социальным условиям. Основными разновидностями
этого являются:
1. Виртуальные достижения. Субъект
придумывает для себя достижения в тех
проблемах, которые он не может решить
в жизни.
Например, отвергнутый группой
сверстников подросток воображает себя
известным актером, приехавшим в свой город,
и все его бывшие обидчики умоляют дать автограф,
прийти в гости, "помочь достать" билет
на его выступление и пр. Основной недостаток
– отсутствие дальнейшей реальной деятельности,
наличие фантастической удовлетворенности.
2. Виртуальная идентификация –
отождествелние себя с великим человеком или персонажем –
героем битв, мужества и красоты или "великим
мучеником", связанные с фантастическим
избавлением от ситуации.
Причиной погружения в виртуальную
среду может быть некая психотравмирующая
ситуация (потеря близкого человека, работы,
семьи и т.д.).
Комплекс Ионы
А. Маслоу сделал предположение,
что большинство людей (если не все), нуждаются
во внутреннем совершенствовании и ищут
его. Его собственные исследования привели к заключению,
что побуждения к реализации человеческих
потенций естественно и необходимо. И все
же только некоторые, как правило, одаренные
люди достигают ее (меньше чем 1 процент
всего населения, по оценке А. Маслоу).
Отчасти дела обстоят столь неблагополучным
образом потому, что многие люди просто
не видят своего потенциала, не знают о
его существовании и не понимают пользы
самосовершенствования. Они склонны сомневаться
и даже бояться своих способностей, тем
самым уменьшая шансы для самоактуализации.
Это явление Маслоу назвал комплексом
Ионы, защитный механизм, препятсвующий
личностному росту.
А. Маслоу пишет также и о том,
что в данном случае человек сдерживает
как худшие, так и лучшие свои позывы, что
мешает ему добиться в своей жизни большего,
чем он достигает.
Практически каждая личность
могла бы добиться в своей жизни большего,
чем достигает. В каждом индивиде есть
нереализованные или нераскрытые возможности.
Но многие люди уклоняются от пути, предначертанного
природой, так как по мнению А. Маслоу,
пытаются избежать ответственности, которая
возлагается на личность, ответственности
за свою судьбу.
Человек может бессознательно
боятся своих лучших способностей (как и
своих низших по-буждений), быть свободным,
интенциональным, т.е. таким, каким представляется
он себе в краткие, прекрасные минуты прозрения.
Последнее препятствие для самоактуализации,
упоминаемое Маслоу, – сильное негативное
влияние, оказываемое потребностями безопасности.
Процесс роста требует постоянный готовности
рисковать, ошибаться, отказывается от
старых привычек. Следовательно, все, что
увеличивает страх и тревогу человека,
увеличивает также и тенденцию возврата
к поиску безопасности и защиты. Поэтому
большинство людей имеют сильную тенденцию
сохранять специфические привычки, т.е.
придерживаться старого стиля поведения.
Но реализация потребности в самоактуализации
требует открытости новым идеям и опыту.
Более того, человек испытывает страх
не только по отношению к своим собственным
возможностям, но и амбивалентен по отношению
к высшим возможностям других людей.