Психологическая защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Содержание

Введение
«Естественные» психологические защиты…………...……………………………………….........4
«Интегративные» психологические защиты…………………………………………………….….8
Ретро-защиты………………………………………………………………………………....…..….24
Развитие самосознания и самоценности личностью……….……………………………………...31
Я-концепция………………………………………………………………………………………….33
Самоопределение личности…………………………………………………………....……………34
Саморазвитие…………………………………………………………………………………………36
Субъективная картина жизненного пути и её структура…………………………………...……..39
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 101.61 Кб (Скачать файл)

Воспользуемся еще раз словами  А. Маслоу – он пишет о том, что  возьмется ли кто-нибудь, кто заглядывал в глубины человеческой души, отрицать, что наше отношение к благородному и святому человеку двойственное, а порой даже враждебное? А если человек красив? Или велик? Или гений? История дает множество тому подтверждений. Мы, конечно, любим великих людей, мы восхищаемся ими, воплотившими в себе все самое лучшее, что может быть в человеке – добро, справедливость, красоту, совершенство, успех, но при этом испытываем неловкое чувство, тревогу, беспокойство, а возможно даже ревность и зависть. Эти люди как будто напоминают нам о собственной малости, неуклюжести, неловкости. Они лишают нас самоуверенности, самообладания, самоуважения.

Здесь-то и спрятан ключ к разгадке. По мнению А. Маслоу, великие люди уже  самим фактом своего существования и теми качествами, которыми они прославились, вольно или невольно принижают других, вызывая ответную проекцию. Только осмысление и понимание способны победить эту враждебность. Найти в себе силы осознать и проанализировать собственную встречную оценку самого себя, понять истоки бессознательного страха и ненависти к настоящим, благородным, красивым людям, тогда, возможно побороть свою неприязнь к ним, научиться любить высочайшие возможности другого человека, и полюбить себя.

Регрессия

Регрессия как защитный механизм личности была изучена и описана З. Фрейдом 25>>> , который понимал его преимущественно как форму возвращения бессознательного от генетически поздней фазы развития к более ранней и который осуществляется путем смены различных психических систем. По этому поводу З. Фрейд писал, что следует различать регрессию трех видов:

1. топическую, обусловленную функционированием  психического аппарата;

2. временную, при которой вновь  вступают в действие прежние  способы психической организации; 

3. формальную, заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными.

Эти три формы в основе своей  едины, поскольку более давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психологической топике в системе восприятия.

Специфика регрессивных защитных механизмов состоит в преобладании ее пассивной  позиции и свидетельствует о  неуверенности в принятии собственных  решений. В этом случае регрессирует именно личностное Я, демонстрируя ее слабость и приводит к упрощению (инфантилизации) или рассогласованности поведенческих структур. Примером регрессии являются примитивные механизмы.

Оглушение

Защитный механизм оглушения складывается благодаря определенным свойствам  алкоголя и наркотических веществ, освобождая личность на некоторое время от эмоциональной напряженности и тревоги:

1. Кэф-эффект заключается в чувстве  психологического и физического  комфорта, своеобразной релаксации, созерцательном отношении к происходящему. 

2. Транквилизирующий эффект связан  со способностью алкоголя и наркотиков временно смягчать явления эмоционального напряжения, психологического дискомфорта.

3. Эйфоризирующий эффект – это  способность алкоголя и наркотиков  временно вызывать повышение  настроения, чувство "взлета", беззаботности, усиливать самооценку, получать "розовоочкоый" оптимизм.

Человек с защитным механизмом оглушения  воспринимает алкоголь или наркотики  как средства, изменяющие его психическое  состояние в желаемом ему направлении. И здесь, по мнению многих исследователей, большое значение приобретает эффект апперцепции. Апперцепция непосредственно связана с мотивацией. При защитном механизме оглушения содержание мотивации заключается в стремлении к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, страха.

Алкоголь или наркотики употребляются  для разрядки эмоционального напряжения, избавления от неприятных переживаний, чувства стеснения, повышения сниженного настроения, отвлечения от конфликтных  ситуаций, решения трудных проблем и др. Психологические эффекты оглушения зависят от личностных особенностей, установок и ожиданий на получение "нужных" изменений в психическом состоянии. Потребление алкоголя или наркотиков для таких людей означает что-то похожее на психологический "тайм-аут", передышку от самого себя и от требований жизни – возникает хорошее настроение, благодушие, хотя реально для этого нет никаких шансов.

Важной особенностью алкогольного или наркотического опьянения, в  плане субъективно желаемых эффектов, является усиление воображения, уход в мир фантазий и грез, очень приятных по содержанию. Это бегство от реального мира в мир инфантильных представлений, иллюзий. В воображении все удается, исчезают проблемы, все задуманное реализуется. Механизм оглушения временно блокирует мыслительные процессы, откладывая решение насущных проблем. Для профилактики оглушения рекомендуется различными авторами многочисленные приемы и программы, но все они требуют развития мыслительных процессов, повышения самоценности личности, достижения успехов в учебе, труде формирование надлежащей мотивации др.

 

 

  1. Развитие самосознания и самоценности личностью.

 

 

Акцентируем внимание на функциональном значении психологических защит  для личности, его парадоксальном характере – оберегая на порожное время осознание личностью негативных эмоций, они, искажая информацию в конце концов, заставляют личность существовать в иллюзорном мире тормозя ее развитие, препятствуя решению возникающих проблем.

Не возникает сомнений в том, что защитные механизмы обычно складываются у человека "неуверенно себя чувствующего в жизни". Самодостаточная личность наиболее успешно освобождается от психологических защит и менее "чувствительна" к их возникновению. Важнейший путь освобождения от действия защитных механизмов – целостное развитие личности, ее самосознания, а также формирование адекватной возможностям жизненной перспективы.

Определение самосознания

Самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими  людьми и ощущения своей "непохожести" на них, т.е. с открытием личностью своего "Я".

В самосознании проявляются отношения  личности к своим потребностям, особенность  формирования представлений о самом  себе как социальном существе, способном  иметь и защищать личностные и  общественные интересы, совершать общественно значимые поступки, действия и др.

Самосознание – это субъективный образ своего Я. В работах многих отечественных психологов доказано, что субъективные представления  личности о себе формируются под  воздействием социальной среды, представляют систему самовосприятий и связаны с влиянием оценочных отношений других людей, соотнесением своих мыслей и поступков, мотивов и целей с общественными нормами. Одна из функций самосознания – найти смысл своей собственной деятельности, смысл всей своей жизни. Другая функция самосознания – познание себя, понимание себя, принятие себя и обеспечение саморазвития личности. Самосознание обладает совокупностью принятых индивидом знаний об окружающем и внутреннем мире, четким различением своего "Я" и "не-Я".

Самоценность личности

Одной из составляющих самосознания является самоценность личности, которая  понимается как совокупность оценочных  и притязательных качеств человека.

Самоценность человека, его личности имеет не только оценочную и притязательную области. Важным моментом является конгруэнтность. Человеку очень важно быть конгруэнтным (т.е. согласованным) с самим собой: он говорит то, что думает, чувствует, переживает открыто, не скрывая это от других. В такой ситуации человек чувствует себя комфортно, его "тылы" надежно прикрыты…

Совершенно иные психические состояния  возникают, когда есть необходимость  скрывать свои истинные переживания, говорить иные слова, чем чувствует человек, т.е. наступает рассогласование самоценности, языка слов и языка тела. В жизни  таких ситуаций немало, и их испытывал на себе каждый человек. Но здесь речь идет о "преимущественном стиле поведения". Проследим это на примере поведения школьника в семье, где доминирует жесткий порядок, строгость, практически отсутствуют компромиссы…

Ученица 10 линейного класса Наташа М. в очередной раз после многих обещаний пришла домой поздно – после 11 часов вечера, а ей разрешалось быть вне дома только до 10. Она весело провела время в компании своих сверстников, но вынуждена была скрыть это от своих родителей, т.к. они считали, что, кроме глупостей, так ничему другому научиться нельзя, и тщательно пытались следить за ее времяпрепровождением. Поэтому Наташе нужно было скрывать истинные причины опозданий и она начала длинный и подробный рассказ о том, как они с подругой готовились к будущему сочинению по литературе…

Ослабление личностной конгруэнтности приводит к определенной зависимости, формированию стереотипного, ригидного  способа реагирования, дискомфортного психического и физического состояния. Для того, чтобы избежать рассогласования указанных характеристик, "нейтрализовать" психологические защиты, очень важно формировать высокую самоценность. Только человек, имеющий высокую самоценность, приобретает возможность "консенсуса" вербального и невербального языков. Высокая самоценность – это уникальность личности, уважение себя, чувство собственного достоинства.

Уильям Глассер 26>>>, изучая личностные особенности школьников, испытывающих постоянные неудачи в учебе, игре, общении, пришел к выврду о том, что не существует разнообразных неудач, если даже они преследуют человека на протяжении всей жизни. Согласно его точки зрения, в основе всех неудач лежит заниженная самоценность личности, рассогласование вербальных и невербальных (экспрессивных) выражений своих чувств.

 

Психологи нашли людей, которые  считали себя неудачниками в жизни, утратили перспективы, стали пессимистами в оценке собственной судьбы, и  обследовали каждого по специальным  методикам. И что же: почти у  всех выявились задатки и способности, о которых они почти не подозревали. Неудачниками люди стали потому, что были обречены на это в силу каких-то недостатков. Просто их самоценность была очень низкой потому, что они не достигали ожидаемых результатов своей деятельности.

Низкая самоценность, как это выяснилось в ходе исследования, была связана с тем, что деятельность планировалась ими в расчете на личностные качества, которых на самом деле не было. Когда психологи им помогли переориентировать жизненные цели на фактически имеющиеся возможности, провели с ними цикл специальных занятий, то многие из вчерашних неудачников заново открыли себя в течение трехмесячного курса индивидуального обучения с учетом открывшихся вновь задатков. Некоторые из них, прежде никогда не бравшие в руки кисть, научились рисовать, да причем так, что их картины стали принимать на выставки работ профессиональных художников.

Таким образом, достаточно высокая  самоценность личности является одной  из базовых психологических характеристик, обеспечивающих формирование и реализацию ее жизненных стратегий и "снятие" психологических защит.

 

 

  1. Я-концепция.

 

 

Теория самосознания активно изучается  в рамках Я – концепции.

Я – концепция – целостное  психическое образование, его структура  состоит из трех компонентов:

1. когнитивный (познавательный) "Я – образ", связанный с характеристикой содержания субъективных представлений о себе (образ своих способностей и познавательных возможностей, внешности, качеств характера, склонностей, интересов и др.);

2. аффективный (эмоционально-ценностный), включающий отношение к себе или к отдельным качествам своей личности (самооценка, самоуважение, самолюбование, самокритика и др.);

3. поведенческий (волевой) –  стремление строить поведение  согласно требованиям определенной  ситуации (самопрезентации, взаимодействия и др.).

"Я – образ" особенно  интенсивно формируется у старшеклассников  и выступает как установка  по отношению к самому себе. Психологи описывают различные  проявления образа "Я" и показывают  фактическое их множество. Одни  из них, в зависимости от конкретной ситуации, выступают на первый план, другие пока "остаются в тени". Например, "Я – образы" личности как школьника, друга, гостя, спортсмена и др. система Я – концепций в течение жизни изменяется, уточняется, корректируется.

Образ "Я" может переживаться в момент самого действия. Тогда его принято называть "реальным Я". Это сиюминутное "Я" личности, которое может довольно быстро измениться. Например, ученик 10 класса, решив трудную задачу, может думать о себе "Я хороший интеллектуал", но вскоре не может понять логики теоремы и возникает другой "Я – образ": "Какой же я глупый…". "Реальное Я" – это представление о себе в настоящее время.

Однако, каждый человек, живя в обществе, в той или иной степени, осознает моральные нормы, ценности и формирует  образ "идеального Я", т.е. то, каким он должен стать, чтобы быть успешным в жизни – это идеал, к которому личность стремится как к "вершине" своего совершенства.

Среди различных "Я – образов" выделяют и "фантастическое Я" –  то, каким человек желал стать  в будущем, если это было бы возможно. Например, физически слабый подросток видит себя покорителем снежных вершин или юноша, испытывающий безответную любовь формирует "Я – образ" известно ученого с мировым именем, имеющего много поклонниц и др. Образы "фантастического Я" обычно являются основой реальной и нереальной мечты, грез. По мнению К. Роджерса "Я" – дифференцированная часть феноменального поля, а Я – концепция – это то, как человек сам себя представляет и воспринимает. Поэтому с точки зрения феноменологических воззрений Я – концепция отражает самовосприятие человеком себя с позиций его представлений о тех или иных социальных ролях и как он их выполняет реально в различных жизненных ситуациях. Отсюда – выделение в структуре Я – концепции реального Я и идеального Я. И хотя Я меняется всякий раз при условии нового опыта, оно в всегда сохраняет качество целостной системы – гештальта.

Информация о работе Психологическая защита