Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:14, контрольная работа
Основные задачи психологической службы народного образования: обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся; психолого-педагогическое изучение учащихся; профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии; оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях; консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные направления деятельности психологической службы среднего профессионального учреждения…………………...…..………………………...4
2. Психодиагностика в работе психолога среднего профессионального учреждения ……………………………..…………….....…………………………6
3. Коррекция в работе психологической службы среднего профессионального учреждения.…………………………………….…….. ……………………………9
4. Консультирование в работе психологической службы среднего профессионального учреждения………….……………………………………11
Заключение……………………………………………….………………………15
Литература……………………………………………….………………………16
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО
"Московский педагогический государственный университет"
Филиал ГОУ ВПО "Московский педагогический государственный
университет" в г. Челябинске
Кафедра педагогики и психологии
Контрольная работа по психологической службе в образовании:
Психологическая служба в системе среднего профессионального образования (колледж, техникум, училище).
Челябинск
2009
Введение…………………………………………………………
1. Основные направления
деятельности психологической
2. Психодиагностика
в работе психолога среднего профессионального учреждения ……………………………..…………….....…………………
3. Коррекция
в работе психологической
4. Консультирование в работе психологической
службы среднего профессионального учреждения………….……………………………………
Заключение……………………………………………….…
Литература……………………………………………….…
Введение
Психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.
Расширение психологической
службы в нашей стране знаменует
собой качественный сдвиг культуры
общества. Психологическая служба системы
народного образования
Основные цели службы — содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений.
Основные задачи психологической службы народного образования: обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся; психолого-педагогическое изучение учащихся; профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии; оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях; консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.
1. Основные направления
деятельности психологической
Работа практического психолога среднего профессионального учреждения осуществляется по следующим основным направлениям:
Психопрофилактическая работа — формирование у педагогов, учащихся общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с учащимися или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития учащегося на этапе профессионального формирования.
В зависимости от типа
учебно-воспитательного
Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое исследование учащихся, выявление индивидуальных особенностей их развития.
Для реализации этих задач практический психолог
Развивающая и психокоррекционная работа — активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности учащегося. Ее задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания учащихся, развитии их способностей, склонностей, становлении в профессии [4].
Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы практический психолог разрабатывает и осуществляет:
Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом.
Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдельными учащимися, с группами учащихся.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания [8].
Консультативная работа — консультирование администрации, педагогов по проблемам обучения и воспитания учащихся;
2. Психодиагностика в работе психолога среднего профессионального учреждения
Психодиагностика является универсальным научным инструментом, используемым во всех прикладных областях психологии. Как в медицине без диагностики невозможна терапия, так и в психологии психодиагностика явно или неявно предшествует, сопровождает, завершает любое взаимодействие психологической пауки с практикой.
Психодиагностика в среднем профессиональном учреждении — относительно недавно возникшая и находящаяся в стадии становления отрасль психодиагностики (наряду с ней выделяется профессиональная и клиническая психодиагностика). В существующих публикациях сведений о ней довольно мало: можно назвать лишь несколько работ (В.И. Войтко, Ю.З. Гильбух), в которых впервые обоснована правомерность существования психодиагностики в среднем профессиональном учреждении как самостоятельной ветви психодиагностики и осуществлена систематизация ее принципов и задач [1].
Предметом психодиагностики в среднем профессиональном учреждении как теоретической дисциплины выступает разработка принципов, методов и процедур постановки психологического диагноза, а как экспериментально-практической деятельности — психологический диагноз.
Таким образом, психодиагностика рассматривается как наука и практика постановки психологического диагноза, а психодиагностика в среднем профессиональном учреждении является одним из ее направлений. Последняя призвана отслеживать динамику психического и личностного развития учащихся и своевременно обнаруживать различные девиации этого процесса, их психолого-педагогические причины с целью оказания психологической помощи.
Процесс постановки психологического диагноза может быть представлен в терминах построения и проверки соответствующей гипотезы, получения определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала.
Фиксация этого процесса может быть осуществлена в специальном документе — психодиагностограмме, где отражается путь выбора и проверки той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших данный недостаток. Другими словами, это процесс последовательного исключения других вероятных причин факта. Таким образом, психодиагностограмма представляет собой своеобразный алгоритм проверки гипотез [2].
Психодиагностика располагает богатым арсеналом малоформализованных (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, анализ продуктов деятельности, дидактические тесты или тесты учителя) и строго формализованных методов (опросники, психологические тесты). Между ними существуют родственные связи. Например, основой психологических и дидактических тестов является анализ продуктов деятельности, многие из них предполагают проведение индивидуальной беседы и, конечно же, включают наблюдение за особенностями поведения испытуемых. Многие из указанных методов с успехом могут применяться в психодиагностической деятельности.
Выводы психодиагностического исследования используются как в широком (диагноз личности, прогноз развития, использование выявленных особенностей в учебно-воспитательной работе), так и в узком плане (индивидуальная работа).
Работа психодиагноста требует в первую очередь знания методов и методик психологического исследования, хороших навыков их практического применения. Немаловажное значение имеют личностные особенности психолога и особенности его индивидуального профессионального стиля [1].
Чтобы взаимодействие с клиентом было корректным, психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, видеть ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми его участниками.
Психодиагностическое исследование обусловлено спецификой возраста обследуемого учащегося, влиянием ведущего вида деятельности, уровнем развития индивидуально-типологических характеристик [6].
Задачами
психодиагностического
Практику-диагносту необходимо учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на полученные индивидуальные результаты и сопоставлять последние с нормативами.
В отличие от психолога, занимающегося теоретической психодиагностикой, ему в каждой конкретной уникальной ситуации (даже если это ситуация массового обследования) надо решать этические и нравственные задачи взаимодействия с заказчиком, клиентом или пользователем психологической информации [4].
3.
Коррекция в работе
Психолого-педагогическая коррекция - это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей учащегося в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов [4].
Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio). Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза [9].
Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания, и временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.