Психологическая служба в системе среднего профессионального образования (колледж, техникум, училище).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:14, контрольная работа

Краткое описание

Основные задачи психологической службы народного образования: обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся; психолого-педагогическое изучение учащихся; профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии; оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях; консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные направления деятельности психологической службы среднего профессионального учреждения…………………...…..………………………...4
2. Психодиагностика в работе психолога среднего профессионального учреждения ……………………………..…………….....…………………………6
3. Коррекция в работе психологической службы среднего профессионального учреждения.…………………………………….…….. ……………………………9
4. Консультирование в работе психологической службы среднего профессионального учреждения………….……………………………………11
Заключение……………………………………………….………………………15
Литература……………………………………………….………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическая служба в сис среднего профес-го образования.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации  ГОУ ВПО

"Московский педагогический  государственный университет"

Филиал ГОУ ВПО "Московский педагогический государственный

университет" в г. Челябинске

 

 

 

 

Кафедра педагогики и психологии

 

Контрольная работа по психологической службе в образовании:

 

Психологическая служба в системе среднего профессионального  образования (колледж, техникум, училище).

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Челябинск

2009

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Основные направления  деятельности психологической службы  среднего профессионального учреждения…………………...…..………………………...4

2. Психодиагностика  в работе психолога среднего профессионального учреждения ……………………………..…………….....…………………………6

3. Коррекция  в работе психологической службы среднего профессионального учреждения.…………………………………….…….. ……………………………9

4. Консультирование в работе психологической службы среднего профессионального учреждения………….……………………………………11

Заключение……………………………………………….………………………15

Литература……………………………………………….………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психологическая служба является необходимым компонентом  системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.

Расширение психологической  службы в нашей стране знаменует  собой качественный сдвиг культуры общества. Психологическая служба системы  народного образования Уральского региона развивается достаточно быстро, опираясь на имеющийся положительный опыт Прибалтики, Москвы, Ленинграда и др.

Основные цели службы — содействие формированию подрастающего  поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к  жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений.

Основные задачи психологической  службы народного образования:  обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся; психолого-педагогическое изучение учащихся; профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии; оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях; консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.

 

 

 

 

1. Основные направления  деятельности психологической службы  среднего профессионального учреждения

 

Работа практического  психолога среднего профессионального  учреждения осуществляется по следующим  основным направлениям:

    • психопрофилактическая работа;
    • психодиагностическая работа;
    • развивающая и психокоррекционная работа;
    • консультативная работа.

Психопрофилактическая работа — формирование у педагогов, учащихся общей психологической  культуры, желания использовать психологические знания в работе с учащимися или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития учащегося на этапе профессионального формирования.

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:

  • адаптацию учащихся к среднему профессиональному учреждению;
  • диагностика учащихся;
  • предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов учащихся;
  • создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с учащимися, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем [2].

Психодиагностическая  работа — психолого-педагогическое исследование учащихся, выявление индивидуальных особенностей их развития.

Для реализации этих задач  практический психолог

  • проводит в случае необходимости психологическое обследование;
  • проводит изучение психологических особенностей учащихся, их интересов, способностей и склонностей с целью помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;
  • проводит диагностику общения учащихся со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.

Развивающая и психокоррекционная работа — активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности учащегося. Ее задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания учащихся, развитии их способностей, склонностей, становлении в профессии [4].

Для осуществления развивающей  и психокоррекционной работы практический психолог разрабатывает и осуществляет:

  • программы, направленные на формирование профессиональных качеств развития учащихся;
  • программы коррекции, направленные на устранение негативных эмоционально-психических отклонений;
  • программы психологической помощи учащимся, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом.

Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдельными учащимися, с группами учащихся.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех  случаях, когда отклонения и нарушения  не являются следствием органического  поражения центральной нервной системы или психического заболевания [8].

Консультативная работа — консультирование администрации, педагогов  по проблемам обучения и воспитания учащихся;

  • консультирование учащихся по вопросам профориентации;
  • консультирование педагогов по вопросам социально-психологической адаптации учащихся, а также вопросам обучения и развития учащихся;
  • проведение индивидуальных и групповых консультаций учащихся по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;
  • консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом как возрастных особенностей учащихся, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении [5].

 

2. Психодиагностика  в работе психолога среднего профессионального учреждения

 

Психодиагностика  является универсальным научным  инструментом, используемым во всех прикладных областях психологии. Как в медицине без диагностики невозможна терапия, так и в психологии психодиагностика явно или неявно предшествует, сопровождает, завершает любое взаимодействие психологической пауки с практикой.

Психодиагностика  в среднем профессиональном учреждении — относительно недавно возникшая и находящаяся в стадии становления отрасль психодиагностики (наряду с ней выделяется профессиональная и клиническая психодиагностика). В существующих публикациях сведений о ней довольно мало: можно назвать лишь несколько работ (В.И. Войтко, Ю.З. Гильбух), в которых впервые обоснована правомерность существования  психодиагностики  в среднем профессиональном учреждении как самостоятельной ветви психодиагностики и осуществлена систематизация ее принципов и задач [1].

Предметом психодиагностики в среднем профессиональном учреждении как теоретической дисциплины выступает разработка принципов, методов и процедур постановки психологического диагноза, а как экспериментально-практической деятельности — психологический диагноз.

Таким образом, психодиагностика рассматривается как наука и практика постановки психологического диагноза, а психодиагностика в среднем профессиональном учреждении является одним из ее направлений. Последняя призвана отслеживать динамику психического и личностного развития учащихся и своевременно обнаруживать различные девиации этого процесса, их психолого-педагогические причины с целью оказания психологической помощи.

Процесс постановки психологического диагноза может быть представлен в терминах построения и проверки соответствующей гипотезы, получения определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала.

Фиксация  этого процесса может быть осуществлена в специальном документе —  психодиагностограмме, где отражается путь выбора и проверки той или  иной гипотезы в отношении причин, вызвавших данный недостаток. Другими словами, это процесс последовательного исключения других вероятных причин факта. Таким образом, психодиагностограмма представляет собой своеобразный алгоритм проверки гипотез [2].

Психодиагностика располагает богатым арсеналом малоформализованных (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, анализ продуктов деятельности, дидактические тесты или тесты учителя) и строго формализованных методов (опросники, психологические тесты). Между ними существуют родственные связи. Например, основой психологических и дидактических тестов является анализ продуктов деятельности, многие из них предполагают проведение индивидуальной беседы и, конечно же, включают наблюдение за особенностями поведения испытуемых. Многие из указанных методов с успехом могут применяться в психодиагностической деятельности.

Выводы психодиагностического  исследования используются как в  широком (диагноз личности, прогноз  развития, использование выявленных особенностей в учебно-воспитательной работе), так и в узком плане (индивидуальная работа).

Работа психодиагноста требует в первую очередь знания методов и методик психологического исследования, хороших навыков их практического применения. Немаловажное значение имеют личностные особенности психолога и особенности его индивидуального профессионального стиля [1].

Чтобы взаимодействие с клиентом было корректным, психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, видеть ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми его участниками.

Психодиагностическое  исследование обусловлено спецификой возраста обследуемого учащегося, влиянием ведущего вида деятельности, уровнем развития индивидуально-типологических характеристик [6].

Задачами  психодиагностического обследования учащихся являются:

  1. изучение проявления отдельных симптомов психического 
    состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования;
  2. получение данных о динамике развития (продольные срезы), влиянии вида обучения, технологии, методов, микросоциального окружения на развитие и его перспективы;
  3. исследование характера психического развития, его темпов;

Практику-диагносту  необходимо учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на полученные индивидуальные результаты и сопоставлять последние с нормативами.

В отличие  от психолога, занимающегося теоретической  психодиагностикой, ему в каждой конкретной уникальной ситуации (даже если это ситуация массового обследования) надо решать этические и нравственные задачи взаимодействия с заказчиком, клиентом или пользователем психологической информации [4].

 

3.       Коррекция в работе психологической  службы среднего профессионального учреждения

 

Психолого-педагогическая коррекция - это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей учащегося в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов [4].

Одно из значений термина  «коррекция» в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio). Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза [9].

Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания, и временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Информация о работе Психологическая служба в системе среднего профессионального образования (колледж, техникум, училище).