Психологическая служба в системе среднего профессионального образования (колледж, техникум, училище).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:14, контрольная работа

Краткое описание

Основные задачи психологической службы народного образования: обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся; психолого-педагогическое изучение учащихся; профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии; оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях; консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные направления деятельности психологической службы среднего профессионального учреждения…………………...…..………………………...4
2. Психодиагностика в работе психолога среднего профессионального учреждения ……………………………..…………….....…………………………6
3. Коррекция в работе психологической службы среднего профессионального учреждения.…………………………………….…….. ……………………………9
4. Консультирование в работе психологической службы среднего профессионального учреждения………….……………………………………11
Заключение……………………………………………….………………………15
Литература……………………………………………….………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическая служба в сис среднего профес-го образования.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

По содержанию можно  выделить общую личностную коррекцию, коррекцию отдельных сторон, сфер и качеств личности, коррекцию деятельности и отношений.

Личностная коррекция  направлена на позитивное изменение  Я-концепции ребенка, уровня его  притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго. Она предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других негативных личностных проявлений.

Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей [6].

Коррекция эмоциональной  сферы связана со снижением психоэмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей учащегося, разрушением аффективных образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у учащегося [7].

Коррекция волевой сферы  — это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания, мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление незавершенности действий учащегося.

Коррекция поведенческой  сферы связана с формированием  внутренней позиции учащегося, овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных стереотипов.

Коррекция игровой или  учебной деятельности направлена на развитие личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки [6].

Коррекция отношений  ребенка предполагает изменение  социальной ситуации развития, ее субъективного восприятия ребенком; развитие социального интеллекта, интуиции, эмпатии и рефлексии; повышение социального статуса; разрешение внутренних и внешних психологических конфликтов.

Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми задачами образования, связанными с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интеллектуального творческого потенциала у  учащихся

Профессиональная квалификация позволяет практическому психологу грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании анализа этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития учащегося [5].

 

4. Консультирование  в работе психологической службы среднего профессионального учреждения

 

Психологическое консультирование — работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Ю.Е.Алешина).

Консультирование включает в себя и диагностику, и коррекцию клиента, и может рассматриваться таким образом в широком смысле. В строгом смысле, конечно, говорить об алгоритме деятельности как пошаговом предписании для психолога говорить не приходится. Об алгоритме консультирования можно говорить только как об ориентире в последовательности этапов процесса. Такой алгоритм-ориентир и предлагается далее как обобщение теоретических представлений и практического опыта консультирования.

В процессе консультирования можно выделить три этапа, каждый из которых состоит, в свою очередь, из нескольких стадий: начальный;  основной и заключительный, коррекционный.

В процессе работы консультант  должен уметь проявлять свое мастерство. На каждом этапе консультирования используются различные техники и приемы.

Содержательная  специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития учащегося. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: 1) состояние здоровья; 2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растет учащийся; 3) данные об особенностях поведения и деятельности учащегося; 4) дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер учащегося. На основе полученных сведений психолог делает выводы:

  • общая оценка уровня развития;
  • сущность трудностей учащегося;
  • степень их сложности;
  • факторы, провоцирующие трудности;
  • сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;
  • условно-вариантный прогноз развития [8].

Возрастно-психологическое  консультирование проводится в следующем  алгоритме:

  1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с  учащимся.
  2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития учащегося, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
  3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
  4. Наблюдение за учащимся в естественных условиях.
  5. Экспериментально-психологическое обследование учащегося.
  6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.
  7. Психологический диагноз учащегося.
  8. Психолого-педагогическое назначение.
  9. Контроль, повторное консультирование.

Психологический диагноз отражает уровень актуального  и ближайшего развития учащегося.

Уровень актуального  развития:

а) возрастно-психологическая характеристика;

б) социальная ситуация развития;

в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее 
нормативам;

г) новообразования возраста, их развитие;

д) трудности и отклонения, их причины.

Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):

а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;

б) показ условий для оптимального развития.

Для проведения возрастно-психологического консультирования психологу необходимы знания возрастной и педагогической психологии. Опираясь на общие закономерности возрастного развития, знание психических новообразований и психологических проблем каждого возраста и соотнося их с индивидуальными особенностями развития детей и подростков, психолог может делать выводы и прогнозировать ситуацию дальнейшего развития [5].

Р.С. Немов  выделяет психолого-педагогическое консультирование как особый вид консультативной работы. К нему он относит обсуждение с клиентом вопросов обучения и воспитания учащихся, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических экспериментов и инноваций и др. В данном виде консультирования речь идет о том, какие педагогические технологии или их отдельные составляющие нужно применять в конкретных ситуациях и какое влияние на развитие личности они могут оказывать.

В процессе работы консультант  должен уметь проявлять свое мастерство. На каждом этапе консультирования используются различные техники и приемы [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Психологическая служба в среднем профессиональном учреждении  является необходимым компонентом  системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального  потенциала общества. Основные цели службы — содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на этапе профессионального самоопределения; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений.

Работа практического  психолога в среднем профессиональном учреждении  осуществляется по следующим  основным направлениям.

Психопрофилактическая работа — формирование у педагогов и учащихся общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с учащимися или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития учащегося на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

Психодиагностическая  работа — психолого-педагогическое исследование учащихся, выявление индивидуальных особенностей их развития.

Развивающая и психокоррекционная работа — активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности учащегося.

Консультативная работа — консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания учащихся.

 

 

 

Литература

 

  1. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Академия, 1990. – 362с.
  2. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. - М.: Просвещение, 1991. – 176с.
  3. Дубровина И. В. Предмет и задачи школьной психологической службы. // Вопр.псих. - №4. - 1998. – С.47-52
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования – М.: Академия,2005. – 448с.
  5. Пряжников H.С., Пряжникова Е.Ю.  Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России // Вопр.псих. -№3. – С.34-38
  6. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. – 185с.
  7. Лушин П.В., Шуранова И.Ю. Психологическая служба педагогического института // Вопр. псих. - №3. – 1993. – С.34-38
  8. Положение о психологической службе в системе народного образования. - М., 1989. –15с.
  9. Социальные и психологические проблемы целевой подготовки специалистов / Под ред. В. П. Трусова.  - Л.: Лига, 1989. – 173с.

 


Информация о работе Психологическая служба в системе среднего профессионального образования (колледж, техникум, училище).