Психологическая структура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:28, контрольная работа

Краткое описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально- психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.[1, C.27]
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Соотношение понятий «человек», «индивид» «личность». ………………...5
II. Психологическая структура личности……………………………………….7
1. Соотношение биологического и социального. ……………………………...7
2. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности. ……………………………………………………………….9
III. Тест…………………………………………………………………………...14
Заключение. ……………………………………………………………………..15
Литература……………………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Психология 1.docx

— 41.38 Кб (Скачать файл)
[Введите  название организации]
[Введите  название документа]
[Введите  подзаголовок документа]
 
 
Хозяин

[Выберите  дату]

 

 

     Содержание

 Введение…………………………………………………………………………...3

 I. Соотношение понятий «человек», «индивид» «личность». ………………...5

 II. Психологическая структура личности……………………………………….7

1. Соотношение  биологического и социального. ……………………………...7

2. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности. ……………………………………………………………….9

III. Тест…………………………………………………………………………...14

Заключение. ……………………………………………………………………..15

Литература……………………………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Личность  выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально- психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.[1, C.27]

       В широком плане личность человека  является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

       Биологическая основа личности  охватывает нервную систему, систему  желез, процессы обмена веществ  (голод, жажда, половой импульс)  половые различия, анатомические  особенности, процессы созревания  и развития организма.

       Социальное «измерение» личности  обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.[2, C.43]

       Из всех проблем, с которыми  сталкивались люди в ходе истории  человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы.

       В каких только направлениях  не велись поиски, какое множество  различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

     Существенная  трудность состоит в том, что  между нами очень много различий.

       Люди разнятся не только своим  внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга.

       Эти громадные различия усложняют,  если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

       Астрология, теология, философия, литература  и социальные науки - вот лишь  некоторые из течений, в русле  которых предпринимаются попытки  понять всю сложность человеческого  поведения и саму сущность  человека. Какие-то из этих путей  оказались тупиковыми, в то же  время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. [4, C.178] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»

     Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

       Личность – это тот же человек,  но рассматриваемый только как  общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

       Индивидуальность – это личность  конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

       Индивид – человек как единица  общества.

       Одни ученые считают, что психика  человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.

       Другие ученые считают, что  каждый человек всегда находится  в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

       Но и природные биологические  особенности совершенно необходимы  для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг  и нервная система, чтобы на  этой основе стало возможно  формирование психических особенностей человека.[5, C.126]

       Развиваясь вне человеческого  общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

       Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из них, например:

    • биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,
    • социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.
    • психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

       Отечественная общепсихологическая  теория личности развивается  под влиянием научных работ:  К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина,В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.

       Эта теория базируется на понимании  психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.[5, C.139] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II. Психологическая структура личности

     1.Соотношение биологического и социального

     На  земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет  выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

       Блок психических явлений (мотивационный) — направленность

      (устойчивая система мотивов): влечения  желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);

       Опыт личности — обретение человеком общественного опыта

      (социализация). Этот опыт включает  необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

    • знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;
    • умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;
    • навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;

       Блок регулирования поведения  личности (система самоконтроля) включает  формы психических познавательных  процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи;

     Биологически  обусловленные свойства и качества личности:

    • антропологические признаки — расовые, половые, возрастные и др.;
    • физические особенности — размеры тела и его структурно-механические свойства;
    • внешняя анатомия тела;
    • функционально-анатомические особенности;
    • биохимические особенности и патологии выделенных элементов;
    • свойства и типы темперамента.

       Производными от этих основных  подструктур являются:

       Характер – это:

    • совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности;
    • целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

       Способности – психическое свойство  личности, являющееся условием успешного  выполнения определенных видов  деятельности.[8, C.56] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности

     Основной  источник активности личности – это  потребности.

       Все стороны личности проявляются  в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.

       Потребность – это побуждение  к деятельности, которая осознается  и переживается человеком, как  нужда в чем-то, или недостаток  чего-либо.[7, C.96]

       Потребности бывают:

    • Естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.
    • Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры

      (чтение книг, посещение театров,  музыка и т.д.).

    • Очень важное значение имеет потребность в труде.

       Уровень развития потребностей  влияет на уровень развития  личности.

       Нормальное состояние человека (если  только он не спит) – активное, деятельное.

       Активность бывает:

    • Внешней (движение, мышечные усилия).
    • Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.

       Деятельность – активность человека  направленная на удовлетворение  его собственных потребностей, а  также требований к нему со  стороны общества и государства.[9, C.172]

       Без деятельности невозможна  человеческая жизнь:

    • В процессе деятельности человек познает окружающий мир.
    • Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу.
    • В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.
    • Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.
    • Деятельность человека формирует и изменяет его самого.

Информация о работе Психологическая структура личности