Психологическая структура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:28, контрольная работа

Краткое описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально- психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.[1, C.27]
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Соотношение понятий «человек», «индивид» «личность». ………………...5
II. Психологическая структура личности……………………………………….7
1. Соотношение биологического и социального. ……………………………...7
2. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности. ……………………………………………………………….9
III. Тест…………………………………………………………………………...14
Заключение. ……………………………………………………………………..15
Литература……………………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Психология 1.docx

— 41.38 Кб (Скачать файл)

       Для всякой деятельности необходимы  психические процессы:

    • Внимание.
    • Память.
    • Мышление.
    • Воображение.

       С другой стороны все эти  психические процессы формируются  и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.

       Различают три основных вида  деятельности:

    • Учебную.
    • Трудовую.
    • Игровую.

       Они отличаются друг от друга  по:

    • Результатам.
    • Мотивам.
    • Организациям.

       Труд основной вид деятельности  и его результатом является  создание общественно-полезного  продукта (заводская и с/х продукция,  написанная книга, музыка и  т.д.)

       Творческая деятельность – ее  результатом является создание  нового оригинального продукта  высокой общественной ценности (техническое  изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)[3, C.58]

       Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий.

       Ошибочно мнение, что талантливому  человеку все достается без  труда.

       Наоборот многие талантливые  люди подчеркивали, что дело не  столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).

       «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать  ленивых».Чайковский.

       Учение - деятельность, направленная  на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для  широкого образования и последующей  трудовой деятельности.[3, C.43]

       Учение дает полезный продукт  лишь на производственной практике, при обучении профессии.

       Игра не дает общественно значимого  продукта.

       Различны и мотивы этих видов  деятельности:

    • Мотивом труда является осознание общественной необходимости.
    • Игра мотивированна интересом.

     Различны  и организация этих видов деятельности.

       Труд и учение осуществляются  в специально организованной  форме, т.е. в определенное время  и в определенном месте.

       Игра связана со свободной  организацией, ребенок играет в  отведенное для этого время  как хочет и сколько хочет.

       Человеку почти в любом возрасте  свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.

       С точки зрения структуры различают  цели и мотивы деятельности:

       Цель – то ради чего действует  человек.

       Мотив – то почему, он так  действует.

       Составную часть или отдельный  акт деятельности называют действием. Они состоят из движений:

       Деятельность ( Действия ( Движения

       Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира.

       Действия бывают вполне осознанными  и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.[6, C.223]

       Различают практические и умственные  действия. Они тесно связаны между  содой.

       Интерес – избирательное отношение  личности к объекту, в силу  его эмоциональной привлекательности.

       Бывают разные виды интересов:

    • Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный пример - Плюшкин.
    • Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.
    • Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.
    • Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.
    • Пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).
    • Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

       В зависимости от широты и  глубины интереса, находится уровень  развития личности.

       К основным факторам формирования  личности относятся:

       Среда — важнейший фактор социализации  человека и его становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

       Выделяют:

    • Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека

      (родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);

    • социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;
    • естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности. наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;

       Обучение, воспитание, образование;

       Степень адекватности включения  человека в трудовую деятельность.

       Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности. 
 
 
 
 
 
 
 

     III. Тест

     Субъект - человек как представитель рода, телесное бытие человека.

     Индивид - человек как носитель предметно-практической деятельности.

     Личность - человек как социальное существо, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

     Индивидуальность - человек как уникальная самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Проблема  личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли.[10, C.148]

       Такое представление о личности  в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его « Я» есть господин».

       Личность есть господин самого  себя, - такова максима ценностного  осмысления феномена личности  в культуре. [10, C.54] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература

      1. Ильенков Э.В. Что такое личность? – М.,1991

      2. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности – М.1997

      3. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Радугин А.А. Москва,1997. – 256с.

      4. Ярошевский М.Г. Психология  в ХХ столетии.-М.: Политиздат,1974.

      5. История психологии ХХ век.- М.: Акаднмический проект, Екатеринбург, Деловая книга, 2002.

      6. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение- Владос,1994.

      7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.-М.: Академия, 1998.

      8. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – М.: Педагогика – Пресс, 1999.

      9. Психология. Учебник экономических вузов / Под общ.ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

     10. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

     11.Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под.ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник,2005.

Информация о работе Психологическая структура личности