Психологическая теория права Л.И. Петражицкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Психологическая теория права исходит из того, что «интуитивное право вырабатывается путем взаимного психического общения в разных кругах и кружках людей с общими интересами, противостоящими интересам других». Причем это общение основывается на их эмоциях.
Эта теория носит идеалистический характер, ибо считает, что собственность, к примеру, не существует как объективная реалия, а являются плодом воображения в сознании людей. Точно также она придает действительный характер мнимому договору, заключенному сумасшедшим с дьяволом и т. п. Короче говоря, эта теория усматривает в психологии и даже в болезненном воображении душевнобольных изначальный источник правоотношений, которые порождают реальные права и обязанности.

Содержание

Введение……….………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и общая характеристика теории права Л.И. Петражицкого.

1.1. Право и нравственность……………………………………..7
1.2. Право как фактор и продукт социально-психической жизни……………………………………………………………………..9

Глава 2. Некоторые виды и разновидности права.

Деление права на интуитивное и позитивное……11
Интуитивное право…………………………………………13
Справедливость……………………………………………….16
Позитивное право и его виды…………………………18
Законное право………………………………………………20
Обычное право……………………………………………….24

Заключение………………………………………………….….26

Список используемой литературы……………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ИППУ.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Таким  образом,  что  касается отношений  между  интуитивным  и  позитивным  правом  по  содержанию,  «то  здесь  имеются  минимальные  и  максимальные  пределы  согласия  между  ними,  и  фактическое  отношение  состоит в колебаниях  в  разные  моменты  истории,  у  разных  народов и  т. д.,  между  этими  пределами».3

 

2.2. Интуитивное  право

Установленные  выше  общие  положения  о праве  содержат по  мнению Л.И. Петражицкого соответствующие  учения  об  интуитивном  праве:  учения  о  природе его  как  императивно-атрибутивных  переживаний  и  отличии  от  нравственности  как  чисто  императивных  переживаний; учение  о  дальнейших  особенностях  и  тенденциях,  связанных  с  этой  природой,  в  области  мотивационного  и  воспитательного  действия  соответствующих  переживаний,  в  области  условий  выполнения,  реакций  на  нарушение  и  проч.;  учение  об  элементах  интуитивного  права – о  подлежащих  эмоциях  и представлениях:  объектных,  субъектных  и  релевантных  фактах;  учение  о  соответствующих  проекциях:  о  нормах,  правоотношениях, обязанностях  и  правах   интуитивного   права     и  их         представляемых       элементах.  Л.И.  Петражицкий  считает,  что  задачей  специального  учения  об  интуитивном  праве  является  дополнительное  выяснение  того,  что  специально  свойственно  интуитивному  праву  по  сравнению  и   по  отношению  к  позитивному.

Законы,  массовое  правовое  поведение  людей,  служащее  нормативным  фактом  в  области  обычного  права,  и  другие  нормативные  факты  представляют  не  что  иное,  как    продукты  проявления   интуитивного  права  соответствующих  лиц,  индивидов  и  масс,  получающие  затем  в  психике  других  самостоятельное  значение.

Интуитивное  право  имеет свою,  ограниченную,  сферу  существования  и  действия,  и   вопросы  формальностей,  технических  порядков и т. п.,  поскольку  они  подвергаются  правовому   решению,  относятся  к  исключительной компетенции  позитивного  права.

По  поводу  же  действия  интуитивного  права  в  пользу  соответственных  изменений  позитивного  права,  а  также  по  поводу  соответственного  влияния  интуитивного  права  на  толкование,  научную  разработку  и  применение  позитивного  права  автор  замечает,  что  подлежащее  действие  интуитивного  права  по  большей  части  остается  скрытым  и  незаметным  не  только  в  смысле  отсутствия  соответственного  словесного  или  письменного  выражения,  но  и  в  смысле  отсутствия  знания и  понимания  действующими,  например,  отстаивающими  известное  толкование  существующего  права  или  известную  его  реформу  под  влиянием  давления  интуитивного  права,  того,  что   их  заставляет  действовать  в  соответственном  направлении.  Интуитивное  право  действует  в  качестве  незримого,  закулисного  фактора,    на  сцене  же  появляются разные  иные  аргументы  и   соображения,  составляются  разные  теории,  политические,  социальные  учения.  Несмотря  на  свою  подчас  большую  поверхностность,  односторонность  и  произвольность,  подлежащая  аргументации,  теории,  учения,  раз  они  по  своему  направлению  соответствуют  требованиям  зарождающегося  и  укореняющегося  интуитивного  права,  представляются  люди  весьма  удачными  и  убедительными,  приобретают  распространение  и  популярность,  иногда  такую  же  веру  и  почитание,   как  бывает  в  религиозной  области.  Сила  их  коренится  не  в  их  интеллектуальном  содержании,  а  в эмоциональной интуитивно-правовой  почве.

Сферой  действия  интуитивного  права  является  область наделения  благами  и  причинения  зол,  распределение  благ  и  зол,  в  отличии  от  позитивного  права,  которое  решает  неотносящиеся  к  этой  сфере  вопросы,  вопросы  формальностей,  технических  порядков  и  т.  п.

Интуитивное право, как его понимал Петражицкий, не следует путать с правом естественным, к возрождению которого в России в начале ХХ в. ученый не имел отношения. Вернее, он не имел отношения к тому пониманию «возрожденного естественного права», которое сформировалось в кружке московского главы этого направления П.И. Новгородцева. Петражицкий верно подчеркивал, что естественное право по Новгородцеву есть лишь проект рационального, желательного, «правильного» права и поэтому никак не может быть с научных позиций возведено в ранг особого вида права. Деление права на два вида по признаку существования и желательности существования представляет собой такую же классификационную несообразность как, например, деление собак на две породы: существующие собаки и «будущие» или «идеальные» собаки. Интуитивное право, вследствие своей нефиксированности, независимости от нормативных фактов, является гибким и изменчивым и зачастую имеет специфически индивидуальный характер. Но именно интуитивное право, в силу более сильной психологической мотивации, играет решающую роль в определении поведения человека и зачастую определяет возникновение позитивных законов.

 

2.3. Справедливость

В  справедливости  люди  усматривают    высший  руководящий  свет;  в  вере  в  существование  справедливости  они   находят  успокоение  и  утешение  в  бедствиях  и  страданиях жизни.  Но  что  такое справедливость,  где  и  в  каком  виде  она  существует,  каков  ее  принцип?  На  эти  вопросы пытается  ответить  Л.И.  Петражицкий  в  своем  труде «Теория  права  и  государства  в  связи  с  теорией  нравственности».

В  изложенном  выше интуитивном   праве  содержаться  данные  для  разрешения проблемы  о  природе  справедливости.  А  дело  в  том, что  по  словам  Л.И. Петражицкого  справедливость  представляет  собой  не  что  иное,  «как  право  в  нашем  смысле,  а  именно  интуитивное  право»4.

Справедливость  как  реальное  явление  есть  явление  духовной  жизни,  психическое  явление,  и  для  научного,  достоверного  познания  соответствующих феноменов  требуется  применение  соответствующего  метода,  самонаблюдения  и  соединенного   метода.  Применяя  этот  метод Л.И.  Петражицкий  считал,  что  мы  имеем  дело  не  с  переживаниями  симпатии  по  чьему-либо  адресу,  не  с  суждениями  об общественной  целесообразности  или  вообще  какими  бы  то  ни  было  приспособленными  суждениями  и  расчетами  и  т.  д.,  а  с  принципиальными,  нормативными  переживаниями  в  смысле  соответствующего  образованного  выше  понятия;  здесь  имеются этические  эмоции,  эмоции  долга,  соответствующее  поведение  представлено  у  автора  как должное,  независимо  от  каких  либо  целей  и  расчетов.  Из  этого  следует,  что  представление  или  восприятие  чужого  поступка,  представляющегося  нам  явно   несправедливым  по  отношению  к  кому-либо,  вызывает  соответствующее этическое  порицание  или  негодование;  воспоминания  же  о   собственном  поступке  этого  рода  вызывает  соответствующие  этические  угрызения  совести.

Применяя  деление  права  на  два  вида:  интуитивное  и  позитивное  и  изучая  переживания  справедливости  с  этой  точки  зрения  автор  констатирует,  что  здесь  мы  имеем  дело  с  интуитивно  правовыми  синонимами,  с  суждениями  не  о  том,  что  полагается  по  закону,  а  по  нашим  собственным,  независимым  от  внешних  авторитетов  убеждениям.

Сообразно  с  этим  сами  законы,  правовые  обычаи  подвергаются  критике  с  точки  зрения  справедливости,  другие  порицаются  или  даже  отвергаются  с  негодованием  как  несправедливые.

Справедливость  отличается  индивидуальной  изменчивостью  по  содержанию,  имеет  различное  содержание  у    разных  классов  людей  и  индивидов,  обладает  большей  способностью  приспособляемости  к  конкретным  обстоятельствам,  чем  позитивное  право,  развивается  постепенно  и  незаметно.  Нормы  справедливости  представляются    с  наивно-проекционной  точки  зрения,  вследствие   независимости  от  местных  законов,  обычаев  вечными,  неизменными,  имеющими  всеобщее  значение.

 

2.4.  Позитивное  право  и  его  виды

Под  позитивным   правом,  как  реальным  явлением  Л.И.  Петражицкий  разумеет  «императивно-атрибутные  переживания,   содержащие  в  себе  представления    нормативных  фактов  как  оснований  обязанностей».5

В  области  позитивного  права  можно   различать  несколько   видов  и  разновидностей,  смотря  по  тому,  на  какого  рода  нормативные  факты  имеется  ссылка  в  данных  позитивно-правовых  переживаниях.

Учение  о  видах  права  заимствовано  у  древних  римских  юристов,  но  оно  скрывается  под  своеобразным  и,  по-видимому,  означающим  нечто  иное  именем  учения  о  так  называемых  «источниках  права».  По  мнению  Л.И.  Петражицкого  к  источникам  права  относят  законное    и  обычное  право.

В  области  позитивного  права  следует  различать  три  различные   вещи:

  1. Нормативные  факты,  соответствующие  поступки  людей,  постановления  законодателей  и  т.  д.
  2.   Императивно-атрибутивные  переживания,  связанные  с  представлениями  этих  фактов – само  позитивное  право  как  реальный  феномен.
  3.   Соответствующие  нормы,  эмоциональные  фантазмы,  порожденные  этими  переживаниями.

В  области  изучения  позитивного  права и  отдельных  его  видов – дело  зависит  от психического  состояния  подлежащих  индивидов  или  народных  масс,  от  их  психических  склонностей,  психических  привычек  и  диспозиций,  убеждений  разного  рода. Так  что  восприятия  и  представления  соответствующих  фактов,  например,  изданных  в  надлежащей  форме  государственных  законов,  обычаев  предков  иногда   возбуждают  в  их  психике  позитивно-правовую  реакцию,  вызывают  соответствующее  позитивное  право.

С  точки  зрения  психологической  теории  права    как  императивно-атрибутивных  переживаний  круг  факторов,  могущих  играть  роль   нормативных   в  области  позитивного  права,  значительно   шире,  и  видов  позитивного  права  значительно  больше.

 

2.5 Законное  право

Законы, или законные правовые нормы— выражения и понятия с точки зрения Петражицкого Л.  И. Однозначащие — суть, по господствующему определению, нормы, установленные государством, или ведения, выражения воли государства (или органов государственной власти). При этом подразумевается или особо указывается в определении, что подлежащие предписания должны быть составлены и изданы в надлежащем, установленном правом данного государства, порядке.

Далее, законы в тесном смысле автор  делит на основные, или конституционные, и обыкновенные. Основные, или конституционные законы, определяются обыкновенно как такие законы, которые определяют основные начала государственного устройства страны и издаются особым осложненным порядком. Правильнее говорить не об особом порядке издания этих законов, а о существовании особых правил для их отмены или изменения, затрудняющих эти акты и способствующих прочности и постоянству соответственного права. Следует притом заметить, что в число конституционных законов могут включаться и включаются не только законы, определяющие основные начала государственного устройства, а и разные другие законы, пересмотр коих создатели конституции желают по таким или иным соображениям затруднить. Таким образом различие между основными и обыкновенными законами имеет чисто формальный, касающийся порядка их изменения, характер.

В процессе образования законов Петражицкий  Л.  И.  Различает пять стадий: 1) почин, или инициативу закона, 2) обсуждение, З) утверждение, или санкцию закона, 4) промульгацию и 5) обнародование, или публикацию.

Под законодательною инициативою в техническом смысле подразумевается  внесение в законодательное учреждение предложения об издании, изменении или отмене закона, имеющее то значение, что законодательное учреждение обязано обсудить и так или иначе решить возбужденный законодательный вопрос.

  Промульгацией  называется  повеление  со  стороны  главы  государства  обнародовать  и  исполнять  утвержденный  им  закон.

  Закон вступает в действие, признается обязательным для граждан, не раньше обнародования. Момент начала действия закона может быть установлен в самом законе; в частности, в области обширных и заключающих в себе много новшества законов момент начала действия отлагается нередко на более или менее продолжительное время, для доставления населению возможности надлежащего ознакомления с содержанием нового права . Если в самом законе не назначен момент вступления в действие, то этот момент определяется общими, в разных государствах различными правилами. Содержание этих правил определяется, с одной стороны, тем соображением, что законы нельзя считать известными народонаселению с момента  выхода  в  свет  того  номера  официального  издания,  в  котором  он  напечатан.

И здесь следует сказать: центр тяжести понятия и учения о законном праве и законах должен быть перенесен в область право-психологического действия; существенно не то, от кого исходит закон, от данного государства, его органов или от кого-либо другого, а то, что соответственный акт получает в данном государстве силу нормативного факта, т. е. Вызывает соответственное императивно-аттрибугивное сознание.

 

Петражицкий  Л.  И.  Определяет:

1. Законное право, как императмвн-аттрибутивные переживания со ссылкою на представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, как на нормативные факты.

2. Законы — как представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, поскольку они являются нормативными фактами (т. е. Поскольку подлежащие представления оказывают соответственное влияние на чью-либо правовую психику, возбуждая или устраняя, или изменяя    императивно-аттрибутивные  переживания)

Установленные массы и классовые понятия законного права и законов, объемлющие несоразмерно больше явлений, чем ходячие представления о законах, допускают деление на разные виды, подвиды типы и разновидности с различных точек зрения и для различных теоретических и практических надобностей, в том числе, для получения более узких классов и классовых понятий, удовлетворяющих потребностям официально-правовой и практическо-догматической  юриспруденции.

Петражицкий  допускает  деление  права:

1.  По  тем  представляемым   существам, от которых они представляются исходящими на божеские и человеческие.

2. Смотря по разным общественным сферам действия, можно различать законы и законное право: семейственные, родовые, общинные, государственные, церковные и т. д.

З Смотря по наличности или отсутствию официального значения в государстве, законы и законное право можно делить на официальные и неофициальные. Официальное значение могут иметь и имеют не только государственные законы, а и разные другие, например, церковные законы, поскольку подлежащее право пользуется официальным признанием со стороны государства, уставы и иные постановления разных частных, признаваемых государством, обществ, например, акционерных компаний, клубов, ученых обществ и проч.

Характерною особенностью законодательства и законного права по отношению к другим видам нормативных фактов и позитивного права, в частности по отношению к обычному праву, является то, что здесь одно лицо или известная группа лиц может по своему усмотрению вызывать в психике других, в частности в психике более или менее обширных народных масс, такое право на будущее время, какое ему или ей представляется с какой—либо точки зрения желательным, а равно устранять, отменять существующее право и производить разные другие изменения в чужой правовой психике и жизни (впрочем, разумеется, в пределах своего законодательного авторитета и соблюдения других условий успешного нормативного действия законодательных постановлений, избегания резких противоречий с интуитивным правом и т. д.). При этом подлежащие правовые изменения, в том числе такие, которые могут происходить в виде медленного и постепенного развития и без законодательного вмешательства, например, путем соответственного развития обычного права, в области законодательства могут быть произведены внезапно, сразу, в избранное по усмотрению время. С этими особенностями связаны разные дальнейшие характерные свойства законодательства и законного права, в частности разные его достоинства и недостатки по сравнению с другими видами нормативных фактов и позитивного права.

Информация о работе Психологическая теория права Л.И. Петражицкого