Психологическая характеристика образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 21:20, контрольная работа

Краткое описание

Методологию правильного подхода к рассмотрению воспитания и обучения создали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Они впервые в истории научной мысли раскрыли подлинную сущность воспитания и обучения, социальную обусловленность их содержания и развития.
Признавая наличие природных различий людей, классики марксизма-ленинизма определили сущность человека как «совокупность всех общественных отношений».

Содержание

Введение
Психологическая характеристика образования.
1.Образование как многоаспектный феномен
2.Образование как система, процесс и результат
3.Основные тенденции и принципы современного образования
4.Образовательный процесс как единство обучения и учения
5.Парадигмы организации образовательного пространства: традиционное и личностно-ориентированное
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Кр пед психология.docx

— 34.71 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

Психологическая характеристика образования.

1.Образование как многоаспектный феномен

2.Образование как система, процесс и результат

3.Основные тенденции и  принципы современного образования

4.Образовательный процесс  как единство обучения и учения

5.Парадигмы организации  образовательного пространства: традиционное и личностно-ориентированное

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Методологию правильного подхода к рассмотрению воспитания и обучения создали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Они впервые в истории научной мысли раскрыли подлинную сущность воспитания и обучения, социальную обусловленность их содержания и развития. 
Признавая наличие природных различий людей, классики марксизма-ленинизма определили сущность человека как «совокупность всех общественных отношений». Они выдвинули положение о том, что человек — продукт обстоятельств и воспитания, а поскольку обстоятельства изменяются именно людьми, то «воспитатель сам должен быть воспитан». Установив, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства, марксизм выдвинул положение о том, что люди в процессе своего активного воздействия на окружающую среду одновременно изменяют свою природу. К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах доказывают, что история физического и духовного развития людей определяется историей развития производительных сил. 
Воспитание и обучение в вузе призваны обеспечить формирование личности специалиста с такими качествами, опытом, которые бы соответствовали современным требованиям и гарантировали бы успех практической деятельности с самого начала ее осуществления. Эта цель выражает исторически назревшую потребность социалистического общества в подготовке специалистов, способных выполнить определенные социальные и деловые функции. Воспитание и обучение прежде всего должны быть эффективными, т. е. действительно приводить к ожидаемым результатам. 
Образование как многоаспектный феномен

 

Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем средневековье и соотносятся с понятиями «образ» и «образ божий». Человек был создан по подобию божию и понимание этого образа трактовалось как образование.

Начиная с возрождения, когда сам человек становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения и вхождения в культуру, в мир и общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, личности, при этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Образование рассматривается как социальный институт, как одна из подструктур общества. Содержание образования всегда отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому.

В настоящее время это переход от индустриального общества ХХ в. к постиндустриальному или информационному ХХI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и т.д. Связь образования и культуры наиболее тесная, т.к. уже самая ранняя стадия становления института образования связана с культом, ритуалом. Одним из основных принципов существования и развития образования является культуросообразность, при этом образование рассматривается как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Этот принцип пришел на смену выдвинутым Коменским положению природосообразности обучения. Как полагал Коменский, учиться можно легко только идя по стопам природы, в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, которые отражали принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип культуросообразности означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.

 

Образование как система, процесс и результат

 

Образование как система. Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека. Еще в конце ХIХ в. Каптерев отмечал, что образовательный процесс представляет собой нечто большее, чем просто передача информации от одного поколения к другому.

На всем протяжении образовательного процесса основными его задачами являются развитие и саморазвитие человека.

Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

1.социальный масштаб рассмотрения  – образование в мире, в определенной  стране, обществе, регионе и т.д., система государственного и частного  образования, общественного и светского;

2.ступень образования - дошкольное, школьное с его внутренней  градацией на начальную, неполную  среднюю и полную среднюю школу, высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, магистратура, аспирантура, учреждения повышения квалификации и т.д.;

3.профиль образования  – общее, специальное (математическое, естественно-научное и т.д.), профессиональное и дополнительное.

С этих позиций образование как система характеризуется следующим образом:

1.образование может быть  светским, государственным, частным, муниципальным, федеральным и т.д.;

2.образование характеризуется  удовлетворенностью, ступенчатостью, в основе чего лежит возрастной критерий;

3.образование характеризуется  преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью и направленностью;

4.образование имеет количественную  и качественную характеристику, специфическую для всех подсистем.

Рассмотрение образования как процесса предполагает:

1.разграничение двух его  сторон: обучения и научения (учения);

2.со стороны обучающего  образовательный процесс всегда  представляется как единство  обучения и воспитания;

3.сам процесс воспитывающего  обучения включает с позиции  обучающегося освоение знаний, практическое действие, личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно изменяется по целям, содержанию и формам. Непрерывность образования характеризует его процессуальную сторону и выступает в качестве основной черты.

Образование как результат. Под словом «образование» понимается результат, когда имеют ввиду получить образование. Образование как результат рассматривается в двух планах:

1.образ того результата, который должен быть получен  образовательной системой и зафиксирован  в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям;

2.сам человек, прошедший  обучение в определенной образовательной  системе, его опыт, как совокупность интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, позволяет ему адекватно действовать на этой основе в различных жизненных ситуациях. В этом смысле результатом образования является образованность.

 

 

Основные тенденции и принципы современного образования

 

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования Вербицкий выделил следующие тенденции образования:

1осознание каждого уровня  образования как органической  составной части системы непрерывного  народного образования;

2.индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая  его технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества;

3.переход от преимущественно  информационных форм к активным  методам и формам обучения  с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся;

4.соотносится с поиском  психолого-дидактических условий  перехода от жестко регламентированных способов организации учебно-воспитательного процесса, к развивающим, активизирующим, игровым; это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой самостоятельной деятельности учащихся;

5-6. относятся к организации  взаимодействия обучающихся и преподавателя, и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной совместной деятельности, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

Основные принципы современного образования:

1.интеграция всех воспитательных  сил общества, органическое единство  школы и других специальных  институтов с целью воспитания  подрастающего поколения;

2.гуманизация – усиление  внимания к личности каждого  ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

3.дифференциация и индивидуализация  обучения – создание условий  для полного проявления и развития  способностей каждого школьника;

4.демократизация – создание  предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованного взаимодействия учителей и учащихся, и широкое участие общественности в управлении образованием.

 

 

Образовательный процесс как единство обучения и учения

 

Образовательный процесс реализуется в единстве двух деятельностей: учебной и педагогической. Поэтому его можно рассматривать с двух позиций. Каждая из позиций является неповторимой уникальной личностью и одновременно субъектом собственной деятельности, т.е. планирует ,организует и осуществляет эту деятельность и одновременно формируется в ней как личность.

Личностно-деятельностный подход подразумевает учет этих особенностей, как учителя, так и обучаемого. Личностный компонент предполагает, что в центр процесса обучения ставится как сам обучающийся, так и его личностные особенности, т.е. мотивы, цели, психологический склад. Учитель определяет учебную цель каждого занятия и направляет весь образовательный процесс на развитие личности ученика, исходя именно из интересов, знаний, умений обучающихся. Деятельностный компонент подразумевает, что педагог и ученик являются субъектами пед и учебной деятельности. Это означает, что каждый из них сам осуществляет свою деятельность и одновременно развивается в ней.

В отечественной психологии наибольший вклад в разработку общей теории деятельности внесли Леонтьев и Рубинщтейн. Согласно им, деятельность представляет собой активное целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого себя, вызванное определенной потребностью. Потребность понимается как состояние нужды, но сама по себе потребность деятельность не определяет. Для того чтобы осуществить целенаправленную активность необходимо знать какие именно ее формы приведут к удовлетворению возникшей потребности.

С позиции учителя личностно-деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания им смысла обучения. В такой позиции учитель становится для ученика человеком, вызывающим подлинный интерес к учению, учебному предмету. Общение с учеником рассматривается как сотрудничество в решении учебных задач и, как следствие, учитель и класс образуют единый коллективный субъект образовательной деятельности.

С позиции ученика личностно-деятельностный подход предполагает свободу выбора обучающимся метода своего учения. Для ученика психологическими проявлениями реализации личностно-деятельностного подхода учителем становится обеспечение безопасности личностных проявлений, создание условий для самоактуализации и личностного роста.

Таким образом, личностно-деятельностный подход в образовании означает, что прежде всего в образовательном процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Личность находится в центре образования и оно соответственно становится антропоцентричным по цели, содержанию, формам организации.

 

 

 

 Парадигмы организации образовательного пространства: традиционное и личностно-ориентированное

 

Начиная с 1960-х годов отечественная психология и педагогика обоготилась идеями диалога и сотрудничества. Переориентировка педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций стали основой для качественного обновления образовательного процесса.

Братченко предлагает следующие различия классической (традиционной, когнитивно-ориентированной) и новой (личностно-ориенторованной) образоватеьной парадигмы.

 

 

 

 

 

 

 

Признак

Классическая парадигма

Личностно-ориентированная парадигма

1.Ценности, цели

А) основная миссия образования

Б) главная цель

В) ценности

Г) стратегия

А) подготовка подрастающего поколения к жизни и труду;

Б) дать ребенку знания, умения, навыки, обеспечит его социализацию;

В) нормативность, т.е. соответствие заданному стандарту, управляемость, однородность;

Г) формирование и активное вмешательство в жизнь ребенка, пренебрежение к ее внутренним законам.

А) обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности;

Б) способствовать личностному росту всех участников образовательного процесса, включая ребенка;

В) личность и личностное достоинство каждого, свобода, творчество, индивидуальность в познании и самовыражении;

Г) помощи, поддержки и уважения ребенка.

2. Личная значимость и осмысленность

Содержание и процесс образования не имеют прямого отношения к ребенку, не связаны с его реальными, актуальными интересами и потребностями. Учение и преподавание превращается в тяжкий труд.

Содержание и процесс преподавания максимально осмысленны и индивидуально значимы. Признается право на участие в определении образования, его содержании и форм организации.

3. Ведущая активность

Главная действующая сила преподавание, т.е. активность учителя. Задача ученика успеть за учителем, для чего необходимо приспособиться к темпу, индивидуальному состоянию и особенностям учителя.

Главная действующая сила учение, т.е. активность самих учащихся; не ученики приспосабливаются к учителю, а учитель старается максимально полно учесть интересы и особенности каждого ребенка.

4. Модальность познания

Основная форма предъявления изучаемого материала вербальное объяснение и демонстрация.

Главный способ познания на собственном опыте, в результате поиска, экспериментирования, проверки гипотез.

5. Роль участников образовательного  процесса

Жесткая фиксация функций учителя и ученика, власть в руках учителя, выполняющего роли инструктора, руководителя, организатора, судьи, контролера, ученик выполняет требования учителя.

Равноценность и равноправие взрослого и ребенка в учебном процессе. Учитель и ученик сотрудничают, совместно осуществляют определенную активность, усилия направлены на общую цель- развитие и личностный рост каждого.

 

Информация о работе Психологическая характеристика образования