Психологические аспекты общения посредствам Интернета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 21:13, доклад

Краткое описание

Актуальность данной темы, в наш век информационных технологий, когда ни одна сфера деятельности не может обойтись без сбора и анализа информации, в том числе и через Интернет, очевидна. Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Вложенные файлы: 1 файл

Женя, работа, 1.docx

— 125.79 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

Курсовые и исследовательские работы по психологии на тему:

«Психологические аспекты общения посредствам Интернета»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

3 курса заочного отделения

факультета социально-культурного

сервиса и туризма, 31гр.

Ерёмина Евгения Николаевна

Проверила: научный руководитель

Мохова Юлия Александровна.

 

 

 

 

 

Омск 2011

 

 

Введение

Актуальность данной темы, в наш век информационных технологий, когда ни одна сфера деятельности не может обойтись без сбора и анализа информации,  в том числе и через Интернет, очевидна. Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Можно выделить некоторые предположения об особенностях общения через Интернет:

1. Анонимность. Иногда есть возможность получить некоторые сведения анкетного характера, фотографию собеседника, но они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. И как следствие, – раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. 

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в  условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты,  уходит, может прервать их.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). 
 5. Стремление к нетипичному поведению. Презентация себя иначе, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывание нереализуемых в деятельности вне сети роли, сценарии. Причиной обращения к Интернет как инструменту общения может быть.

1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком.

Цель данной работы:

  • изучить и проанализировать социально-психологические аспекты общения студенческой молодежи в интернет - среде.

Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • провести анализ литературы по  проблеме интернет - общения и интернет - зависимости в исследованиях российских и зарубежных ученых.
  • провести практическое исследование интернет – зависимости у студенческой молодежи.  Сделать выводы по результатам исследования.

Объект исследования общение в интернет  - среде

Предмет исследования социально-психологические особенности общения студенческой молодежи в интернет - среде.

Гипотеза появление интернет – зависимости у студенческой молодежи напрямую связано от типа темперамента.

База исследования исследование проводилось в Омском автотранспортом колледже. Общее число участников опроса составило 99 человек. Это были студенты 1, 2, 3 и 4 курсов различных отделений колледжа.

Методы исследования студентам были предложены анкеты, по результатам которых были получены данные о социально – демографическом составе респондентов, типов темперамента, и на основе этого был сделан вывод об их интернет зависимости.

Реальность построения единого информационного пространства современного общества вызывает ряд необратимых изменений экономического, социокультурного, психологического порядка. Сегодня утверждается новый тип культуры, новый тип общения – интернет-общение. Какова его роль в жизни молодого человека?  На эти и другие вопросы мы попробуем ответить в нашей работе.

 

 

Глава 1. Психологические особенности общения в интернете

1. 1. Основные формы общения в Интернете и их особенности

Можно выделить следующие формы общения в Интернете: - телеконференция, чат (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail). Исследователи Интернет - общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными - e-mail и телеконференции. В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где люди общаются on-line. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета (например, в конференции relcom.fido.su.windows, как видно по ее названию, происходят дискуссии о Windows), в то время как чат, опять же, как правило, своей темы не имеет. (Хотя существуют и тематические чаты, например, когда какого – нибудь известного человека запускают в канал IRC или web - чат, а он отвечает на все вопросы заинтересовавшихся людей). В чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету. В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от "multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве), которое близко к коммуникации в чате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели - стремлением выиграть.

Все названные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают такой характеристикой как:

 

  • Анонимность

Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.

  • Особые невербальные средства общения

Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи "смайликов", физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не  только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому "в Интернете легче вести серьезный разговор"; "в Интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно – все равно не видно, как ты обижаешься"; "в Интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их непривлекательность не мешает общению", "в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше" (приведены цитаты из бесед с пользователями Интернет - подростками). То есть, в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью, а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности.

  • Физическая непредставленность человека в текстовой коммуникации

Возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. "В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира1 (Дж.Келли)". Он также приводит поговорку: "В Интернете никто не знает, что вы - собака".

 

1.2. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов. Специфика общения в чате

Александр Житинский определил чат следующим образом:"Специфическая форма общения на Web'e, называемая IRC (Internet Relay Chat), или просто chat (беседа, болтовня). Это когда в одном месте, на каком - то сайте происходит встреча двух или нескольких пользователей в реальном времени. Сайт выполняет роль грифельной доски, на которой пишут послания и передают друг другу". Хотя в последнее время "классические" IRC практически вытеснены "веб-чатами", которые являются уже несколько иным видом программ, достаточно далеко ушедшим от своих "прародителей" IRC, суть явления осталась той же.

При первом посещении чата человек видит страшную мешанину разноцветных реплик разной степени пристойности, изрекаемых какими-то невообразимыми персонажами. Какой-нибудь "Недобитый Гоблин" с неумелой грацией обхаживает "Девочку-Мяучелку", а "Чукотский Папуас" и "Heavy LM" выясняют территориальную принадлежность друг друга. Чем занимаются находящиеся в чате люди понять поначалу довольно сложно. Количество реплик, которые посетители вываливают на экран каждые 15 секунд, довольно велико и при достаточно большом количестве посетителей вы можете наблюдать исчисляемое десятками количество диа-, три-, кварта- и более –логов, перемешанных "до получения однородной массы".

Темы разговоров тоже не отличаются упорядоченностью и серьезной академичностью. Подавляющее большинство реплик - это флирт разной степени, посильные состязания в остроумии. Для полноты картины можно добавить ежесекундную вероятность нарваться на прямое оскорбление, либо еще большую вероятность просто полного и всеобщего игнорирования тебя и твоих реплик.

Хотим мы того или нет, но чаты остаются едва ли не самыми посещаемыми местами в Русском Интернете.

К примеру, в весьма популярном чате "Отель "У Максима"" число зарегистрированных пользователей обычно превышает 8 тысяч, за день его посещают, в среднем, около 1000 человек, а одновременно в чате иногда находится более 100.

Если обратиться к статистике, то по данным "топ-рейтинга" самой популярной русскоязычной поисковой системы "Rambler", который базируется на подсчете количества обращений к тем или иным сайтам, чаты являются третьей по популярности группой сайтов в "Русском Интернете".Авторы не располагают данными о продолжительности пребывания на сайтах, но с большой долей вероятности можно предположить, что в этом отношении чаты являются абсолютными лидерами. Случаи, когда люди проводят в чатах до 15-18 часов подряд, причем едва ли не каждый день, не являются в чатах беспрецедентными. Но даже среднестатистические закрепившиеся посетители чата, пришедшие пообщаться, редко покидают его раньше чем через полчаса.

Межличностное общение в реальности и в чате существенно отличается. В чате вам придется усвоить совершенно иные формы и принципы общения. Основная проблема, препятствующая общению в чате - это крайняя скудость средств, имеющихся в вашем распоряжении. Первое, что лежит на поверхности и сразу бросается в глаза - "растворенная телесность", - отсутствие тела как такового.

В результате чего люди не могут быть представлены друг другу иначе, чем через тексты и только лишь через тексты. Текст и человек, создавший его, становятся тождественными, ведь ничего нет кроме текста. Вне виртуальной коммуникации, всегда участвует и тело, создающее свой собственный текст, который, накладываясь на Слово, и создается образ человека. Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при обычной коммуникации в акте общения невербальная коммуникация определяет до 55% результата. Столь глобальная нехватка не могла не быть определенным образом компенсирована, поэтому общение в чате все-таки не обходится без телесности. В первую очередь был определенным образом компенсирован "эмоциональный дефицит" путем введения в виртуальный дискурс "смайликов" (от английского "smile" - "улыбка" :-), :*), %), 8-( и так далее), которые получили чрезвычайно широкое распространение. Однако это все-таки именно суррогат эмоциональных реакций. Многократно предпринимались попытки присвоить и закрепить обозначение определенных эмоциональных состояний за определенными смайликами, однако все они оказались безуспешными. Фактически, на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту (причем вид смайлика никакого значения не имеет), просто передавая направленность и степень его эмоций по примерно такой шкале :-)))), :-), :-|, :-(, :-((((2. Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна.

 

Помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый "капс" (от английского "Caps Lock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса.

Проблема нехватки паралингвистических средств характерна для всех форм сетевого общения, однако, в чатах эта проблема максимально болезненна (не случайно компенсация смыслового ряда тела присутствует только в чатах), так как все это усугубляется тем, что общение происходит в режиме реального времени. У собеседников, по сути, отсутствует время на размышления над литературной формой своего высказывания. Максимально допустимая временная фора для ответа – 1 - 3 минуты, после этого смысла в ответе будет уже немного. Так как на экран одновременно выплескивается большое количество реплик, то через несколько минут послание, на которое вы отвечаете, будет безнадежно погребено под массой позднейших и о нем забудут все, в том числе и автор.

Из технических особенностей чата вытекает и еще одна особенность общения. Из-за того, что на экран одновременно поступает множество реплик, ограничение их объема является насущной необходимостью. Как правило, объем реплики в чате составляет в среднем три нераспространенных предложения. Именно по этой причине в чатах часто весьма затруднены глубокомысленные беседы, которые являются основным достоинством и недостатком другой глобальной формы сетевого общения - конференций.

Таким образом, в чатах человек вынужден общаться в эпистолярном жанре, который в реальной жизни большинство людей использует достаточно редко, а письменное оформление мыслей должно быть быстрым и лаконичным. Но при этом необходимо максимально точно донести свою мысль, так как вероятность искажения вкладываемого тобой смысла при "обратной развертке" в голове собеседника довольно велика.

Естественно, одной из основных проблем при виртуальной коммуникации является проблема неадекватности восприятия друг друга. Не случайно именно при сетевом общении тема "ты меня неправильно понял" всплывает на порядок чаще, чем при реальном.

Кстати, массовое распространение "смайликов" - во многом следствие проблемы неадекватности восприятия. Давно замечена тенденция - чем дольше человек в Сети, тем чаще он употребляет смайлики, у старожилов смайликом снабжено едва ли не каждое предложение. По сути, смайлики приобрели новое символическое значение - это не только показатель эмоционального состояния собеседника, но и сигнал, подчеркивающий несерьезность послания - "не относись к этому высказыванию серьезно, это просто треп, из которого не стоит делать никаких значимых выводов". Послания, не снабженные смайликами, обычно воспринимаются как значимое для автора высказывание и новички очень часто обжигаются на этом - послания, которые им казались абсолютно невинными, собеседникам - в силу неадекватного восприятия, - кажутся двусмысленными, обидными и даже оскорбительными.

Информация о работе Психологические аспекты общения посредствам Интернета