Психологические аспекты общения посредствам Интернета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 21:13, доклад

Краткое описание

Актуальность данной темы, в наш век информационных технологий, когда ни одна сфера деятельности не может обойтись без сбора и анализа информации, в том числе и через Интернет, очевидна. Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Вложенные файлы: 1 файл

Женя, работа, 1.docx

— 125.79 Кб (Скачать файл)

 

 — сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;

 

 — холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;

 

 — флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;

 

 — меланхолик — слабый, неуравновешенный, инертный тип высшейнервной деятельности.

Классификация темпераментных групп

Итак, более активный темперамент имеют холерики и сангвиники, а меланхолики и флегматики отличаются некоторой пассивностью. Наиболее живые и подвижные люди - холерики и сангвиники. Причем холерик - самый неуравновешенный из них, и это хорошо заметно по тому, что он неуравновешен и внешне и внутренне. Сангвиник внутренне уравновешен, хотя внешне может быть очень эмоциональным. Меланхолик, наоборот, неуравновешен внутренне, хотя внешне это не всегда проявляется. Принадлежность к одному из четырех темпераментных групп, можно определить по той реакции, которая проявляется у него на возникшее, на его пути препятствие:

 

 • холерик препятствие сметает;

 

 • сангвиник обходит;

 

 • флегматик часто даже не замечает;

 

 • меланхолик перед препятствием останавливается.

Из выше сказанного можно предположить, что больше всего поддаются интернет – зависимости холерики и сангвиники, в отличие от меланхоликов и флегматиков.

 

Глава 2. Социологические исследования поведения в интернете

2.1. Объект  исследования. Методики исследования

Исследование проводилось в Омском автотранспортном колледже. Общее число участников опроса составило 99 человек. Это были студенты 1, 2, 3, и 4 курсов различных отделений колледжа. Студентам были предложены анкеты, по результатам которых были получены данные о социально-демографическом составе респондентов и типов темперамента, на основе которых были получены данные об их интернет - зависимости.

 

2.2. Социологические исследования поведения в Интернете

На первом этапе результаты, полученные в ходе опроса, обрабатывались по всем респондентам в целом. Выявлялся социально-демографический состав опрошенных.

 

Социально-демографический состав респондентов

Пол

23 % опрошенных - девушки, и 77 % -юноши.

По результатам, полученным относительно социально-демографического состава пользователей Интернета, в Интернете девушек примерно 27,8 %, а юношей - 72,2 %.  В связи с этим и нами был сделан сдвиг выборки по полу.

Возраст

Половозрастной состав опрошенных нами пользователей -18 лет.

Среднее время, которое наши респонденты проводят в Интернете в неделю:

29% опрошенных проводят в интернете более 4 часов в день, 23% - 2-4 часа в день, 20% 1-2 часа в день. Больше всего времени в интернете, более 4 часов в день, проводят 50% студентов  отделения «Автоматизированные системы обработки информации и управления».

Стаж использования Интернета

Наибольшее количество, 20% студентов, имеют стаж работы в интернете 3 года.5 лет и более имеют только 11% студентов. Стаж работы в течение 4 лет имеют 17% студентов, до 3 месяцев – 15% студентов.   И опять же, наибольший стаж работы в интернете имеют студенты отделения «Информационные системы обработки и управления» - 43% студентов имеют стаж более 5 лет. Интересным представляется тот результат, что группа отделения «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», выпускная группа, 30% студентов имеют стаж работы в интернете  до 3 месяцев.

Использование интернета для учебы и общения.

Используют интернет для получения информации при подготовке к занятиям, для учебы 93% студентов. И только 7% не используют интернет для учебы. При этом 95% используют интернет и для общения.

Диагностика интернет - зависимости показала, что в целом по группам, в которых проходило исследование, интернет- зависимых 8%, средний уровень зависимости у 39%, соответствуют норме 53%.

Сравнение того, как наши респонденты воспринимают Сеть и реальное социальное окружение, дало следующие результаты:

А. В реальном общении участники с большей уверенностью могут получить эмоциональную поддержку (оказание помощи в трудные минуты - спасение от грусти и одиночества), чем в Интернете.

Б. В реальном общении участники с большей уверенностью могут пообщаться или просто провести время.

В. Интернет воспринимается как среда, в которой можно вести себя, в меньшей степени считаясь с мнением окружающих, чем в реальном общении.

 

Итак, большинство опрошенных считает Интернет средой, более свободной, нежели реальная жизнь, и при этом в меньшей степени, чем реальная жизнь, предоставляющей эмоциональную поддержку и общение. Сеть - место, где можно показать себя, не думая о последствиях, но при этом она скорее безразлична по отношению к человеку. Реальность по сравнению с Сетью в большей степени заставляет считаться с окружающими, но при этом она более дружелюбна, человечна. Восприятие Сети как источника эмоциональной поддержки зависит от опыта пользования сетью: чем больше у человека "стаж Интернета", тем в большей степени он воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки, помощи в трудную минуту. По мере увеличения времени, проведенного в сети, люди обзаводятся хорошими знакомыми и близкими друзьями, осваивая Сеть так же, как они осваивают традиционную Реальность.

Взаимосвязь различных показателей поведения в Интернете с различного рода объективными переменными - социально-демографическим статусом и количественными показателями взаимодействия в Сети. Было установлено, что:

1. Девушки по сравнению с юношами:

- имеют меньший стаж использования Интернета

- имеют большую потребность  в раскрепощенности (отвечают "да" на вопрос "я не люблю контролировать себя и заботиться о том, что обо мне подумают").  Воспринимают Интернет как среду, в большей степени предоставляющую раскрепощенность и свободу (чаще отвечают "да" на вопрос "в Интернете я могу вести себя как хочу, не заботясь о том, что обо мне подумают ").

2. Чем больше у респондента стаж использования Интернета, тем более вероятно, что:

- это юноша

- он проводит там больше  времени в неделю

- он познакомился по  сети с большим количеством  людей

- он чаще проверяет  почту

- он воспринимает Интернет  как источник эмоциональной поддержки.

За долгое время пребывания в сети такой человек успевает обрасти кругом сетевых знакомств, и начинает относиться к сети как к средству эмоциональной поддержки. Будучи профессионально связанным с компьютерами, он продолжает проводить в сети достаточно много времени в неделю, попутно часто проверяя почту.

3. Мы рассмотрели вопрос  о количестве ников у одного человека, и пришли к следующим выводам:

  • Больше у человека ников, у человека, который проводит в Сети больше времени, познакомился по Интернету с большим количеством человек и общается в большем количестве сетевых сообществ:

- он не Интернет - зависимый;

- ему относительно мало  лет;

- он воспринимает реальное  социальное окружение как источник  меньшей эмоциональной поддержки, по сравнению с теми людьми, у которых мало ников или нет их вообще. Чем выше творческий потенциал, тем больше у человека ников. Чем более выражен творческий потенциал, тем меньше вероятность оказаться Интернет-зависимым. Те, у кого много ников, для них важен процесс игры с собственной личностью, скорее всего, они выбирают окружение не по критерию эмоциональной поддержки, а по каким-то иным критериям. Человеку интереснее "просто игра", но, тем менее, важно для него, чтобы его утешали, спасали от одиночества и оказывали помощь в трудные минуты. Поэтому люди, общающиеся в сети под множеством имен, выбирают такое реальное окружение, которое не является для них источником эмоциональной поддержки - и оценивают его соответственно, как не дающее эмоциональной поддержки.

Далее, мы выясняли, какие факторы лежат в основе формирования Интернет - зависимости.

Обычно считается, что Интернет - зависимые - это люди, страдающие от одиночества в реальной жизни, те, кто стремится получить недостающие им эмоциональную поддержку и общение в Интернете. Чтобы проверить это предположение, в опросник были введены вопросы, отражающие то, насколько испытуемый может получить в Интернете и в реальном общении эмоциональную поддержку, возможность пообщаться тогда, когда ему скучно, а также вопросы, отражающие потребность в поддержке, общении и раскрепощенности.

Выяснилось, что Интернет – зависимые воспринимают реальное окружение как предоставляющие поддержку и общение, а Интернет – как среду, не предоставляющую поддержку и общение. Таким образом, вопреки устоявшемуся мнению, Интернет – зависимые не решают в сети свои проблемы в общении и не пытаются спастись от одиночества.

2.3 Психологические  исследования интернет – зависимости  от типов темперамента

В ходе второго этапа было выявлено, что в группах, респонденты имеющие тип темперамента холерика и сангвиника, более зависимы от интернета, чем флегматики и меланхолики.

 

Заключение

Итак, близкие эмоциональные контакты в Сети не только возможны, но и довольно распространенны и не то что с каждым годом, а с каждым месяцем количество вовлеченных в них людей увеличивается. Социальные последствия этого явления уже сейчас значимы и эта значимость неизбежно будет возрастать. И последствия этого явления, безусловно, неоднозначны. Как положительный фактор стоит отметить терапевтическое воздействие подобных контактов. Круг общения человека расширяется, причем часто это общение эмоционально окрашено. Но в отличие от большинства других механизмов социальной компенсации «эмоциональной недостаточности» виртуальное общение дает человеку не суррогат эмоций, а подлинные эмоции, чувства и переживания. Бесспорно, новизна этого явления привносит тревожность - «что же со мной происходит?», однако переход виртуальных контактов в разряд обыденных вещей - вопрос времени. Кроме того, что жизнь человека становится эмоционально насыщеннее, участниками виртуальных коммуникаций (особенно молодежью) приобретается жизненный опыт (типично для холериков и флегматиков). Причем этот опыт усваивается в концентрированном виде, приобретение же подобного опыта в реальной жизни сопряжено с большими, нежели в виртуальности, сложностями. Многие участники виртуальных коммуникаций отмечают, что опыт, приобретенный в Сети, в частности, опыт общения с противоположным полом, оказался им очень полезным в реальной жизни. Для значительной части людей (особенно для людей с физическими недостатками и т.п.) виртуальные отношения являются, едва ли не единственной возможностью действовать в социуме на равных с другими и иметь нормальный круг общения. Сложно умалить значение виртуальных контактов и для людей с разнообразными комплексами.

 

Бесспорно, реализация комплексов в Сети привносит проблемы и неудобства для других «виртуалов», но реализация их в реальной жизни нанесла бы несравненно больший вред.

Однако у каждой палки два конца и у рассматриваемого социального явления имеются и негативные последствия. Как и следовало предположить, эти последствия - оборотная сторона преимуществ виртуальности. В виртуальности наладить близкие отношения с человеком, безусловно, легче, чем в реальности. И для определенной части пользователей эта легкость делает виртуальность притягательней реальности - дружба и любовь в виртуальности требуют от человека несравненно меньших моральных и материальных затрат и ответственности, чем в реальной жизни. И хотя виртуальные отношения не дают многого, что могут дать реальные, тем не менее, часть людей идет по пути наименьшего сопротивления и практически ограничиваются «виртуалом». Все это ведет к некоему компьютерному эскапизму и, безусловно, является одним из видов «интернет - зависимости». Анализ различных форм общения в Интернете позволяет сделать вывод о том, что Интернет благодаря его особенностям является удобным средством для изучения идентичности. В качестве таких особенностей различные авторы выделяют анонимность, доступность, невидимость, множественность, безопасность, простоту использования. Благодаря этому восприятие человека человеком становится отделенным от базовых категорий социального познания, которые выражены во внешнем облике, таких, как пол, раса, возраст и принадлежность к определенному социальному слою. Это порождает два ряда феноменов: во-первых, в Интернет становится возможным конструирование виртуальных личностей; во-вторых, благодаря отличиям реального общения от виртуального становится возможной Интернет-зависимость. То, какими характеристиками обладает идентичность общающихся в Интернете людей, как она соотносится с их виртуальной идентичностью, каковы причины "игр с идентичностью" и Интернет - зависимости, нуждается в дальнейшем изучении.

В ходе исследования было выявлено, что интернет – зависимость связана с типом темперамента. Темперамент можно определить по поведению человека: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. По этим признакам, также можно определить, склонен ли человек к зависимости от Интернета.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лотман Ю. М. «Нам все необходимо…Лишнего в мире нет»

2. М. Бахтин. Народная культура  средневековья и ренессанса –  М.: 1965 – 1990гг.

3. Б.А Успенский. Язык и  коммуникации пространства, М.: РГГУ, 2007.-320с.

4. Войскунский А. С. Общение, опосредованное компьютером/ Диссертация кандидата психологических наук. М., 1990.

5. Волович А. С. Особенности социализации выпускников средней школы/Диссертация кандидата психологических наук. М., 1990.

6. Лейбов Р. Язык рисует Интернет. http://inter.net.ru/

7. Паравозов И. Разговорчики в сетях http://inter.net.ru/

8. Е. Нестерова, В. Нестеров ст. «Чаты и некоторые вопросы филологии»

9. В. Нестеров  «К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете.»

10. Б. А. Успенский (неизвестно название работы)

11. DAOS «Сетевой манифест» http://www.dago.nm.ru

12. Новости психологической Сети Российского Интернета

13. В. Л. Леви «Агентура зависимости. Переход пустыни»

14. Дж. Келли. Теория личности. Психология личных конструктов. СП.: Речь, 2007г.

 

 

Приложение A

Социологические исследования поведения в Интернете.

Социально-демографический состав респондентов.

Пол

Пол\группа

111

214

342

351

4101

332

Общее кол-во

юноши

100%

100%

71%

88%

95%

10%

77%

девушки

-

-

29%

12%

5%

90%

23%


 

 

Возраст

группа

111

214

342

351

4101

332

Средний возраст по группе

Средний возраст по группе(лет)

16

17

18

18

19

19

18

Информация о работе Психологические аспекты общения посредствам Интернета