Психологические аспекты эмоционального интеллекта и зрелости личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление связи уровня личностной зрелости и эмоционального интеллекта в период взрослости.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ связи между уровнем личностной зрелости и показателями эмоционального интеллекта в период взрослости для теоретического обоснования заявленной проблемы.
2.Провести эмпирическое исследование для определения числовых показателей связи между уровнем личностной зрелости и эмоционального интеллекта в период взрослости с помощью различных методик, направленных на измерение личностных характеристик, описанных в теоретической части.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ 7
1.1. Психологическая характеристика периода взрослости 7
1.2. Проблема личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов 10
1.3. Психологическая характеристика эмоционального интеллекта и его связь с уровнем личностной зрелости 13
1.4. Выводы 18
ГЛАВА II . ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ 19
2.1. Организация эмпирического исследования 19
2.2. Результаты исследования и обработка результатов методом математической статистики 21
2.3 Анализ полученных результатов исследования 29
2.4 Выводы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ Е. Р. ДАШКОВОЙ 

Гуманитарный  факультет

Отделение  психологии  
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на  тему:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ

                                                                   Выполнил: студент 2 курса, 2 высшее

                                                                                          Громова Елена Юрьевна

                     

                                                     

                                                                    Руководитель: Стародумова Г.В. 

                                                                                                   
 
 
 
 
 

Дата  защиты: «      » _____________ 20__ г.

Оценка: ______________________________

Подпись  экзаменатора: _________________ 
 
 
 
 
 
 

Москва 2012 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Достижение  личной зрелости, как интегративной  характеристики личности, является центральным  направлением развития в период ранней взрослости. Зрелая личность  - это личность трезвого интеллекта и таких же «умных» чувств, побуждаемая к выстраиванию и осуществлению жизненных перспектив усвоенными общечеловеческими ценностями и умеющая свои цели обязательно реализовывать. В период ранней взрослости закладывается фундамент для достижения зрелости в последующие периоды развития личности.     

     Эмоциональный интеллект понимается как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими (Люсин, 2000).

     Исследовательская проблема состоит в выявлении связи между уровнем личностной зрелости и показателями  эмоционального интеллекта в период взрослости.

     Актуальность  темы исследования. Проблема становления личности всегда является ключевой в гуманистической психологии. Социализация понимается как процесс, посредством которого индивид приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно. Однако для того, чтобы интегрироваться в сложное общество как нынешнее, каждому индивиду нужен именно эмоциональный интеллект – особый комплект социальных навыков.

     Отрицательные изменения в нашем обществе в последнее время тесно связаны с эмоциональной сферой личности и возникают из-за нехватки нашего внимания к проблеме развития эмоций в процессе воспитания и обучения. Ребенку мы в основном даем большой объем знаний для развития абстрактного интеллекта. Таким образом, игнорируем не менее важную сферу для нормального роста психики каждого индивида – сферу эмоций. Мы  очень мало, либо совсем не учим детей как надо принять себя и других, и в итоге получаем огромное количество людей нуждающихся в косметико-хирургических операциях для изменения своего внешнего образа, возросшее количество заболевания депрессией и самоубийств (по данным ВОЗ: за последние 50 лет число случаев самоубийств возросло на 60%. В странах Европейского региона в возрастной группе от 15 до 35 лет самоубийства занимают второе место среди причин смерти после дорожно-транспортных происшествий). А с другой стороны, непринятие себя и своих неудач порождает страхи, а «страх порождает агрессию» – согласно Хорни; подростки с огнестрельным оружием в школах, происшествия на автострадах, заканчивающиеся перестрелками и т.д. Мы не помогаем детям правильно понять и контролировать свои эмоции, поэтому сейчас нам так трудно договориться и сотрудничать на работе и в личной жизни. Без контроля своих эмоций человек просто не может преуспевать в карьере и личной жизни, так как успешное решение распространенных проблем зависит от понимания эмоций и контроля над ними. Одним словом, большинство эмоциональных ситуаций содержит обстоятельства, которые должны оцениваться скорее здравым смыслом, чем страстью.

     Исходя  из всего выше сказанного, изучение эмоционального интеллекта и самоактуализации личности одна из ведущих задач психологии и педагогики. 

     Объект  исследования: личностная зрелость в период взрослости.

     Предмет исследования: связь эмоционального интеллекта и уровня личностной зрелости в период взрослости.

     Цель  исследования – выявление связи уровня личностной зрелости и эмоционального интеллекта в период взрослости.

         Задачи:

     1.  Провести теоретический анализ  связи между уровнем личностной  зрелости и показателями эмоционального  интеллекта в период взрослости  для теоретического обоснования  заявленной проблемы.

     2.Провести  эмпирическое исследование для  определения числовых показателей связи между уровнем личностной зрелости и  эмоционального интеллекта в период взрослости с помощью различных методик, направленных на измерение личностных характеристик, описанных в теоретической части.

     3. Выявить связь между уровнем  личностной зрелости и показателями эмоционального интеллекта в период взрослости с помощью метода математической статистики.

     4. Обработать и проанализировать  результаты исследования.

     Гипотеза  исследования: в качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем личностной зрелости и показателями эмоционального интеллекта в период взрослости, а именно: чем выше уровень личностной зрелости, тем более выражен интегративный уровень эмоционального интеллекта и наоборот.

     Теоретическая основа исследования:

     Теоретико-методологической основой работы послужили: принцип  единства сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), системный  подход к исследованию личности (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов), гуманистические  концепции самореализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс), концепция эмоционального интеллекта личности (П. Саловей, Дж. Майер, Д. Гоулман и др.).

     Методы  исследования:

  1. Методы исследования и диагностики: 

    - «Самоактуализационный  тест» (CAT). Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана,  М.В. Загика и М.В. Кроза;

    - методика  Н.Холла на определение уровня  эмоционального интеллекта.

       2. Методы обработки и интерпретации данных: для математической обработки данных применялся коэффициент ранговой корреляции Ч.Э.Спирмена.

     Характеристика  выборки:

     Всего в исследовании принимало участие 10 человек испытуемых в возрасте от 30 до 50 лет.  Гомогенность выборки обеспечивалась тремя критериями:

     - возрастной критерий – средний возраст испытуемых 37,2 года;

     - половой критерий – в исследовании принимали участие испытуемые женского и мужского пола; 5 мужчин и 5 женщин.

     - образовательный критерий – в исследовании принимали участие лица с высшим образованием.

     База  исследования: данное исследование проводилось с … по …. на базе рекламного агентства «Номекс» города Москвы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД  ВЗРОСЛОСТИ

1.1. Психологическая  характеристика периода    взрослости

     Период  взрослости — это наиболее длительный период жизни человека, и в нем, как правило, выделяют три стадии. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет), поздней взрослости (от 60 лет и старше). Каждый из них обладает своими особенностями и характеристиками. В отношении взрослого человека чаще всего используют понятие возрастных часов. Под этим понятием принято понимать внутренний временной график жизни, используемый в качестве критерия развития во взрослости; средство узнать о том, насколько человек в своем развитии опережает ключевые социальные события, приходящиеся на период взрослости, или отстает от них. К ключевым событиям принято относить, как обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и другое. В последнее время для большинства развитых стран характерно изменение хронологии возрастных событий. Поэтому кроме понятия возрастных часов часто используют три независимых понятия возраста: биологический, социальный и психологический возраст. Психологический возраст указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям окружающего мира. Данное понятие возраста включает в себя уровень интеллекта, способность к  учению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки, мотивы. Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам [12, c. 56]. 

     В понятие биологического возраста чаще всего включают соответствие

     человека  определенному моменту жизни. Рассматривая закономерности развития когнитивной сферы, понятие биологического возраста следует сопоставить с особенностями динамики психофизиологических функций.

     Именно  они определяют закономерности функционирования психических процессов, поскольку  любой психический процесс формируется как определенная концепция психофизиологических функций, действий с разнообразными операциями и мотивациями [5, c. 54].

     Сейчас  можно переходить к подробному рассмотрению особенностей каждой из трех, выделенных стадий периода взрослости по Г.Крайгу.

     20 — 40 лет — ранняя зрелость. 

     Развитие  когнитивной сферы человека в  значительной степени имеет индивидуально  обусловленный характер; взрослый человек  в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуально развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности степень одаренности человека, уровень его образованности и род деятельности. В эмоциональной сфере главные проблемы, требующие своего разрешения -достижение идентичности и близости. В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций, Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка. Мотивационная сфера характеризуется тем, что молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом, поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения. [15, c. 139]

     К 30-ти годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более реальные. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний. В соответствие с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией, основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности. Каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд — общественной полезностью деятельности, семья концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг реализацией личностного потенциала. Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста — профессиональное самоопределение и создание семьи [15, c. 54].  

      40 — 60 лет — средняя зрелость. В этом возрасте жизнь человека  оказывается в условиях, психологически  существенно отличающихся  по своей сути от прежних условий. Одна из главных особенностей средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Однако это совершенно не означает, что нет никаких возрастных изменений. Они есть и выражаются, прежде   в снижении физических возможностей. Это отражается на характеристиках психофизических функций человека, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, а также деятельность его внутренних органов и систем. Но пока все это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность. Развитие отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста [10, c. 65]. 

Информация о работе Психологические аспекты эмоционального интеллекта и зрелости личности