Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:55, курсовая работа
Цель исследования – выявление связи уровня личностной зрелости и эмоционального интеллекта в период взрослости.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ связи между уровнем личностной зрелости и показателями эмоционального интеллекта в период взрослости для теоретического обоснования заявленной проблемы.
2.Провести эмпирическое исследование для определения числовых показателей связи между уровнем личностной зрелости и эмоционального интеллекта в период взрослости с помощью различных методик, направленных на измерение личностных характеристик, описанных в теоретической части.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ 7
1.1. Психологическая характеристика периода взрослости 7
1.2. Проблема личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов 10
1.3. Психологическая характеристика эмоционального интеллекта и его связь с уровнем личностной зрелости 13
1.4. Выводы 18
ГЛАВА II . ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ 19
2.1. Организация эмпирического исследования 19
2.2. Результаты исследования и обработка результатов методом математической статистики 21
2.3 Анализ полученных результатов исследования 29
2.4 Выводы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ИМЕНИ
Е. Р. ДАШКОВОЙ
Гуманитарный факультет
Отделение
психологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
Дата защиты: « » _____________ 20__ г.
Оценка: ______________________________
Подпись
экзаменатора: _________________
Москва
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Достижение личной зрелости, как интегративной характеристики личности, является центральным направлением развития в период ранней взрослости. Зрелая личность - это личность трезвого интеллекта и таких же «умных» чувств, побуждаемая к выстраиванию и осуществлению жизненных перспектив усвоенными общечеловеческими ценностями и умеющая свои цели обязательно реализовывать. В период ранней взрослости закладывается фундамент для достижения зрелости в последующие периоды развития личности.
Эмоциональный интеллект понимается как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими (Люсин, 2000).
Исследовательская проблема состоит в выявлении связи между уровнем личностной зрелости и показателями эмоционального интеллекта в период взрослости.
Актуальность темы исследования. Проблема становления личности всегда является ключевой в гуманистической психологии. Социализация понимается как процесс, посредством которого индивид приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно. Однако для того, чтобы интегрироваться в сложное общество как нынешнее, каждому индивиду нужен именно эмоциональный интеллект – особый комплект социальных навыков.
Отрицательные изменения в нашем обществе в последнее время тесно связаны с эмоциональной сферой личности и возникают из-за нехватки нашего внимания к проблеме развития эмоций в процессе воспитания и обучения. Ребенку мы в основном даем большой объем знаний для развития абстрактного интеллекта. Таким образом, игнорируем не менее важную сферу для нормального роста психики каждого индивида – сферу эмоций. Мы очень мало, либо совсем не учим детей как надо принять себя и других, и в итоге получаем огромное количество людей нуждающихся в косметико-хирургических операциях для изменения своего внешнего образа, возросшее количество заболевания депрессией и самоубийств (по данным ВОЗ: за последние 50 лет число случаев самоубийств возросло на 60%. В странах Европейского региона в возрастной группе от 15 до 35 лет самоубийства занимают второе место среди причин смерти после дорожно-транспортных происшествий). А с другой стороны, непринятие себя и своих неудач порождает страхи, а «страх порождает агрессию» – согласно Хорни; подростки с огнестрельным оружием в школах, происшествия на автострадах, заканчивающиеся перестрелками и т.д. Мы не помогаем детям правильно понять и контролировать свои эмоции, поэтому сейчас нам так трудно договориться и сотрудничать на работе и в личной жизни. Без контроля своих эмоций человек просто не может преуспевать в карьере и личной жизни, так как успешное решение распространенных проблем зависит от понимания эмоций и контроля над ними. Одним словом, большинство эмоциональных ситуаций содержит обстоятельства, которые должны оцениваться скорее здравым смыслом, чем страстью.
Исходя из всего выше сказанного, изучение эмоционального интеллекта и самоактуализации личности одна из ведущих задач психологии и педагогики.
Объект исследования: личностная зрелость в период взрослости.
Предмет исследования: связь эмоционального интеллекта и уровня личностной зрелости в период взрослости.
Цель исследования – выявление связи уровня личностной зрелости и эмоционального интеллекта в период взрослости.
Задачи:
1.
Провести теоретический анализ
связи между уровнем
2.Провести эмпирическое исследование для определения числовых показателей связи между уровнем личностной зрелости и эмоционального интеллекта в период взрослости с помощью различных методик, направленных на измерение личностных характеристик, описанных в теоретической части.
3. Выявить связь между уровнем личностной зрелости и показателями эмоционального интеллекта в период взрослости с помощью метода математической статистики.
4. Обработать и проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: в качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем личностной зрелости и показателями эмоционального интеллекта в период взрослости, а именно: чем выше уровень личностной зрелости, тем более выражен интегративный уровень эмоционального интеллекта и наоборот.
Теоретическая основа исследования:
Теоретико-
Методы исследования:
- «Самоактуализационный тест» (CAT). Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза;
- методика Н.Холла на определение уровня эмоционального интеллекта.
2. Методы обработки и интерпретации данных: для математической обработки данных применялся коэффициент ранговой корреляции Ч.Э.Спирмена.
Характеристика выборки:
Всего в исследовании принимало участие 10 человек испытуемых в возрасте от 30 до 50 лет. Гомогенность выборки обеспечивалась тремя критериями:
- возрастной критерий – средний возраст испытуемых 37,2 года;
- половой критерий – в исследовании принимали участие испытуемые женского и мужского пола; 5 мужчин и 5 женщин.
- образовательный критерий – в исследовании принимали участие лица с высшим образованием.
База
исследования: данное исследование
проводилось с … по …. на базе рекламного
агентства «Номекс» города Москвы.
Период взрослости — это наиболее длительный период жизни человека, и в нем, как правило, выделяют три стадии. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет), поздней взрослости (от 60 лет и старше). Каждый из них обладает своими особенностями и характеристиками. В отношении взрослого человека чаще всего используют понятие возрастных часов. Под этим понятием принято понимать внутренний временной график жизни, используемый в качестве критерия развития во взрослости; средство узнать о том, насколько человек в своем развитии опережает ключевые социальные события, приходящиеся на период взрослости, или отстает от них. К ключевым событиям принято относить, как обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и другое. В последнее время для большинства развитых стран характерно изменение хронологии возрастных событий. Поэтому кроме понятия возрастных часов часто используют три независимых понятия возраста: биологический, социальный и психологический возраст. Психологический возраст указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям окружающего мира. Данное понятие возраста включает в себя уровень интеллекта, способность к учению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки, мотивы. Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам [12, c. 56].
В понятие биологического возраста чаще всего включают соответствие
человека определенному моменту жизни. Рассматривая закономерности развития когнитивной сферы, понятие биологического возраста следует сопоставить с особенностями динамики психофизиологических функций.
Именно они определяют закономерности функционирования психических процессов, поскольку любой психический процесс формируется как определенная концепция психофизиологических функций, действий с разнообразными операциями и мотивациями [5, c. 54].
Сейчас можно переходить к подробному рассмотрению особенностей каждой из трех, выделенных стадий периода взрослости по Г.Крайгу.
20 — 40 лет — ранняя зрелость.
Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер; взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуально развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности степень одаренности человека, уровень его образованности и род деятельности. В эмоциональной сфере главные проблемы, требующие своего разрешения -достижение идентичности и близости. В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций, Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка. Мотивационная сфера характеризуется тем, что молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом, поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения. [15, c. 139]
К 30-ти годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более реальные. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний. В соответствие с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией, основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности. Каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд — общественной полезностью деятельности, семья концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг реализацией личностного потенциала. Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста — профессиональное самоопределение и создание семьи [15, c. 54].
40 — 60 лет — средняя зрелость.
В этом возрасте жизнь
Информация о работе Психологические аспекты эмоционального интеллекта и зрелости личности