Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:55, курсовая работа
Цель исследования – выявление связи уровня личностной зрелости и эмоционального интеллекта в период взрослости.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ связи между уровнем личностной зрелости и показателями эмоционального интеллекта в период взрослости для теоретического обоснования заявленной проблемы.
2.Провести эмпирическое исследование для определения числовых показателей связи между уровнем личностной зрелости и эмоционального интеллекта в период взрослости с помощью различных методик, направленных на измерение личностных характеристик, описанных в теоретической части.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ 7
1.1. Психологическая характеристика периода взрослости 7
1.2. Проблема личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов 10
1.3. Психологическая характеристика эмоционального интеллекта и его связь с уровнем личностной зрелости 13
1.4. Выводы 18
ГЛАВА II . ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ 19
2.1. Организация эмпирического исследования 19
2.2. Результаты исследования и обработка результатов методом математической статистики 21
2.3 Анализ полученных результатов исследования 29
2.4 Выводы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Зарубежные исследователи эмоционального интеллекта выявили некоторые возрастные особенности развития этого качества. Эмоциональный интеллект повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в период юности и зрелости. Это значит, что у ребенка уровень эмоционального интеллекта заведомо ниже, чем у взрослого, и не может быть ему равен [19, c. 60].
И.Н. Андреева говорит о том, что с повышением уровня эмоционального интеллекта увеличивается уровень способности субъекта ценить свои достижения, уважать себя за них [3, c. 47]. О.В. Белоконь в своём исследовании получила данные, подтверждающие предположения о том, что высокий уровень эмоционального интеллекта обуславливает выдвижение на лидерскую позицию [2, c. 79].
Эмоциональная зрелость отражается в более высоком уровне его эмоционального интеллекта. В исследовании С. Мэвровели, K. В. Петридеса, И. Сангарея и Э. Фурнхейма эмоциональный интеллект был положительно связан с просоциальным поведением и общей компетентностью школьников. Дети с более высоким уровнем эмоционального интеллекта также показали способность к более точному восприятию эмоций по сравнению с ровесниками [24, c. 79].
Таким образом, мы сделали следующие выводы:
Целью
эмпирического исследования было выявление
связи между эмоциональным
Работа состояла из нескольких этапов:
Для диагностики самоактуализации использовался «Самоактуализационный тест» (CAT). Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза, для диагностики эмоционального интеллекта применялась методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта.
Описание методик:
1.Самоактуализационной тест состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.
СAT
измеряет самоактуализацию по двум базовым
и ряду дополнительных шкал. Базовыми
являются шкалы Компетентности во времени
и Поддержки. Они независимы друг от друга
и, в отличие от дополнительных, не имеют
общих пунктов.
Шкала поддержки – самая большая шкала теста (91 пункт) – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне
Информация о работе Психологические аспекты эмоционального интеллекта и зрелости личности