Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 15:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: обосновать и экспериментально доказать влияние психологических игр и упражнений на снижение агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

Гипотеза исследования: работа над снижением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений, если в процессе работы будут соблюдены следующие условия:

-учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

-учет эмоционального состояния подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….


Глава 1. Теоретические основы влияния психологических игр и упражнений на снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома…………………….

1.1. Проблема агрессии и агрессивного поведения в психолого-педагогических исследования……………………………………………………

1.2 Общая характеристика детей подросткового возраста…..............................

1.3. Общая характеристика воспитанников современного детского дома……

1.4 Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома……………………………………………………………


Выводы к главе 1…………………………………………………………………


Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома посредством психологических игр и упражнений

2.1. Определение уровня агрессивности у детей подросткового возраста (констатирующий этап эксперимента)…………….................................................

2.2. Снижение агрессивного поведения детей подросткового возраста посредством психологических игр и упражнений (формирующий этап эксперимента)………………………………………………………………………….

2.3. Определение уровня агрессивности у детей подросткового возраста (контрольный этап эксперимента)…………………………………………………

Выводы к главе 2…………………………………………………………………….

Заключение …………………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР агрес. поведение.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Омской области

государственное образовательное учреждение Омской области

среднего  профессионального образования

«Омский педагогический колледж№4» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психологические игры и упражнения   как средство снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома   
 

Выпускная квалификационная работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск-2007

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 

Глава 1. Теоретические основы влияния психологических игр и упражнений на снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома…………………….

1.1. Проблема  агрессии и агрессивного поведения   в психолого-педагогических  исследования……………………………………………………

1.2 Общая  характеристика  детей подросткового возраста…..............................

1.3. Общая   характеристика воспитанников современного детского дома……

1.4 Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного поведения  детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома…………………………………………………………… 

Выводы  к   главе 1………………………………………………………………… 

Глава  2.  Эмпирическое исследование по проблеме снижения агрессивного поведения  детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома посредством  психологических игр и упражнений

2.1.  Определение уровня агрессивности   у детей подросткового возраста  (констатирующий этап  эксперимента)…………….................................................

2.2.   Снижение агрессивного поведения   детей подросткового возраста  посредством психологических игр и упражнений (формирующий этап эксперимента)………………………………………………………………………….

2.3. Определение уровня агрессивности  у детей подросткового возраста  (контрольный этап эксперимента)…………………………………………………

Выводы  к главе  2…………………………………………………………………….

Заключение  …………………………………………………………………………..

Список  литературы…………………………………………………………………..

Приложение…………………………………………………………………………..

Введение

     Сегодняшние публикации о положении дел в детских домах постоянно обращают внимания на жестокость, грубость и агрессивность их воспитанников. Часто подростки из таких учреждений совершают правонарушения именно на почве агрессивности. Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов и педагогов. Данной теме посвящены много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р.Бэрон, Д.Ричардсон, А.Бандура и др.) В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Многочисленные исследования агрессивного поведения детей подросткового возраста показали, что рост насильственных действий в обществе тесно связан с крупными и резкими социальными переменами, соответственно, со связанными с этим переменами нарушениями традиционной организации общества, которые заставляют людей обратить на свои индивидуальные проблемы.

 Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко выросла молодежная преступность, особенно преступность подростковая. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

Педагоги  отмечают, что агрессивных подростков становится с каждым годом все больше и больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги  просто не знают, как справляться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временами спасает,- это наказание или выговор, после чего подростки на какое-то время становятся сдержанней, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и не в коей мере не способствует их стойкому изменению поведения к лучшему.

Не смотря на актуальность рассматриваемой проблемы, можно выделить  следующие противоречия:

  • между  необходимостью снижения  агрессивного поведения   подростков  в современных условиях   и недостаточной работой по данной проблеме в образовательных учреждениях;
  • между возможностями психологических игр и упражнений и неготовностью педагогов использовать их в практике работы.

Но, не  смотря на значимость данного вопроса, педагоги уделяют ему недостаточно внимания, не готовы к эффективному управлению агрессивным поведением  подростков.

Нами  была выдвинута  проблема исследования: какими возможностями обладают психологические игры и упражнения в процессе снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома?

Объект  исследования – процесс снижения  агрессивного  поведения  детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

  Предмет исследования – психологические игры и упражнения  как средство снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

Цель исследования: обосновать и экспериментально доказать влияние психологических игр и упражнений на снижение агрессивного поведения  у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

Гипотеза исследования: работа над снижением  агрессивного поведения  у детей подросткового  возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений, если в процессе работы будут соблюдены следующие условия:

-учет  возрастных и индивидуальных  особенностей  учащихся;

-учет эмоционального состояния подростков. 
 

Задачи:

  1. изучить проблему  агрессии   и агрессивного поведения   в психолого-педагогических исследованиях;
  2. охарактеризовать особенности  детей  подросткового  возраста;
  3. охарактеризовать  воспитанников современного детского дома;
  4. изучить в психолого-педагогической литературе влияние психологических игр и упражнений на  снижение агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дом;
  5. эмпирическим путем выявить уровни  агрессивности   у детей  подросткового   возраста, воспитывающихся в условиях детского дома;
  6. подобрать и апробировать психологические игры и упражнения для снижения агрессивного поведения   у детей подросткового  возраста, воспитывающихся в условиях детского дома;
  7. эмпирическим путем проанализировать эффективность проделанной работы.

Методы  исследования:

теоретические: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, обобщение.

эмпирические: наблюдение,

База  исследования:

Глава 1. Теоретические  основы влияния психологических  игр и упражнений на снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста

1.1. Проблема агрессии и агрессивного поведения  в психолого-педагогических  исследованиях

 

В психолого-педагогической литературе различают понятия «агрессия» и «агрессивность».

Первое (от лат. Agressio – нападение, угроза) – общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность – намеренное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, независимости и т.п. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д.

    Несмотря  на то, что интуитивно смысл агрессивного поведения понятен каждому, по поводу терминологических определений  до сих пор идут жаркие споры. В понятие «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость». К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.[13]

Существует  множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:

1. Врожденным  побуждениям и задаткам;

2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

3. Познавательным  и эмоциональным процессам;

4. Актуальным  социальным условиям в сочетании  с предшествующим научением.

Рассмотрим  наиболее известные теоретические  положения.

Теория  влечения (психоаналитический подход).

Основоположником  этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение  по своей природе  инстинктивное  и неизбежно.

Экологический подход.

Новое звучание эта тема получила благодаря  работам К.Лоренца, который придерживался  эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

1. Количества  накопленной  агрессивной энергии.

2. Наличия  стимулов, облегчающих разрядку  агрессии.

Фрустрационная  теория (гомеостатическая модель).

Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется  двум, выше описанным. Здесь агрессивное  поведение рассматривается как  ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме. Агрессия всегда является результатом фрустрации. В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

  • степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
  • сила препятствия на пути достижения цели;
  • количества последовательных фрустраций.

Т.е., чем  в большей степени субъект  предвкушает удовольствие, чем сильнее  препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

Теория  социального научения (бихевиоральная модель).

В отличие  от других, эта теория гласит, что  агрессия представляет собой усвоенное  поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Информация о работе Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условия