Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 20:17, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть психологическую модель двигательных действий и описать механизмы их управления и регуляции.
Задачи:
Проанализировать психологическую и физиологическую литературу.
Описать психологическую модель двигательного действия.
Раскрыть механизмы управления и регуляции двигательных действий, показать участие в них различных отделов цнс.
Объект – психические процессы человека.
Введение
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ.
Структурный состав двигательного действия.
Динамика исполнительного действия.
Глава 2. Механизмы управления и регуляции двигательных действий.
2.1 Рефлекторное кольцевое регулирование и программное управление движениями.
2.2 Три основных функциональных блока мозга.
2.3 Роль различных отделов ЦНС в регуляции движений.
2.3.1 Роль спинного мозга и подкорковых отделов ЦНС в регуляции движений.
2.3.2 Роль различных отделов коры больших полушарий.
2.3.3 Речевая регуляция движений.
2.3.4 Нисходящие моторные системы.
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ.
Глава 2. Механизмы управления и регуляции двигательных действий.
2.1 Рефлекторное кольцевое регулирование и программное управление движениями.
2.2 Три основных функциональных блока мозга.
2.3 Роль различных отделов ЦНС в регуляции движений.
2.3.1 Роль спинного мозга и подкорковых отделов ЦНС в регуляции движений.
2.3.2 Роль различных
отделов коры больших полушарий
2.3.3 Речевая регуляция движений.
2.3.4 Нисходящие моторные системы.
Заключение
Список литературы
Введение
Двигательные действия - это прижизненно приобретённые формы двигательного поведения, специфичные для человеческой деятельности. Они отличаются от врождённых форм моторики - двигательных рефлексов и инстинктов - тем, что причины их происхождения и развития находятся вне биологической организации индивида, в сфере его взаимодействия с окружающей средой, опосредованного различными видами и уровнями её внутренней, психологической репрезентации. Этим определяется двойственность природы двигательных действий человека: их функциональные свойства (не редуцированные, а рассматриваемые в полном своём объёме) преимущественно психологичны, в то время как их реализация обеспечивается работой анатомо-физиологических механизмов, имеющих свою непсихологическую специфику. Двигательное действие, таким образом, - одна из высших форм психофизического единства, неисчерпаемого в своих конкретных проявлениях. Нельзя говорить о психологической составляющей движения безотносительно к его анатомо-физиологическим механизмам и биомеханическим свойствам, равно как нельзя представить себе формирование, развитие и функционирование последних безотносительно к психологическому контексту, в котором происходят эти процессы. В работах Н.А.Бернштейна [1, 2] этот тезис получил всестороннее обоснование.
Каково же психологическое содержание двигательных действий и механизмах их управления и регулирования? Этот вопрос затрагивает практически все стороны человеческой психики - от элементарной сенсорики до духовного творчества. В данной работе речь будет идти о психологических аспектах структуры и динамики регуляторных механизмов двигательных действий, участии в них разных отделов цнс.
Согласно Н.А.Бернштейну
[1], главной психологической
Цель данной работы – раскрыть психологическую модель двигательных действий и описать механизмы их управления и регуляции.
Задачи:
Объект – психические процессы человека.
Предмет - психологические
механизмы регуляции двигательн
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
1.1 Структурный состав двигательного действия
Профессиональные движения должны отвечать определенным требованиям и характеризующим их параметрам. К первым относятся: описания тех случаев, в которых необходимо осуществить то или иное движение; условия, при которых движения должны начинаться и заканчиваться; экстренные условия прекращения движения; плавность движения (если это существенно); описание возможных поз тела и положений руки (при письме, игре на фортепьяно); допустимые отклонения от заданных параметров. К параметрам движения (они не всегда задаются явно) относятся: траектория (в случае одномерного движения - амплитуда), скорость, усилие. Совокупность заданных требований и параметров называют двигательной задачей. Ее содержание, сформулированное письменно или устно, или в виде образца движения (например, движения цели на экране монитора, демонстрации выполнения движения специалистом) отражено в задающем образе, который является важнейшей психологической детерминантой любого произвольного движения. Формирование задающего образа начинается еще до начала движения и основывается на двух источниках информации: один находится в концептуальной модели действия, другой - в информационной модели, являющейся объектом восприятия. Как правило, информационная модель содержит, помимо прочего, сведения о задаваемых параметрах движения и некоторых условиях его реализации; они представлены в виде зрительных, слуховых или тактильных сигналов, которые должны быть восприняты субъектом. В концептуальной модели представлены смысл и значение этих сигналов в контексте решаемой двигательной задачи. В результате интеграции смыслов и значений с соответствующей им полимодальной афферентацией восприятите становится осмысленным процессом и формирующийся в нем задающий образ приобретает адекватность данной внешней среде.
Даже очень детальный
задающий образ далеко не всегда обеспечивает
успешное решение двигательной задачи.
Можно внимательно и
В отличие от задающего образа, который на всем протяжении процесса формирования движения не претерпевает существенных изменений, образ движения является динамическим образованием и приобретает свои стабильные очертания только в конце тренировки, когда двигательный навык полностью автоматизируется. Характеризуя эту особенность образа движения, А.В.Запорожец [5] обрисовал основную тенденцию его динамики: если в начале в образе отражаются лишь внешние ориентиры движения (элементы траектории, представления о перемещениях в пространстве и т.п.), то в ходе обучения и тренировки этот образ постепенно обогащется признаками, имеющими более непосредственное отношение к процессу реализации движения (в частности, проприоцептивной информацией о работе двигательного аппарата). Пространственная картина движения, очерченная задающим образом, интегрируется в образе движения с временной динамикой процесса реализации, которая представлена в нем динамикой полимодальной афферентации (т.е. зрительных, проприоцептивных, тактильных, слуховых и вестибулярных ощущений). При этом, текущее содержание образа движения находится под контролем концептуальной модели исполнительного действия, которая, оценивая успешность данной реализации в каждом кванте времени, позволяет отобрать из всего потока афферентной информации лишь ту ее часть, которая соответствует правильному решению двигательной задачи. Такой отбор - дело нелегкое, потому что адекватная информация не всегда лежит на поверхности и часто маскируется разнообразными "шумами", находясь ниже оперативных порогов восприятия. Здесь требуется иногда очень тонкая настройка восприятия и концентрация внимания на тех событиях во внешней среде, которые, с одной стороны, вызваны двигательной активностью, а с другой - санкционированы концептуальной моделью как существенные и успешные. Обучение двигательным навыкам и последующая тренировка очень часто задерживаются именно на этом этапе, наиболее драматичном, эмоциональном и возбуждающем интерес к тому новому знанию о себе, которое открывает сознанию наше движущееся тело.
Фиксация в образе
движения процесса реализации, обеспечивающей
правильное решение двигательной задачи
в данной ситуации, делает излишним
непрерывное удерживание в
Усвоив двигательную задачу и сформировав предварительный образ движения, человек, как правило, не достигает желаемого результата с первой или нескольких первых попыток. Отчасти это обусловлено неполнотой предварительного образа движения. Другой причиной является неполнота ситуативного образа на начальных этапах формирования двигательного навыка. В ситуативном образе отражается информация о всех элементах внешней среды, имеющих отношение к решению двигательной задачи в данной конкретной обстановке. Часть этой информации может быть известна заранее, до начала движения; она используется для формирования предварительного образа движения. Другая часть - это информация, которая появляется только в результате движения (например, изменение состояния управляемого объекта, временной паттерн кинестетических ощущений). И, наконец, в ситуативном образе отражаются те изменения внешней среды, которые не зависят от двигательного поведения, но требуют для успешного решения двигательной задачи изменить способ действия или какие-то отдельные его параметры; например, при изменении коэффициента усиления в органе управления должен измениться и режим ручных движений, чтобы обеспечить безошибочное решение двигательной задачи. Ситуативный образ поддерживает постоянный контакт субъекта с реальностью, приспосабливая движения к самым тонким ее нюансам. Движение, совершаемое без учета особенностей конкретной обстановки - это движение "невпопад"; именно такие движения часто входят в репертуар клоунов, поспешных людей и маленьких детей.
Содержание ситуативного образа так же динамично, как и содержание образа движения. В начале формирования навыка объем этого содержания стремится к максимуму: в него включается буквально все, что имеет отношение к процессуальной и результативной частям движения, чтобы в течение ряда проб выбрать из него все то, что наиболее чувствительно к движению. На конечной стадии формирования навыка ситуативный образ умирает в отлаженных на его основе двигательных программах, и в него включается только информация о результате движения. Если ситуация меняется и это отражается на качестве движения, то содержание ситуативного образа также меняется, вызывая, в свою очередь, модификацию способа действия или отдельных параметров движения.
Важнейшей функцией восприятия при выполнении движения является обнаружение отклонения последнего от заданного образца, или, другими словами, детектирование ошибки. Оно осуществляется на основе сравнения содержаний задающего и ситуативного образов по критерию (или нескольким критериям), устанавливаемому в концептуальной модели исполнительного действия. Критериальный характер детектирования ошибки - отличительная особенность живого движения. Дело в том, что в начале формирования двигательного навыка, как правило, имеют место ошибки по всем параметрам движения - траектории, скорости и развиваемому усилию. Исправить эти ошибки одновременно или даже просто обнаружить их в один и тот же момент времени практически невозможно в силу ограниченных ресурсов нашего внимания, под контролем которого находится произвольное действие. Поэтому отработка механизмов предотвращения ошибок и их коррекции (то есть механизмов правильного движения) осуществляется путем последовательных приближений каждого параметра движения к заданным значениям. Это достигается с помощью постановки промежуточных целей, не всегда содержащихся в задающем образе (например, членение траектории на отрезки с разными амплитудами и направлениями), и выполнения ряда поисковых или пробующих действий. Организация этих действий и выбор того параметра движения, по отношению к которому совершается оптимизация, зависит от целого ряда обстоятельств, находящих свое отражение в концептуальной модели. Именно она настраивает образные механизмы перцептивной системы на то, какая ошибка подлежит обнаружению и исправлению в данный момент времени. При этом ошибки другого рода могут либо просто фиксироваться в восприятии, либо оставаться незамеченными вовсе, попадая в поле нашего внимания лишь некоторое время спустя. Таким образом, детектирование ошибки в живом движении - это не автоматическое сличение ситуативного и задающего образов, а сложный процесс выбора, протекающий либо стихийно, либо по определенным правилам, содержащимся в концептуальной модели и вытекающим из методики обучения движениям.
Из трех рассмотренных выше образов, формирующихся в системе восприятия на основе текущей полимодальной афферентации под контролем концептуальной модели, образ движения выполняет инициирующую (побуждающую к реализации) функцию. Инициирующая афферентация извлекает из памяти индивида те сенсомоторные комплексы, которые необходимы для выполнения ранее усвоенных двигательных операций и рефлексов, входящих в структуру исполнительного действия. Сенсомоторный комплекс представляет собой связь собственно моторной компоненты действия со специфической для нее инициирующей афферентацией. Например, при написании буквы система команд, управляющих мышечным аппаратом руки, связана с траекторией движения, отраженной в его образе и совпадающей с начертанием буквы. Этой траектории могут соответствовать самые разнообразные системы эфферентных команд, в зависимости от того, чем человек пишет букву и на чем (ручкой на бумаге или электронным пером на экране и т.д.). Окончательный выбор адекватной для данных условий системы команд опирается на ситуативный образ, благодаря которому в образ движения включаются те операции, которые диктуются конкретными обстоятельствами. Именно здесь, на уровне образов решается вопрос о выборе конкретного сенсомоторного комплекса, являющегося своего рода "задающим устройством" для "сервомеханизма моторики" (термины Н.А.Бернштейна [2]).
Моторная компонента сенсомоторного комплекса представляет собой систему команд, направляемых в мышцы для реализации заданного движения во времени и пространстве, то есть эфферентную программу. Хотя исполнительная часть механизма управления движениями (регулятор моторики и двигательный аппарат), как правило, точно отрабатывает подаваемые ему на вход команды, в силу целого ряда причин между такой командой и конечным эффектом на выходе двигательного аппарата нет и не может быть однозначного соответствия: неизбежны разного рода ошибки. Они сводятся к минимуму благодаря "сенсорным коррекциям", которые обеспечиваются различными каналами обратной связи - внутренними (проприоцептивная и вестибулярная чувствительность) и внешними (зрительное, слуховое, тактильное восприятие). В последнем случае информация от детектора ошибки поступает в блок модификации и редактирования эфферентной программы. Следует отметить (и это опять-таки отличительная черта живого движения), что между характером ошибки и содержанием коррекции эфферентной программы нет однозначного соответствия для различных ситуаций и условий внешней среды. В зависимости от типа органа управления, поведения управляемого объекта и содержания информационной модели одна и та же ошибка может корректироваться разными способами. Как правило, они отыскиваются в ряде последовательных проб и пригодны только для тех условий, в которых они были найдены. Откорректированная программа записывается в память как составная часть сенсомоторного комплекса. После этого роль внешней обратной связи становится незначительной, и движение может выполняться достаточно хорошо даже при полном ее отключении, но лишь до тех пор, пока во внешней среде не произошло каких-либо существенных изменений[2].
Информация о работе Психологические механизмы регуляции двигательных действий