Введение
Психологию безопасности целесообразно
рассматривать не как раздел психологии
труда, а как некоторую отрасль психологической
науки, изучающую психологический аспект
безопасности в разнообразных видах деятельности.
Психология безопасности - это
отрасль психологической науки, изучающая
психологические причины несчастных случаев,
возникающих в процессе труда и других
видов деятельности, и пути использования
психологии для повышения безопасности
деятельности.
Задача психологии труда - способствовать
тому, чтобы трудовая деятельность становилась
легче, безопаснее, доставляла больше
радости, чтобы человеческие отношения
на предприятии становились гармоничнее,
а отношение к труду как можно более сознательным
и активным.
Психология труда решает эту
общую задачу специфически, а именно -
путем изучения психических факторов.
Под психическими факторами понимают
психические явления, регулирующие поведение
и деятельность человека: его внимание,
ощущение, эмоциональную жизнь, мышление,
волю и др. Эти явления хорошо известны
из практики, и играют важную роль в формировании
отношения к труду, в повышении эффективности
трудовой деятельности. Внутри психологии
труда самостоятельно исследуются проблемы
безопасности труда.
Психология безопасности труда
- это применение психологических знаний
в области охраны труда. Как для психологии
труда вообще, так и для психологии безопасности
труда в особенности характерна необходимость
сотрудничества с другими науками, действующими
в той же области. Охрана труда включает
в себя такой комплексный круг проблем,
где сочетаются проблемы профессиональной
подготовки, техники, технологии производства,
здравоохранения и техники безопасности.
Применение знаний психологии может привести
к успеху лишь тогда, когда они органически
входят в единую систему мероприятий по
охране труда. Учёные высказали мысль
о целесообразности сознания единой науки
о труде - эргономике, предназначенной
для разностороннего изучения трудовой
деятельности с позиций отдельных наук
о труде и поисков комплексных путей её
оптимизации по критериям этих наук.
В процессе труда участвует
человек, который обычно при посредстве
соответствующих орудий воздействует
на предмет труда в существующих условиях
среды. Непосредственным источником повреждений
- причинителем повреждений может явиться
любой из компонентов труда: предмет труда,
орудия труда, внешняя среда. Виновником
может быть сам рабочий или неправильные
действия рабочего, или техника.
Процесс труда и взаимодействие
его компонентов обычно регулируются
соответствующей организацией. Фактор
организации связывает не только человека
с предметом труда, орудиями труда и средой,
но и все эти компоненты между собой. Он
определяет поведение человека, применение
орудий и предметов труда, а также допустимые
условия окружающей среды. Среди различных
факторов производства принято выделять
опасные производственные факторы, воздействие
которых на рабочего приводит к травме,
и вредные производственные факторы, воздействие
которых на рабочего, влечёт за собой профессиональное
заболевание. Опасные производственные
факторы можно подразделить также на явные,
когда их опасность очевидна и для её устранения
необходимы соответствующие меры, и потенциальные,
которые могут стать объектом опасности
лишь в результате ненормального поведения
человека.
Несчастный случай - это внезапное
непреднамеренное повреждение человека,
происшедшее в результате воздействия
опасного производственного фактора или
собственного опасного поведения. Необходимым
условием того, чтобы возник несчастный
случай от опасного производственного
фактора, является нахождение человека
в опасной зоне. Вторым необходимым условием
возникновения несчастного случая являются
нарушения, появляющиеся именно в тот
момент, когда человек находится в опасной
зоне. Кроме них, требуется обычно ещё
определённое стечение целого ряда других
обстоятельств.
Несчастный случай можно определить
как событие, возникающее в результате
некоторого нарушения трудового процесса
и стечения определённых обстоятельств,
когда человек находится в опасной зоне.
Ситуацию, в которой создаётся
достаточно большая возможность возникновения
несчастного случая, принято называть
опасной, или аварийной. Если же нарушения
в работе техники приводят к несчастным
случаям, вызывающим гибель хотя бы одного
человека, подобное событие иногда квалифицируется
уже как катастрофа. Несчастный случай
порой расценивают как следствие неадекватного
поведения человека в опасной ситуации,
как результат его неправильных реакций
не такую ситуацию. Основная сложность
поведения в связи с опасной ситуацией
заключается в её своевременном обнаружении,
диагностировании и выборе адекватного
способа реагирования на неё. Жестокие
же временные ограничения, которые обычно
возникают в таких ситуациях, и большая
цена ошибки делают опасную ситуацию эмоционально
напряжённой.
Для выявления отношения человека
к различным задачам и ситуациям, возникающим
в трудовой или любой другой деятельности,
необходимо установить смысл, который
он усматривает в этих задачах и ситуациях.
Эмоции, возникающие в процессе деятельности,
бесконечно разнообразны. Однако для процесса
труда можно выделить две главные категории
переживаний: эмоции, обусловленные успешным
течением процесса деятельности, успешным
достижением цели, и эмоции, связанные
с трудностями, препятствиями, возникшими
на пути к цели, порождённые различными
опасностями для человека, угрозами его
ценностями.
Уровень тревоги, возникающей
в опасной ситуации, оказывается обусловлен
как тяжестью вытекающих из неё последствий,
так и возможностью их реализации. Можно
предположить, что осознание человеком
высокой опасности решаемой задачи вызывает
у него чрезмерно сильное волнение, которое
приводит к дезорганизации деятельности
и понижению его физических возможностей
по решению подобной задачи.
2.Психологические
основы травматизма.
Причинами травм могут являться
нарушения правил и инструкций по безопасности,
нежелание выполнять требования безопасности,
неспособность их выполнить. В основе
этих причин травматизма лежат психологически причины.
Психологические причины возникновения
опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов.
1. Нарушение мотивационной
части действий человека, которое проявляется в нежелании
действия, обеспечивающего безопасность.
Эти нарушения возникают, если человек
недооценивает опасность, склонен к риску,
критически относится к техническим рекомендациям,
обеспечивающим безопасность. Причины
этих нарушений действуют, как правило,
в течение длительного времени или постоянно,
если не принять специальных мер для их устранения.
Нарушения мотивационной части
действий могут иметь временный характер,
связанный, например, с состоянием депрессии
или алкогольного опьянения.
2. Нарушение ориентировочной
части действий человека, которое проявляется в незнании
норм и способов обеспечения безопасности,
правил эксплуатации оборудования.
3. Нарушение исполнительской
части действий человека, которое проявляется в невыполнении
правил и инструкций по безопасности из-за
несоответствия психофизических возможностей
человека (недостаточная координация
движения и скорость двигательных реакций,
плохое зрение, несоответствие роста габаритам
оборудования и т. д.) требованиям данной
работы.
Такое подразделение психофизиологических
(психофизических) причин позволяет наметить
основные способы их устранения.
Для устранения причин мотивационной
части необходимо осуществлять пропаганду,
воспитание и образование в области безопасности.
Для устранения причин ориентировочной
части – обучение, выработку навыков и
приемов безопасных действий.
Для устранения причин исполнительской
части – профессиональный отбор, периодические
медицинские освидетельствования, особенно
для сложных, ответственных и опасных
видов трудовой деятельности.
Установлено, что травматизм зависит
от возраста работника. Наибольший уровень травматизма
наблюдается у молодых работников и у
лиц, имеющих стаж более 15...20 лет.
Наивысший уровень травматизма
у молодых работников имеет место в первый
год работы. Это связано с профессиональной
неопытностью, недостатком знаний, неумением
правильно диагностировать возникающие
нарушения и опасную ситуацию, находить
правильные решения, отсутствием выработанных
до автоматизма навыков и действий в опасной
ситуации. В немалой степени психологической
причиной повышенного травматизма является
то обстоятельство, что в молодом возрасте
люди склонны к недооценке опасности,
повышенному риску, необдуманным поступкам.
Повышенный уровень травматизма
у опытных работников связан со снижением
с возрастом психологических и физиологических
функций человека (остроты зрения, быстроты
реакции, координации движений, памяти
и т. д.), а также с привыканием к опасности.
Если человек в течение длительного времени
не подвергался воздействию опасного
фактора, у него формируется представление
о безопасности процесса. В результате
привыкания снижается уровень внимания
и контроля за работой оборудования.
Психологические причины формирования
опасных ситуаций и травматизма на производстве
очень разнообразны и в значительной степени
зависят от типа нервной системы человека,
его темперамента, образования, воспитания и т. п.
Однако, несмотря на разнообразие
психологических причин, следует акцентировать
внимание на причинах осознанного
нарушения правил безопасности:
Экономия сил – свойственное человеку желание
достигать цели с наименьшей затратой
сил, энергии. Этим можно объяснить пренебрежение
использованием средств индивидуальной
защиты (СИЗ), пропуск технологических
операций, необходимых для обеспечения
безопасности, но не влияющих на качество
конечного продукта, выбор небезопасных, но более легких поз и действий.
Экономия времени (стремление быстрее выполнить
порученную работу, а сэкономленное время
использовать в личных целях) заставляет
работника осознанно пропускать операции,
предусмотренные требованиями безопасности.
Безнаказанность (экономическая и
административная) нарушений требований и правил безопасности со стороны руководства.
Безнаказанность (физическая и социальная) – отсутствие у работника травм
в течение длительного времени и осуждения
нарушений правил безопасности со стороны
остальных членов трудового коллектива
приводит к осознанному пренебрежительному
отношению к опасности.
Самоутверждение
в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют
человека пренебрегать опасностью и даже
бравировать этим. Такие расхожие фразы,
как «риск – благородное дело», «кто не
рискует, тот не живет», «кто не рискует,
тот не пьет шампанского», способствуют
пренебрежительному отношению к опасностям.
Стремление следовать
групповым интересам и нормам. Это происходит, если в трудовом
коллективе нарушение правил безопасности
поощряется, улучшение экономических
показателей достигается любой ценой
с пренебрежением требованиями безопасности.
Особенно это характерно, если работающий
включен в цепочку технологических операций,
выполняемых группой. В этом случае групповые
интересы вынуждают его осознанно пренебрегать опасностями.
Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть
и нарушители требований безопасности.
Привычка работать
с нарушениями, которая может быть приобретена
человеком вне работы или над ругой работе.
Самоутверждение
в собственных глазах, как правило, характерно для
неуверенных в себе людей.
Переоценка собственного
опыта приводит к тому, что человек
пренебрегает правилами безопасности
в надежде, что большой опыт поможет ему
быстро принять меры для предотвращения
аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.
Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно
делать рискованные действия, которые,
как он считает, помогут снять стресс.
Человеком в такие моменты в большей степени
движут эмоции, а не разум.
Склонность к риску, потребность риска характерна
психологической структуре некоторых
людей. Они испытывают удовольствие от
чувства риска.
Перечисленные психологические
причины травматизма должны учитываться
при разработке организационных мероприятий
по повышению безопасности труда, при
отборе лиц для выполнения тех или иных
видов трудовой деятельности, особенно
если она связана с повышенной опасностью
и ответственностью за жизнь и здоровье
других людей.
Сам же человек при выборе профессии
и вида работы должен осознанно относиться
к особенностям своего характера, физическому
состоянию, если его будущая работа связана
с риском для собственной жизни и жизни
окружающих людей.
3.Профориентация и профотбор.
Важным элементом управления трудом
является проблема профессионального
подбора кадров, который включает в себя
вопросы профориентации, профессионального
отбора и аттестации кадров.
Профориентация - это система мероприятий,
направленных на выявление личностных
особенностей, интересов и способностей
каждого человека для оказания ей помощи
в осознанном выборе профессии, наиболее
соответствующей его индивидуальным возможностям.
В системе профориентации выделяют следующие
функции:
а) социальную - усвоение определенной
системы знаний, норм, ценностей, позволяющих
осуществлять социально-профессиональную
деятельность человека;
б) экономическую - улучшение качественного
состава работников, повышение профессиональной
активности, квалификации и производительности
труда;
в) психолого-педагогическую - выявление,
формирование и учет индивидуальных особенностей
каждого, кто выбирает профессию;
г) медико-физиологическую - учет требований
к здоровью и отдельным физиологическим
качествам, необходимых для выполнения
той или иной профессиональной деятельности.
Основными направлениями профессионального
сопровождения в связи с выбором профессии
являются:
а) профессиональное просвещение, построенное
на популяризации совокупности знаний
о социально-психологические и другие
аспекты выбранной профессии;
б) профессиональное консультирование,
выполняющий справочно-информационную,
диагностическую функцию и формирует
цель.
Важную роль в психологическом сопровождении,
связанном с профессиональным самоопределением,
выполняет психологическая диагностика,
имеющей целью изучение индивидуально-психологических
особенностей как учащихся школ, так и
тех, кто уже выбрал профессию и учится
в учреждениях профессионального образования.
Профессиональная пригодность при этом
диагностируется как изначально присуща
человеку качество, которое подкрепляется
интересами, способностями субъекта, его
профессиональными намерениями. Наиболее
распространенными психодиагностическими
методиками, направленными на выявление
общей профессиональной направленности,
является "Карта интересов", методика
"Ценностные ориентации" Рокича,
методика ДГО (дифференциально-диагностический
опросник), опросник Холланда.
Профотбор - это система мер, позволяющая
выявить людей, которые по своим индивидуальным
личным качествам наиболее пригодны к
обучению и дальнейшей профессиональной
деятельности по определенной специальности.
Основным компонентом профотбора является
определение профессиональной пригодности.
Профессиональная пригодность - это вероятностная
характеристика, отражающая возможности
человека по овладению какой-либо профессиональной
деятельностью.