Психологические основы травматизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:28, контрольная работа

Краткое описание

Уровень тревоги, возникающей в опасной ситуации, оказывается обусловлен как тяжестью вытекающих из неё последствий, так и возможностью их реализации. Можно предположить, что осознание человеком высокой опасности решаемой задачи вызывает у него чрезмерно сильное волнение, которое приводит к дезорганизации деятельности и понижению его физических возможностей по решению подобной задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

Основными структурными компонентами пригодности человека к работе является :

гражданские качества (духовность, нравственность, отношение к людям, обществу);

отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда;

общая дееспособность - физическая и умственная (широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность);

специальные способности - качества, необходимые в определенных видах деятельности (память на ароматы для кулинара, слух для музыканта, пространственное мышление для конструктора и т. п.);

знания, навыки, опыт, обучение в данной профессиональной области.

В психологии труда выделяют этапы профессионального отбора.

1. Психологическое изучение профессии  с целью выявления требований  к человеку. Информация о профессиональной  деятельности может быть получена  из различных источников, таких  как изучение инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью  соответствующих специалистов; беседа  со специалистами об особенностях  профессии, фотографирование, киносъемка, хронометраж профессиональной деятельности. Информация о профессии обобщается  в профессиограмме.

2. Выбор психодиагностических методов  исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризуют  те психические процессы и  профессиональные действия, в отношении  которых следует оценивать профессиональную  пригодность.

3. Психологический прогноз успешности  обучения и последующей деятельности  на основе сопоставления сведений: а) о требованиях профессии к  человеку и полученных психодиагностических  данных с акцентом на оценку  личностных характеристик, б) о возможности  целенаправленного совершенствования  и компенсации профессионально  важных качеств (с учетом времени, отведенного на обучение) , а также вероятности адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.

Профотбор в конкретной организации предполагает следующие основные этапы:

1) на предыдущих этапах создания  новой организации или подразделения  необходимо провести планирование  структуры организации, определить  сам тип структуры и основные  отношения организации и персонала;

2) на этапе проектирования организации  определяются цели деятельности; связи с внешней средой; разделяются  процессы; группируются функции  и выделяются основания для  объединения отдельных этапов  работ в более обобщенные цепочки, на основе этого формируется структура (конкретные подразделения и рабочие группы) организации ;

3) осуществляется общее оценивание  потребности в персонале;

4) реализуется поиск и организация  претендентов;

5) проводится работа с самыми  претендентами, которая предусматривает  такие подэтапа: на основании предварительного собеседования - сбор базы данных о претендентах, подготовка списка кандидатов на вакантные должности, сбор предварительной информации от кандидатов, проверка информации, полученной от кандидатов, тестирование кандидатов, при необходимости медицинское обследование; серия последовательных интервью со специалистами организации; окончательное решение о зачислении на работу.

При дальнейшей профессионализации субъект труда, прошел профотбор, адаптируется к условиям деятельности, коллектива, системы конкретных требований к нему как к работнику и личности. Если процесс профессионализации идет прогрессивно, человек претендует на изменение своего должностного статуса в организации. Перед службой управления персоналом в связи с этим возникают следующие задачи: а) изучение работника с целью продвижения по службе б) выяснение возможностей продвижения на другие виды работ, в) определения уровня заработной платы и премий г) установление оснований при снижении в должности д) решение вопроса о прекращении трудового договора в связи с увольнением или выходом на пенсию е) принятие решения о зачислении в штат и др.. Данные задачи решаются в процессе профаттестации.

Аттестация - это специальный вид оценивания работника и реально выполненных им работ, направленный на выявление уровня квалификации с целью определения степени эффективности.

Аттестация выполняет следующие функции: служит основанием для принятия административных решений по управлению персоналом; информирует сотрудников об относительном уровне их работы; является средством мотивации поведения работников.

При аттестации применяются такие приемы получения информации о работнике, как изучение письменных источников, собеседование, изучение работника в искусственно созданных условиях или ситуациях, изучение кандидата в период временного исполнения должности, экспертные оценки и др..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работоспособность  человека и формы проявления  утомления.

Сложность этого понятия в науке определяется многообразием видов труда и широкой шкалой психофизиологических возможностей человека.

Работоспособность можно рассматривать как максимальные возможности системы в выполнении определенной деятельности (работы); как возможность и способность выполнять качественно работу, конкретное количество работы с предельной отдачей физических и духовных сил.

Работоспособность человека обеспечивается комплексом его профессиональных, физиологических, психофизиологических факторов: функционального состояния организма, величиной его резервных возможностей; профессионального опыта и подготовленности; мотивации личности, выраженности потребностей, установок и мотивов. В целом можно говорить, что работоспособность есть интегральная характеристика личности, а не свойство его отдельных функциональных систем. Работоспособность - величина переменная, изменение ее во времени называют динамикой работоспособности.

Различают общую и профессиональную, оптимальную, экстремальную, пониженную, потенциальную и актуальную работоспособность.

Общая работоспособность отражает возможности человека выполнять любую общественно полезную деятельность. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека. Синонимом общей работоспособности является понятие «трудоспособность», используемое в практике врачебно-трудовой экспертизы. Устойчивые признаки нарушения состояния здоровья, приводящие к ограничению трудоспособности, оцениваются как временные (обратимые) или необратимые степени инвалидности.

Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Например, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связанных с корректировкой текстов в типографии.

Потенциальная работоспособность (выносливость) характеризует максимальную продолжительность непрерывной деятельности субъекта труда на требуемом уровне эффективности (такое понимание отражает выносливость человека к определенной нагрузке). Второе значение термина «потенциальная работоспособность» характеризует максимально возможный объем работы, который способен выполнить данный человек. Это второе значение близко понятию «экстремальная работоспособность», если имеется в виду объем работы, доступный человеку в экстремальной ситуации при полной мобилизации всех его сил.

Актуальная работоспособность характеризует состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (например, в начале третьего часа работы). Предполагается, что актуальная работоспособность человека меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу.

Проблемы утомления давно привлекали к себе внимание исследователей, в том числе физиологов и психологов труда. Это объясняется их чрезвычайной практической значимостью: утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на производительность труда.

Длительное время ученые считали утомление отрицательным явлением, неким промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью. Немецкий физиолог М. Рубнер в начале XX в. высказал предположение, что человеку отпущено на жизнь определенное число калорий. Поскольку утомление является «расточителем» энергии, оно ведет к сокращению жизни. Некоторым приверженцам этих взглядов даже удалось выделить из крови «токсины усталости», сокращающие жизнь. Однако время не подтвердило этой концепции.

Уже в наши дни академик АН УССР Г.В. Фольборт провел убедительные исследования, показавшие, что утомление является естественным побудителем процессов восстановления работоспособности. Здесь действует закон биологической обратной связи. Если бы организм не утомлялся, то не происходили бы и восстановительные процессы. Чем больше утомление (конечно, до определенного предела), тем сильнее стимуляция восстановления и тем выше уровень последующей работоспособности. Важно и то, что в период восстановления происходит «текущий ремонт» органов и тканей, усиливаются процессы регенерации, заживления ран. Все это говорит о том, что утомление не разрушает организм, а поддерживает его. Подтверждением этого вывода являются исследования и советского физиолога профессора И.А.Аршавского, в ходе которых было установлено, что физические нагрузки не сокращают, а, наоборот, увеличивают продолжительность жизни.

Одно из наиболее емких определений состояния утомления дали советские ученые В.П. Загрядский и А.С. Егоров: «Утомление — чувство, возникающее вследствие работы, временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяемых чувством усталости».

Сторонники эмоциональной теории объясняют: это происходит, если работа быстро наскучила. Другие основой усталости считают конфликт между нежеланием работать и принуждением к труду. Наиболее доказанной сейчас считается деятельная теория. Она основана на установочной модели поведения, разработанной советским психологом Д.Н. Узнадзе. Согласно этой модели потребность, побуждающая человека к работе, формирует у него состояние готовности к действию или установку на труд. Действительно, в порыве творчества люди обычно не испытывают усталости. А как легко воспринимаются студентами первые лекции. Положительная установка на физические упражнения дает не усталость, а мышечную радость. Установка психологически поддерживает тонус организма на должном уровне. Если она угасает, то и возникает неприятное чувство усталости. Следовательно, только от нас с вами зависит ощущение утомления как болезненного явления или как удовольствия. Умеют же спортсмены, туристы и просто опытные физкультурники воспринимать усталость как мышечную радость. Когда утомление становится привычным, потребность в труде включает дополнительные резервы тонуса организма и формирует ощущение легкости, подъема, прилива сил, творческого настроя.

Состояние утомления в труде является разновидностью обратимых функциональных нарушений, это состояние характеризует нормальные физиологические процессы. Без утомления нельзя добиться развития функциональных возможностей человека, без этого феномена не бывает тренировки.

Норма в проявлениях утомления выражается в достаточности периода пассивного отдыха, сна для полного восстановления работоспособности. Нормальное утомление развивается постепенно, системы организма успевают перестраиваться, есть возможность для компенсации страдающих функций. В том случае, если человек выполняет чрезмерно тяжелую, непосильную работу, развивается острое утомление, при этом типичны быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы.

В случае недостаточности отдыха утомление накапливается и переходит в хроническую форму. Тогда человеку требуется длительный отдых для восстановления работоспособности (несколько недель, месяц). Если такого длительного отдыха не обеспечивают, и человек продолжает интенсивно работать, развивается переутомление, выраженные формы которого требуют не только отдыха, но и лечения. К.К. Платонов выделил 4 степени переутомления: начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Утомление сопровождается уменьшением производительности труда и представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его полное содержание определяется не только физиологическим, но и психологическим, результативно-производственным, социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон:

1. Со стороны субъективной - как  психическое состояние;

2. Со стороны физиологических  механизмов;

3. Со стороны понижения производительности  труда.

Психолога интересует утомление именно как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н. Д. Левитов рассматривает компоненты утомления как переживания и к ним относит:

а. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в появлении состояния неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу.

б. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимания человек легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.

Информация о работе Психологические основы травматизма