Психологические особенности выбора профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы связана со свободой выбора. В нашей стране, как и за рубежом, ситуация выбора профессии после окончания школы традиционно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Однако следует также учитывать то воздействие, которое оказывает данная проблема и ее разрешение на весь жизненный путь человека. Это первый в жизни большинства людей нормативный, т.е. обязательный, вынужденный выбор, от которого нельзя уйти (хотя можно отложить — эту функцию выполняют некоторые варианты продолжения обучения в техникуме или вузе, выбираемые частью выпускников по критерию доступности).

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте 5
1.1 Представления старшеклассников о будущей профессии 5
1.2 Особенности формировании ценностных ориентаций старшеклассников 8
1.3 Психологические особенности профессионального самоопределения 12
1.4 Роль самосознания в процессе профессионального самоопределения 16
1.5 Мотивационные основы профессионального самоопределения старшеклассников 18
1.6 Выводы по теоретическому исследованию 20
ГЛАВА 2. Выбор профессии как психологическая проблема в отечественной психологии 22
Заключение 27
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР РАБ Ппо.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Выбор специальности  характеризуется многоступенчатостью. Уже к концу IX класса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование, на профессиональное образование, непосредственно на работу. Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д.

Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий  в целом и возможностях и требованиях  каждой из них; о себе самом, своих  способностях и интересах. И той  и другой информации старшеклассникам не хватает. В.Н. Шубкин пишет, что в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан.

Выбор профессии и  степень реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень  образования родителей, тем больше вероятности, что их дети собираются продолжать учёбу после школы и что эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами значительно выше, чем девушками.

Существенные факторы  профессионального самоопределения  – возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.

Таким образом, выбор  профессии – сложный и длительный процесс. Здесь существует две опасности:

  1. затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов;
  2. попытки родителей ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима, которые ведут к росту тревожности, негативистскому отказу от всякого самоопределения, нежеланию вообще что-либо выбирать, уходу в разного рода хобби и т.п.

Выбор профессии связан с новым восприятием времени  — соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки  зрения будущего. В детстве время  осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Но восприятие времени противоречиво. Чувство необратимости времени часто сочетается с представлениями о том, что время остановилось. Старшеклассник чувствует себя то очень молодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, совсем старым и все испытавшим. Лишь постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану», преемственность настоящего и будущего. Еще одна трудность в образовании временной перспективы — диспропорция между прошлым и будущим. В ранней юности прошлого мало, будущего — много. Прошлое как бы присутствует в настоящем, определяя многие поступки. Небольшой прошлый опыт — основа максимализма и ранимости по настоящему его не хватает, чтобы реально планировать будущее.

Устремленность в будущее  только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При  благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему в настоящем плохо, а потому, что впереди будет еще лучше.

Осознание временной  перспективы и создание жизненных  планов отражаются на характере юношеской  мечты. Мечта о будущем теперь не только более определенна и реальна, чем фантазии подростка. Она включает основные устремления данного возраста — потребности в признании окружающих, в любви и в самосовершенствовании, самореализации.

Выводы по главе

  1. Выбор — это, как правило, не одномоментный акт, а развернутый во времени процесс, имеющий сложную структуру. В нашем исследовании выбор выступает для нас как внутренняя деятельность по конструированию оснований и смысловых критериев для сопоставления имеющихся альтернатив и осуществлению этого сопоставления во внутреннем плане.
  2. Выбор профессии связан с новым восприятием времени — соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах.
  3. В структуре мотивации профессионального самоопределения выделяют внутренние и внешние по отношению к процессу и результату труда мотивы профессионального выбора. Структура мотивов выбора профессии динамична и зависит от многих обстоятельств в жизнедеятельности молодых людей.

Заключение

Профессиональное самоопределение  — сложный, порой противоречивый процесс, в основе которого лежит  естественное стремление к самостоятельности. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной. Выбор профессии будет осознанным и успешным тогда, когда е решению относительно выбора профессии старшеклассники придут после длительных раздумий и тщательной оценки своих возможностей. Не успешность в профессиональной сфере приводит к стрессам, депрессии, т.е. нарушает состояние внутреннего здоровья человека, что может вызвать проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания. Поэтому можно утверждать, что приоритетным направлением в деятельности общеобразовательной школы должна стать профессиональная ориентация будущих выпускников. На процесс профессионального самоопределения можно оказывать влияние, если помочь сформировать профессиональную направленность, которую можно определить как избирательное, ярко выраженное и мотивированное отношение к предстоящему виду труда и выбору профессии в соответствии с интересами, склонностями. Зная психологические закономерности развития мотивационной сферы, воздействуя на нее, можно оказать существенное влияние на деятельность личности. Влияя на мотивы выбора профессии, можно управлять процессом профессионального самоопределения личности.

На основании изученной  психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального самоопределения  старшеклассников и проведенного исследования, можно предложить ряд рекомендаций для педагогов и психологов-консультантов:

  1. Для обоснованного и сознательного выбора профессии необходимо вооружить учащихся знаниями основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.
  2. Ознакомить учащихся с миром профессий, их содержанием, с требованиями, которые они предъявляют к психическим и физическим качествам человека.
  3. Использовать для изучения готовности учащихся к выбору профессии комплекс психолого-педагогических методов, включающих в себя: наблюдение, анкетирование, индивидуальные и групповые консультации и беседы, а также предварительную профессиональную диагностику, профессиональное консультирование и профессиональное просвещение.
  4. Несмотря на наличие видимой склонности к тому или иному роду занятий, необходимо включать учащихся в различные виды деятельности с целью формирования опыта познавательно-созидательной деятельности для развития адекватной самооценки и профессионального самоопределения.
  5. На профессиональное самоопределение старшеклассников можно оказывать влияние путем воздействия на мотивационную сферу, т.к. мотивы являются наиболее управляемым звеном в профессиональной направленности личности.
  6. Разнообразные диагностические методики могут носить только рекомендательный характер для учащихся или их родителей.

В тоже время для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит старшекласснику. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего старшеклассник сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.

Список использованных источников

  1. Абдуллаева, М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход / М.М. Абдуллаева // Психологический журнал. — 2004. – Том 25. — № 5. — С. 86 – 95.
  2. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
  3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — С. 110 – 113.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
  5. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение, как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 57 – 66.
  6. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.Ф. Шелобанова // Вопросы психологии. — 2002. — № 1. — С. 26 – 34.



Информация о работе Психологические особенности выбора профессии