Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:43, реферат
В последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труд.
I Введение
II Основная часть
Возрастные особенности младших школьников
а) Интерес к процессу учебной деятельности
б) Развитие психических процессов
в) Формирование личности
г) Особенности характера младших школьников
д) Отношения в коллективе
2) Мотив достижения успеха
3) Определение понятия УУД
4) Условия, обеспечивающие развитие УУД
5) Как сформировать УУД
6) Познавательный интерес в развитии УУД
III Вывод
Приложение
Список литературы
ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Реферат
«Психологические особенности детей младшего школьного возраста как условие развития универсальных учебных действий»
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ СОШ №13 ст. Незлобной
Георгиевского района
Кирпинева Елена Александровна
Ставрополь, 2013 г.
Содержание
I Введение
II Основная часть
Возрастные особенности младших школьников
а) Интерес к процессу учебной деятельности
б) Развитие психических процессов
в) Формирование личности
г) Особенности характера младших школьников
д) Отношения в коллективе
2) Мотив достижения успеха
3) Определение понятия УУД
4) Условия, обеспечивающие развитие УУД
5) Как сформировать УУД
6) Познавательный интерес в развитии УУД
III Вывод
Приложение
Список литературы
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться».
А. Тоффлер
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в
обществе произошли изменения в
представлении о целях
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Новые социальные запросы, на мой взгляд, определяют целью образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее развитие такой ключевой компетенции - «научить учиться».
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Начало школьного обучения
означает переход от игровой деятельности
к учебной как ведущей
Вначале у него формируется
интерес к самому процессу учебной
деятельности без осознания её значения.
Только после возникновения интереса
к результатам своего учебного труда
формируется интерес к
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте
закладывается фундамент
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень
эмоциональны. Эмоциональность сказывается,
во-первых, в том, что их психическая
деятельность обычно окрашена эмоциями.
Всё, что дети наблюдают, о чём
думают, что делают, вызывает у них
эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых,
младшие школьники не умеют сдерживать
свои чувства, контролировать их внешнее
проявление, они очень непосредственны
и откровенны в выражении радости.
Горя, печали, страха, удовольствия или
неудовольствия. В-третьих, эмоциональность
выражается в их большой эмоциональной
неустойчивости, частой смене настроений,
склонности к аффектам, кратковременным
и бурным проявлениям радости, горя,
гнева, страха. С годами всё больше
развивается способность
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
Основной мотив деятельности младшего школьника-мотив достижения успеха.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил». Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми.
Дети стремятся к
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования универсальных учебных действий.
Определение понятия «
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Такая способность учащегося
самостоятельно успешно усваивать
новые знания, умения и компетентности,
включая самостоятельную
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей
учащегося самостоятельно
- создание условий для
гармоничного развития
Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят над предметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Номенклатура универсальных учебных действий
В составе основных видов
универсальных учебных
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;