Психологические особенности детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей детей с нарушениями зрения.
Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических аспектов диагностики развития детей с нарушенным зрением.
Объектом курсовой работы является дошкольное образовательное учреждение №18 ст. Новомалороссийской, Выселковского района Краснодарского края.
Задачами курсовой работы является:
- изучение особенностей нарушения зрения у детей;
- анализ интеллектуально-познавательной сферы развития дошкольников с нарушенным зрением;
- изучение психологических особенностей детей с нарушениями зрения;
- исследование особенностей развития детей с нарушенным зрением на примере ДОУ №18.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 

Обследование показало, что лучше всего нашим детям удаются задания на логическое мышление и фонематический слух, так же они хорошо с написанием бессмысленных слогов, и с заданиями на ориентировку (этим видам деятельности в саду уделяется много внимания).

Трудности чаще всего возникают при выполнении теста «Заселение дома» (на комбинаторные умения) и в задании на определение количества, особенно на соотношение больше-меньше.

Таблица 4

Динамика уровня развития детей (по основным линиям развития)

Показатели

2010

2011

Динамика

2012

Динамика

1

Физическое развитие

 87 %

93%

+6

94%

+4

2

Познавательно-речевое

93%

94%

+1

96%

+2

3

Художественно-эстетическое

85%

90%

+5

91%

+1

4

Социально-личностное

91%

93%

+2

94%

+1

5

Психологическая готовность воспитанников к получению школьного образования

80%

80%

Без динамики

86%

+6%


 

Проведение экспериментальной работы не отразилось на психофизическом здоровье детей. Эффективность лечебно-восстановительной работы держится на достаточно высоком уровне.

Сравнительный анализ данных развития детей по основным линиям развития показал, что работа педагогического коллектива ДОУ №18 в инновационном режиме положительно отразилась на результатах коррекционно-образовательного процесса. Отмечается положительная динамика по всем показателям.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, следует сделать вывод о том, что слабовидящий или слепой школьник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества.

Многочисленные эксперименты опровергли утверждение о наличии функциональных отличий мозга ребенка с дефектом органов зрения от мозга нормальновидящего ребенка.

Но все, же развитие слепых и слабовидящих детей несколько отличается от развития ребенка с нормальным зрением.

Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.

Периоды развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые часто не свойственны нормальновидящим школьникам.

Зная эти особенности детей с дефектом зрения и их причины, нужно говорить о создании благоприятных условий для их правильного развития, как в школе, так и вне школьных занятий с целью предотвращения возможных вторичных отклонений, так как известно, что при неправильной организации воспитания и обучения страдают познавательные процессы ребенка (такие, как восприятие, воображение, память, наглядно-образное мышление), наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности учебного процесса.

Таким образом, правильное построение процесса обучения и воспитания, как в школе, так и в семье, использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопомощь педагогов и родителей в данном направлении позволит избежать подобных отклонений и значительно повысить уровень усвоения учащимися школьных знаний.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Астапов В.М. Особенности адаптации ребенка к школе // Психическое здоровье учащихся и осуществление индивидуального подхода к ним: Методические рекомендации. – М., 2009.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу, М., 2000.
  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 2004.
  4. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе / В сб.
  5. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. Л., 1982.
  6. Воспитание и обучение слепого дошкольника /Под ред. Л.И. Солнцевой, М., Просвещение, 1967.
  7. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с.
  8. Выготский Л.С. Основы дефектологии, С.-П., Лань, 2003.
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984.
  10. Григорьева Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения. Дефектология. - 1998.
  11. Гуткина Н.И. Поступление ребенка в школу // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М: Сфера, 2007.
  12. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.
  13. Ермаков В.П., Якинин Т.А. Развитие. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 1992.
  14. Ермолович З. Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. - Л.: Педагогика, 1979. - С.87-95.
  15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 56
  16. Земцова М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с.
  17. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
  18. ЗемцоваМ.И.Некоторые особенности детей дошкольного возраста при нарушении зрения / В сб. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения под ред. М.И. Земцовой, М., Просвещение, 1978.
  19. Каплан А.И., Морозова Н.Г., Если ребенок плохо видит, М., Педагогика, 1969.
  20. Комплексная реабилитация детей с нарушениями зрения: Методические рекомендации. СПб., 2000
  21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, М., Педагогика, 1991.
  22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 2001.
  23. Лакомкин В.И., Танюхина Э.И. и др. Комплексная реабилитация детей с нарушениями зрения: Методические рекомендации. М., 1999.
  24. Литвак А. Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика. Дефектология. - 1991. - № 6. - С.9-11.
  25. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.,1998.
  26. Лусканова Н.Т. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М., 1993.
  27. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе, М., Просвещение, 1986.
  28. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. Л.М. Шипициной. СПб., 1995.
  29. Подготовка детей к школе в детском саду /Под ред. Сохина Ф.А., Тарунтаевой Т.В.-М., 1998
  30. Свиридюк Т.П. Подготовка слабовидящих детей к школе, НИИ педагогики УССР, Рад.школа, 1984.
  31. Тхостов А.Ш. Психология телесности М.: 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

                           Тест «Найди правило»

Методика направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних авторов. Результаты ее выполнения отражают также уровень развития наглядно-образного мышления 6-летних детей.

Материалом служат книжечки с заданиями.

На первой странице книжечки записываются данные о ребенке и дата проведения обследования. После того как детям розданы книжечки, проверяющий, держа в руках такую же, говорит:

«У вас у всех такие же книжечки, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного на второй странице); их соединили так, что получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от треугольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки, вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или разные?».

 
Образцы заданий к методике «Найди правило»

Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит:

«Правильно, они разные. Одни точки — как маленькие крестики, другие — как маленькие треугольники, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя крестиками, или между двумя треугольниками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ассистент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, переверните страницу и будете рисовать следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».

Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу выполнения проверяющий и ассистент следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение очередное задачи, каждый ребенок переходил к следующей, по просьбе детей стирают указанные ими линии. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются (даже в случае неверного решения). По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция, может быть разъяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом; единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить», и т. п.

Оценка результатов

За каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов.

В случае если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, ставится 0 баллов.

В случае если нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 1 балл.

В случае если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, также ставится 1 балл.

В случае если не нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла.

Если при выполнении какой-либо задачи ребенок провел хотя бы одну линию не между заданными точками, за эту задачу ставится 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями). В случае, когда ребенок сам ставит дополнительные точки, а затем проводит между ними линию, выполнение задания также оценивается 0 баллов.

Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т. п.) не снижают оценки.


                         Тест «Составление схем слов под диктовку». 
 УМ, СОК, ЛАПА, СОСНА, ЗВЕЗДА. 
Назначение задания: выявить готовность психофизиологических функций, обеспечивающих восприятие речи на слух, уровень развития фонематического анализа, а также способности к переводу звукового кода в другую знаковую систему, в данном случае - в кружки (перекодирование). 
Организация работы. Диктант выполняется на листке в клетку в треть тетрадного листа. Желательно, чтобы дети заранее познакомились с данным видом заданий, но с другим набором слов. Методика проведения таких занятий изложена ниже в инструкции. Обязательное требование при отборе слов для тренировочных «диктантов» - совпадение количества звуков с количеством букв. Однако даже наличие у детей опыта записи слов под диктовку кружками не меняет порядок проведения задания. В любом случае следует действовать строго по инструкции. 
Инструкция: «Дети, несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас запишете несколько слов, но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков». Далее разбирается образец: «Произнесите хором медленно слово «рак», а я под вашу диктовку запишу это слово кружками: ООО . Сколько кружков получилось? - Три. Проверим написанное - «прочитаем» кружки: рак. Все правильно». В случае нужды разбор примера повторяется. Образец на листочке не рисуется. Оценка «диктанта»: 
При правильном выполнении задания получается следующая запись: 
00 
000 
0000 
ООООО 
оооооо 
1-й уровень - все схемы выполнены правильно. 2-й уровень - 3-4 схемы выполнены правильно. 3-й уровень — 1-2 схемы выполнены правильно. 4-й уровень - все схемы выполнены неправильно.

Методика для Выяснения пассивного словарного запаса

Цель: Методике используется для исследования объема пасивного словарного запаса ребенка 4-6 лет. 

В качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом. 

Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда "велосипед" и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. 

Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. К примеру, если он ранее услышал слово "велосипед", то из второго ряда должен будет выбрать слово "самолет", составляющее с первым понятие "виды транспорта" или "средства передвижения". Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова "автомобиль", "автобус" и "мотоцикл". Если с первого раза, т.е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд.  
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.  
2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.  
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.  
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.  
5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый. 

Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.  
Замечание. Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. К примеру, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда "велосипед" ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова "самолет" и "автомобиль", то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: "Итак, мы с тобой уже нашли слова "велосипед", "самолет" и "автомобиль", которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом".  
Оценка результатов:  
10 баллов - если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов 
8-9 баллов - если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов. 
6-7 баллов - если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов.  
4-5 баллов - если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов.  
менее 3 баллов - если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов.  
Выводы об уровне развития:  
10 баллов - очень высокий.  
8-9 баллов - высокий.  
4-7 баллов - средний.  
0-3 балла - низкий.

 

                                       Тест «Бессмысленные слоги» 
Цель: Определение уровня саморегуляции (т.е. умение выполнять долгое время малопривлекательное занятие).  
Материал: 10 карточек с бессмысленными слогами, написанными каллиграфическим почерком (заглавная буква – 1,5 см, прописная – 1см).

1.Вел зу бот      5. Кот взо ли        9. Су боз кип

2.Ко рат вен     6. Бру то мас       10. Гор ну маж

3.Пул не бам    7. Тор же мур

4.Са пре веж     8. Лу кеб шал

Инструкция: «Пока нас с тобой здесь не было, сюда прибегал зайчик и оставил тебе записку. Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но все-таки попробуй это перерисовать. Хорошо посмотри, как тут написано (подается листочек и ручка)».  
Оценка результатов: 
1 балл – «каракули»; 
2 балла – есть сходство с образцом, но распознается не более трех букв; 
3 балла – если распознается 4 буквы; 
4 балла – если можно прочитать все буквы; 
5 баллов – если каждая буква написана четко, и все буквы под наклоном не > 30 градусов.

 

 

 

Информация о работе Психологические особенности детей с нарушениями зрения