Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 00:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей детей с нарушениями зрения.
Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических аспектов диагностики развития детей с нарушенным зрением.
Объектом курсовой работы является дошкольное образовательное учреждение №18 ст. Новомалороссийской, Выселковского района Краснодарского края.
Задачами курсовой работы является:
- изучение особенностей нарушения зрения у детей;
- анализ интеллектуально-познавательной сферы развития дошкольников с нарушенным зрением;
- изучение психологических особенностей детей с нарушениями зрения;
- исследование особенностей развития детей с нарушенным зрением на примере ДОУ №18.
4. Тест «Заселение дома»
Назначение задания: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого.
Организация работы. Учитель заранее на доске рисует дом и готовит три большие карточки с изображением «жильцов» дома: точки, палочки, галочки. Каждому ребенку дается листок с изображением такого же дома. Для работы нужен карандаш или ручка.
Задание состоит из двух частей: 1) обучающей; 2) основной.
Инструкция к 1-й части задания:
«На ваших листочках нарисован дом. В нем шесть
этажей. На каждом этаже три комнаты. В
этом доме на каждом этаже живут такие
жильцы: точка, палочка и галочка (учитель сопровождает
свой рассказ показом карточек). На
всех этажах эти жильцы живут в разном
порядке. На самом верхнем этаже в первой
комнате слева живет точка (рисует в окошке
дома на доске точку), в средней комнате
живет палочка (рисует). Подскажите,
кто живет в последней комнате? (Дети называют галочку,
и учитель рисует ее в окне.) Теперь
нарисуйте карандашом на своем листочке,
в какой комнате кто живет на шестом этаже.
(Дети рисуют, учитель
проверяет, правильно ли они выполняют
рисунок, помогает тем, кто испытывает
трудности.)
Теперь будем заселять жильцами пятый
этаж. В первой комнате слева на пятом этаже
тоже живет точка. Подумайте, как нужно
поселить палочку и галочку, чтобы они
жили не в том порядке, как на шестом этаже?»
Дети. В средней комнате – галочка, в последней – палочка.
Дети и учитель размещают жильцов на пятом этаже.
Инструкция ко 2-й части задания:
«Мы вместе узнали, как живут жильцы на двух этажах. Осталось еще четыре этажа. Их вы заселите сами. На каждом этаже заселите одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех шести этажах они жили в разном порядке». (В случае необходимости инструкция повторяется дважды.)
Оценка задания (учитывается заселение только четырех нижних этажей)
4-й уровень: задание выполнено полностью – найдены четыре разных варианта размещения, не повторяющих заселение пятого и шестого этажей;
3-й уровень: найдены 2–3 различных варианта из четырех возможных;
2-й уровень: найден 1 вариант из четырех возможных;
1-й уровень: самостоятельных решений не найдено.
Тест «Внимание. Ориентация. Количество
Цель теста – определить уровень развития внимания ребенка,
его способность к простейшей ориентации в пространстве и его пред-
ставление о количестве.
Сначала с детьми разбирается левое - правое расположение
квадратов на плоскости листа. Затем дается инструкция:
- Будьте очень внимательны, потому что задание я буду гово-
рить только один раз.
1. В левом
верхнем квадрате нарисуйте
ко вы видите у меня в руке карандашей (показывает три карандаша).
2. В правом
нижнем квадрате нарисуйте
бы их было больше, чем палочек.
3. В левом
нижнем квадрате нарисуйте
было меньше, чем палочек.
4. В правом
верхнем квадрате нарисуйте
– столько, сколько будет, если сложить вместе палочки и кружочки.
5. В нижнем
среднем квадрате нарисуйте
их было на два больше, чем квадратиков.
6. А теперь мы будем рисовать в верхнем среднем квадрате
жирные точки.
Посмотрите, насколько меньше у вас нарисовано палочек, чем
крестиков, столько и нарисуйте жирных точек. (Последнее предложе-
ние повторяется дважды).
Предварительно, до начала выполнения задания с детьми обсу-
ждается, как надо рисовать крестики и жирные точки.
Оценивать полученные результаты можно различными спосо-
бами, в зависимости от цели обследования и наличия времени для
подсчета.
Рекомендовано
применение двух различных
Оценивание
конечного результата по трехба
1 – справился с ориентацией на плоскости листа (1 балл);
2 – справился с заданием на количество (1 балл);
3 – выполнил без ошибок – добавляем 1 балл за внимание; до-
пустил ошибку либо при ориентации, либо при счете – 0,5 балла.
Полученные баллы не суммируются, а рассматриваются как
сформированность отдельных процессов.
Максимальная оценка за выполнение всего задания – 3 балла.
Тест “Приглашение в гости”.
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей.
Ход проведения. Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?”
Предложить детям записать фамилии 5 человек.
Информация о работе Психологические особенности детей с нарушениями зрения