Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:58, реферат
Цель исследования: теоретические аспекты развития технических умений и навыков у детей 4 – 5 лет на занятиях в анималистическом жанре.
Объект исследования: дети 4 – 5 лет.
Предмет исследования: особенности развития технических умений и навыков у детей 4 – 5 лет.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические аспекты значение технических умений и навыков у детей 4 -5 лет.
Определить роль анималистического жанра в детском творчестве.
Выявить психологические характеристики детей 4 – 5 лет.
Введение…………………………………………………………………………………………………………..стр. 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития технических умений и навыков у детей 4-5 лет на занятиях в анималистическом жанре...............................................................................................................стр. 5
1.Технические умения и навыки у детей 4 – 5 лет…………………………………………стр. 5
2. Анималистический жанр и его роль в художественной деятельности детей 4 –5 лет ………………………………………………………………………………………………………………стр. 16
3. Психологические особенности детей 4-5 лет…………………………………………… стр.22
Заключение…………………………………………………………………………………………………….стр.29
Список литературы……………………………………………
Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами: между большим и средним, придерживая сверху указательным (рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш, кисть или мелок и т. п.), рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных, энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и всего изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести ее как всем ворсом, так и концом его для получения широких и тонких линий.
Дошкольники учатся правильно закрашивать изображения (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами). Дети приобретают умение регулировать длину штрихов, линий, что необходимо для изображения предметов, их частей и фактуры.
Дети овладевают ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и опускание руки при рисовании волнистой линии, дуг, обрамляющих круги или овалы, при нанесении мазков, точек); учатся сохранять равномерность движения по размаху, нажиму и направлению штрихов при закрашивании частей рисунка.
Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет свободно реализовывать творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки [Михайлова Н., 2004].
Аппликация. Детей среднего возраста учат наклеивать готовые геометрические фигуры и изображения на бумагу. При этом показывают приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу. Наклеиваемое изображение плотно прижимается салфеткой.
Начиная с 4—4,5 лет дети учатся правильно держать ножницы и резать ими бумагу. В процессе работы участвуют обе руки: левая держит и поворачивает листок бумаги правая действует ножницами.
Воспитанники овладевают следующими приемами: резание бумаги по прямой, наискось; закругление углов; вырезывание округлых предметов, одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое; силуэтное вырезывание на глаз и др. Дошкольники должны создавать аппликации и предметные, сюжетные и декоративные композиции.
Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания рисунка, лепки, аппликации свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и развивает творческие возможности.
Упражнения в технике изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей [Богатеева З. А., 2004].
Определение уровня усвоения программы. Воспитателю очень важно знать, как дети усваивают определенные программой воспитания и обучения знания, навыки и умения. Ответ он получит с помощью анализа каждого занятия, отмечая, кто хорошо справляется с заданием, какие трудности испытывают некоторые дети, какая помощь им потребуется, кто не справляется с работой. Для того чтобы провести такой анализ, воспитатель внимательно следит за работой детей на занятии, а затем просматривает готовые изображения. Записи после каждого занятия помогут проанализировать результаты по кварталам, а затем и за год.
По окончании квартала сравниваются программа, дневниковые записи и работы детей.
Критерий усвоения детьми знаний, навыков и умений — выполнение ими требований программы по разным направлениям: скажем, овладели ли дети приемами изображения предмета — передачей формы в рисунке, лепке, аппликации; научились ли рисовать предметы прямоугольной формы, четко передавать углы; кому это еще не удается или удается не всегда; как передают величину и строение предмета (правильно ли располагают части по отношению друг к другу); как, например, рисуя (или с помощью аппликации), располагают части грузовой машины, автобуса или троллейбуса (окна по средней линии, колеса за или перед передней дверью и перед задней дверью) в зависимости от конструкции того предмета, который рассматривали; какова, относительная величина всех частей.
Оценивается и уровень
овладения техническими навыками и
умениями: как, например, дети средней
группы осваивают в первом квартале
навыки резания бумаги по прямой; умеют
ли закрашивать изображения
Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их.
Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
В детском саду организуются
зоны и специальные помещения
для самостоятельной
Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней), так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.
Четвертое условие — индивидуальный
подход (учет возрастных и индивидуальных
особенностей и создание соответствующих
условий для эстетического
Таким образом, освоение технических навыков в художественной деятельности является важным для детей, т.к. в ходе этой деятельности задействуются, а в следствии этого и развиваются, различные психические процессы.
2. Анималистический жанр и его роль в художественной деятельности детей 4 – 5 лет.
Анималистический жанр (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных.
Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет образ животных в изобразительном искусстве. Ознакомление детей с анималистическим жанром способствует формированию познавательных интересов, знакомит с неповторимым и разнообразным миром животных, с взаимодействием человека и животных, учит любви и пониманию, формирует отзывчивость к красоте, развивает эстетические чувства, знакомит с историей и культурным наследием страны, воспитывает уважение и бережное отношение как к живым объектам, так и к произведениям искусства, способствует развитию содержания изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
Сущность анималистического жанра, его ценность в социально- эстетическом плане, основы пластической анатомии животных и принципы анималистического изображения средствами живописи, графики, скульптуры отражены в работах В.А.Ватагина, Г.Н.Карлова, Ю.М.Кирцева, Н.П.Костерина, В.С.Кузина, П.Я.Павлинова, М.Ц.Рабиновича, Н.Н.Ростовцева, А.Е.Терентьева, А.А.Унковского и других.
Мир животных издревна восхищал глаз художника удивительной неповторимостью, многообразием форм, пластикой, динамикой, необыкновенной живописностью образов, гармонией во взаимоотношении с окружающим миром. Замечательные по силе и точности рисунки животных создали А.Пизанелло, Леонардо да Винчи, П.Рубено, А.Дюрер, П.Поттер, Э.Делакруа, П.Шерико, А.Руссо и другие; русские художники - И.Е.Репин, В.М.Васнецов, В.А.Серов, В.А. Ватагин, Г.Н.Карлов, Д.М.Горлов, А.М.Лаптев, Г.К.Савицкий, А.А.Рылов, И.С.Ефимов и другие. Особое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеет творчество художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, Д. Горлова, В.Конашевича, В.Лебедева, Т.Мавриной, Е.Рачева, В.Сутеева, Е.Чарушина и других. [Виноградова Е. В., 2002]
Но все же проблема обучения
способам изображения животных по-прежнему
остается одной из основных проблем
обучения в изобразительной
По мнению известных исследователей в области детского изобразительного творчества (А.В. Алехин, А.В. Бакушинский, Е.И.Игнатьев, и др.), причина “угасания” интереса к занятиям ИЗО находится в несовершенстве методики обучения. Ведь именно детская “неумелость”, как отмечают многие ученые, приводит к отказу от рисования, когда ребенок начинает критически относиться к своим рисункам[Дружинин В. Н., 2002].
Анималистическое творчество несёт иллюстративную функцию и имеет большое педагогическое значение, особенно в ознакомлении с животным миром.
В ряде исследований, посвященных развитию детей дошкольного возраста подчёркивается влияние знаний о явлениях и предметах, умения наблюдать, рассуждать о них на возможность выразить воспринятое средствами изобразительного искусства в творческой деятельности (Л.С.Выготский, Т.Н.Доронова, Р.Г.Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова, В.Б.Косминская, Р.И.Капустина, Н.П. Сакулина, Н.Б.Халезова, Е.А.Флерина, Е.К.Янакиева и другие).
В исследованиях Флериной было показано, что рисунки, выполненные детьми до наблюдения живых объектов в зоопарке в подавляющем большинстве случаев отражали сказочный образ животного, а не реальный: мишка, зайцы оказывались человекоподобными, игрушечными, а не «настоящими». Объясняется это тем, что дети видели преимущественно игрушечных животных или как они изображаются в книжках, в аллоскопе. [Флерина Е. А., 2006]
Создание анималистического
Знание об изображаемых предметах
облегчает детям усвоение способов
их изображения. Животных лучше
начинать рисовать с туловища, так
как от формы, величины и положения
туловища зависит и форма, и динамика,
и пропорции изображаемого
Воспитатель в беседе с детьми сообщал им знания о наиболее общих свойствах натуры, дети связывали их с внешним видом этого предмета и представляли его образ. Воспитатель активировал такие мыслительные операции, как конкретизация и абстракция. Абстрагирование позволяет ребенку отвлечься от интересных, выразительных форм и динамики предмета, выделить конкретные свойства и глубже изучить строение и пропорции натуры. [Казакова Т. Г., 2007].
Таким образом, осуществление взаимосвязи
ознакомления детей с изображением животных
в искусстве и отражения образов животных
в изобразительной деятельности детей,
повышает эффективность познания дошкольниками окружаю
Для активизации художественно-творческого
развития детей дошкольного возраста
в процессе ознакомления с произведениями
изобразительного искусства анималистического
жанра необходимо соблюдать следующие педагогические
условия:
- разнообразие форм и методов ознакомления детей с произведениями искусства;
- стимулирование
- организация предметно-
- профессиональная подготовка педагогов.
Простая детская логика требует
непосредственной работы над изображаемым
предметом, его реального создания,
что ребенок и делает. Путь анализа,
столь необходимый для
Информация о работе Психологические особенности детей 4-5 лет