Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:58, реферат
Цель исследования: теоретические аспекты развития технических умений и навыков у детей 4 – 5 лет на занятиях в анималистическом жанре.
Объект исследования: дети 4 – 5 лет.
Предмет исследования: особенности развития технических умений и навыков у детей 4 – 5 лет.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические аспекты значение технических умений и навыков у детей 4 -5 лет.
Определить роль анималистического жанра в детском творчестве.
Выявить психологические характеристики детей 4 – 5 лет.
Введение…………………………………………………………………………………………………………..стр. 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития технических умений и навыков у детей 4-5 лет на занятиях в анималистическом жанре...............................................................................................................стр. 5
1.Технические умения и навыки у детей 4 – 5 лет…………………………………………стр. 5
2. Анималистический жанр и его роль в художественной деятельности детей 4 –5 лет ………………………………………………………………………………………………………………стр. 16
3. Психологические особенности детей 4-5 лет…………………………………………… стр.22
Заключение…………………………………………………………………………………………………….стр.29
Список литературы……………………………………………
Для повышения эффективности
Особое значение придается взаимосвязи занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. Эта взаимосвязь диктуется той общностью, которая существует между двумя деятельностями. Во-первых, в игре, в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Во-вторых, эта связь определяется спецификой изобразительной деятельности ребенка, заключающейся в игровых проявлениях детей в процессе создания изображения и в игровом отношении к образу. Так же не стоит забывать о том, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Создав изображение того или иного животного, ребенок начинает с ними играть (например, вылепленный цыпленок «пищит» и «клюет» зернышки; кошку начинает гладить, она «мяучет» и т.п.).
Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представление о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество.
3. Психологические особенности детей 4-5 лет.
Ребенок четвертого и пятого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.
Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности. Большинство детей рисует с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развитием составляет большое достижение ребенка 4 - 5 лет.
Изобразительная деятельность ребенка
этого возрастного периода
Величайшую роль изобразительной
деятельности ребенка в его общем
психическом развитии отмечали и
отмечают все детские психологи.
В частности, выдающийся психолог Л.
С. Выготский подчеркивал: "Ценность
художественного воспитания не в
том, что оно создает знания или
формирует навыки, а в том, что
оно создает фон жизни, фон
жизнедеятельности... оно расширяет,
углубляет и прочищает
С психологической точки зрения рисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.
Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. [Венгер Л. А., 2003]
Таким образом, в игре ребенок учится
общению со сверстниками, учится контролировать
свое поведение, подчиняясь правилам игры.
То, что относительно легко удается
ребенку в игре, гораздо хуже получается
при соответствующих
Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством.
В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности.
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения.
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Появляется необходимость расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. [Ветлугина Н. А., 2004]
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
1. Постепенно обогащение опыта
ребенка, насыщение этого
2. Постепенное расширение и
К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.
В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д.
Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Благодаря этому происходит переход от наглядно - действенного к наглядно-образному мышлению.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.
Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.
Диалектичность – это
Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.
Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять
2. Выработка умения четко
3. Формирование умения разрешать противоречия.
И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.
Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями.
Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
К пяти годам постепенно начинает
формироваться и сознательное запоминание
и вспоминание. По просьбе взрослого
ребенок может заучить
При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память. [Обухова Л. Ф., 1996]
Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.
Заключение.
В процессе освоения технических умений
и навыков у детей задействуются различные
психические процессы, развивается мелкая
моторика, в следствии чего развивается
мышление, речь, память, воображение, эстетические
чувства. Благодаря задействованию игровых
элементов в процессе творческих занятиях
дети учатся общаться со сверстниками,
принимать правила игры и следовать им.
Художественное создание животных позволяет детям узнавать окружающий мир. Обучение технике создания животных является в педагогическом смысле важным для развития ребенка, для его обучения, ознакомления с животным миром.
Л.С.Выготский, Т.Н.Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова, Е.А.Флерина подчёркивается влияние знаний о явлениях и предметах, умения наблюдать, рассуждать о них на возможность выразить воспринятое средствами изобразительного искусства в творческой деятельности
Но все
же существует проблема в обучении
методам анималистического
Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы показал несовершенство методов обучения детей техническим умениям и навыкам в создании творческих продуктов в анималистическом жанре, которые имеют большое значение и в психическом развитии ребенка, и при ознакомлении его с животными.
Список литературы.
Информация о работе Психологические особенности детей 4-5 лет