Психологические особенности кибераддиктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, большую часть которых составляют дети. Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов на различные темы при подготовке домашнего задания, общение через сайты, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр. На магазинных полках можно встретить огромное разнообразие компьютерных игр. Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы игровой компьютерной зависимости.
§1.1 Специфические особенности игровой и игровой компьютерной деятельности в психологических исследованиях.
§1.2 Понятие аддикции в психологии. Кибераддикция.
§1.3 Формирование игровой компьютерной зависимости у подростков.
Глава 2. Психологические особенности кибераддиктов.
§2.1 Программа эмпирического исследования.
§2.2 Организация и методы исследования.
§2.3 Анализ результатов исследования и их обсуждение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Выдающуюся роль в изучении детской игры, в раскрытии ее социальной сущности, влияния на психическое развитие ребенка сыграли работы Д.Б. Эльконина. Он критикует биологизаторские теории игры, которые сущность игры видят в проявлении изначально присущих ребенку инстинктов и влечений и игнорируют социальное содержание [104]. Д.Б. Эльконин связывает стремление ребенка играть с желанием быть чем-то или кем-то, кем невозможно быть в реальности, т.е. играть роль недоступную ребенку. Он пишет: «Играя Робинзона Крузо или какого-нибудь другого героя, ребенок-искатель приключений выходит за пределы своего настоящего Я и за пределы своего повседневного мира. Разыгрывая свою роль, он в своем воображении изменяет все окружающее, и оно получает такой вид и смысл, который в данный момент требуется этой ролью» [104, с.27]. Д.Б. Эльконин выделяет следующие основные значения ролевой игры для психического развития ребенка:

1. Развитие мотивационно-потребностной  сферы. Игра способствует реализации господствующей потребности ребенка быть и действовать как взрослый и осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность.

2. Преодоление «познавательного  эгоцентризма». Игра способствует  познавательной и эмоциональной «децентрации» ребенка, формируя механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения.

3. Развитие умственных действий. Игра стимулирует функциональное  развитие умственных действий на следующих этапах: предварительная ориентировка, формирование действия на материальных предметах или моделях, формирование развернутой речи, формирование собственно интеллектуального действия.

4. Развитие произвольного поведения. В игре поведение ребенка становится  произвольным, контролируемым правилами  игры и соответствием определенному образцу или эталону заданной роли.

В отличие от детей, у подростков игра требует специальной организации, у них преобладает общение внеситуативное, не требующее совместной деятельности, а само по себе являющееся ценным для них [74]. Интересны возникающие на пороге подросткового возраста (а иногда и продолжающиеся с детства) игры-фантазии, полностью происходящие в воображении. В такие игры играют в одиночку, придумывая бесконечные приключения, подвиги вымышленного героя. Игра держится в тайне от окружающих и несет защитную функцию ухода в собственный мир. Герои, отображают идеальный образ себя и позволяют осуществить в своем мире заветные желания подростка.

Основные изменения ролевой игры в подростковом возрасте Е.О. Смирнова [74] видит в следующем: роль включает возможности реального проявления значимых качеств собственной личности, т.е. самораскрытия; правила отражают не только нормы социального взаимодействия, но и нравственные нормы, способы межличностного взаимодействия; воображаемая ситуация содержит реальные трудности и их преодоление; наличие плана реальных социальных отношений в игре.

Завершая рассмотрение игры как особой сферы человеческой активности в свете отечественных и зарубежных теорий, мы можем конкретизировать следующие сущностные признаки и свойства игры.

1. Игра - свободно протекающая в  игровом пространстве и в договоренном  времени деятельность, не преследующая  материальный интерес, но имеющая  собственный смысл. Игра - процессуальна. Процесс игры представляет сам  по себе ценность для игрока, изменяет состояние сознания, требует высокой концентрации внимания и настойчивости в достижении игровых целей.

2. Игра подчиняется правилам  и развивается по определенному  сюжету, что приносит моральное  удовлетворение игроку. Игра осознается  игроком как не реальная, а «мнимая» ситуация, но в то же время воспринимается «серьёзно».

3. Игра символична, воссоздает социальные  отношения, даёт возможность проигрывания  социальных ролей.

4. Игра всегда сопровождается  эмоциональными переживаниями, приносит  удовольствие, способствует снятию нервно-психического напряжения, выполняя атарактическую функцию.

5. В игре реализуются потребности  игрока. Игра вариативна и индивидуальна, т.к. играющие выражают в ней свою индивидуальность, способности, возможности и желания. Игра может являться средством ухода из мира реальности в мир иллюзий.

Выделив основные психологические особенности традиционной игры, обратимся к психологическим теориям компьютерной игры. Одновременно с понятием «компьютерная игра» используется понятие «видеоигра», однако, в настоящее время значимых различий в структурных особенностях компьютерных игр и видеоигр на игровых приставках нет. Видеоигры на игровых приставках последнего поколения (PlayStation3, Xbox360Premium и др.) также как и компьютерные игры имеют трехмерное графическое изображение, реалистичность движения, звуков, игровые нормы и опции, одни и те же игры выпускаются как для компьютера, так и для игровых приставок. Но все же большинство подростков в настоящее время играют за компьютерами, поэтому в настоящем исследовании используется понятие «компьютерная игра», а не «видеоигра».

Среди отечественных исследований игровой компьютерной деятельности широко известны работы Г.М. Авилова, И.В. Бурлакова, А.Е. Войскунского, М.С. Иванова, С.А. Клименко, В.С. Собкина, Ю.В. Фомичевой, С.А. Шапкина, А.Г. Шмелева [4; 5; 56; 31; 25; 61; 62; 68; 70]. За рубежом большой вклад в изучение психологических аспектов увлечения компьютерными играми внесли работы психологов М. Шоттон, Ш. Текл, К. Янг, Т. Больбот и психиатра И.Гольдберга и многие другие.

По мнению Е.О. Смирновой [55] компьютерная игра близка к реальной игре, также является символико-моделирующей деятельностью. Действие, происходящее в ней нереально, смыслы отдельных действий неясны без понимания правил и условностей игры. Мнимая ситуация задается правилами, игровым пространством и игровыми объектами. В компьютерной игре нет нужды в использовании замещения, игрового приписывания новых функций реальным объектам, так как само компьютерное пространство является замещением реального, внутри него можно создать любой необходимый предмет. Компьютерный мир всегда вторичен, в нем нет ничего, что не содержалось бы до этого в реальном мире или в воображении его творца, но в то же время он не ограничен рамками физических законов, в нем доступны любые ресурсы для воссоздания ситуации, виртуального воплощения самых фантастических идей. В то же время создание мнимой ситуации в компьютерной игре проблематично и имеет некоторые особенности:

1. В компьютерной игре нет  отрыва значения, нет расхождения видимого и смыслового полей, но нет и реального действия (действия в этой реальности), все происходит в условно-наглядной реальности, и, возможно, сопровождается реальными переживаниями, как и замещающее действие в реальной игре. Исчезает решающая роль слова в создании и удержании условной ситуации, так как ситуация не воображаемая, а наглядная.

2. Играющий действует в рамках  компьютерной игры, он не может  ее менять. Эта ситуация является  внешней по отношению к ребенку, он не создает ее, а попадает в нее. Таким образом, игра становится менее свободной, менее управляемой играющим, сокращаются возможности самовыражения в игре.

3. Компьютерная игра является  одновременно и деятельностью «серьезной», и «понарошку». Предлагается альтернативная реальность, в которой ребенок переступает стадию игры (как не утилитарного, «ненастоящего» действия - в виртуальной реальности его деятельность вполне «серьезна»), он действует в ней как полноправный герой, участник событий.

4. Компьютерная игра реагирует  не «понарошку», отзываясь одинаково «серьезными» действиями, как на поведение ребенка, так и на поведение взрослого. В сфере реальных социальных контактов и человеческих отношений нельзя пробовать (вне специальных условий - например, тренинговой группы, - пробы могут привести к нежелательным последствиям), действие, совершаемое относительно другого человека нельзя переиграть, исправить. В компьютерной реальности всегда можно вернуться, переиграть, попробовать другие варианты. Но эти варианты ограничены спектром реакций, заложенных создателем программы, они несут отпечаток его представлений о системе человеческих отношений, а не актуализируют представления ребенка о ней.

5. Этап предварительной ориентировки  в компьютерной игре выступает  не на смысловом уровне, а, прежде всего, на уровне действия. Отличительной чертой взаимодействия с компьютером является осознанность способа любого действия до начала его осуществления. Для переноса действия в компьютерную реальность оно должно быть выделено, разложено на понятные компьютеру части - перекодировано в доступную в соответствии с интерфейсом форму, т.е. опосредовано.

При изучении психологических аспектов компьютерных игр нельзя ни обратить внимание на их разнообразие. Компьютерные игры существенно различаются по содержанию, особенностям пользовательского интерфейса, звуковому и графическому оформлению. В результате исследований компьютерных игр были выделены ролевые компьютерные игры как игры, обладающие особыми психологическими характеристиками (Иванов М.С., Авилов Г.М., Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. др.) Все игры, в которых присутствует факт принятия играющими роли компьютерного персонажа, относят к классу ролевых игр. Как указывает М. С. Иванов: «Ролевые компьютерные игры создают игровой виртуальный мир, по законам которого «живет» идентифицируемый с играющими персонаж. Ролевые компьютерные игры в наибольшей степени позволяют человеку «войти» в виртуальность, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир» [32, с.75].

В психологическом смысле под ролевыми компьютерными играми мы понимаем игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Выделение ролевых компьютерных игр из всего многообразия игр делается потому, что только при игре в ролевые компьютерные игры мы можем наблюдать процесс "вхождения" человека в игру, процесс своего рода интеграции человека с компьютером, а в клинических случаях - процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, нежели неролевые компьютерные игры или любые виды неигровой компьютерной деятельности.

Таким образом, мы отбрасываем из рассмотрения игры таких жанров как: логические игры (шахматы и т.д.), игры на быстроту реакции и сообразительность (Tetris, Arcanoid, Bomberman и т.п.), карточные игры (разного рода пасьянсы, покер и т.п.), игры-имитаторы игровых автоматов, аркадные игры - разного рода "бегалки" и "стрелялки" (Aladdin, Cool Spot, Super Mario, Raptor и т.п.). Мы исключаем аркадные игры из класса ролевых, так как: во-первых, игра не располагает играющего для полного "вхождения" в роль, во-вторых, игровая мотивация в данном случае, как и во всех неролевых играх, основана на азарте - главным мотивирующим фактором является накопление большего количества очков, зарабатывание дополнительных "жизней", переход на следующий уровень данной игры. Иными словами, играющий в большей степени ориентирован не на процесс игры, а на результат.

Исходя из этого, выделим критерии принадлежности компьютерной игры к классу ролевых игр:

1) ролевая игра должна располагать играющего к "вхождению" в роль компьютерного персонажа и "атмосферу" игры посредством своих сюжетных и мультимедийных особенностей;

2) ролевая игра должна быть построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего мотивации, основанной на азарте - накопить больше очков, побив тем самым чей-то рекорд, перейти на следующий уровень и т.д., хотя и в любой компьютерной игре есть элемент азарта, но в ролевой игре этот фактор не должен иметь первостепенного значения.

Ролевые и неролевые игры выделяет М. С. Иванов в своей классификации компьютерных игр. Отправным моментом при её создании послужила проблема зависимости, критерием — динамика и скорость возникновения зависимости от игр. К неролевым компьютерным играм он относит аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, традиционно азартные игры.

В ролевой компьютерной игре наблюдается качественно новый уровень зависимости - вхождение в игру, интеграция человека с компьютером вплоть до утраты индивидуальности и отождествления себя с персонажем. По силе «затягивания» М. Иванов распределяет ролевые игры по трём группам: 
1. Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя

2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя

3. Руководительские игры.

Далее приведем некоторые пояснения к предложенной классификации.

1. Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой "затягивания" или "вхождения" в игру. Специфика здесь в том, что вид "из глаз" провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидульных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит "себя" со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом "из глаз". В случае вида извне в критические секунды жизни своего героя внешние проявления игрока более умеренны, однако неудачи или гибель "себя" в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.

3. Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже "бог", который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого "глубина погружения" в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.

Итак, ролевые компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку "войти" в виртуальность, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Вследствие этого ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека: решая проблемы "спасения человечества" в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни.

Информация о работе Психологические особенности кибераддиктов