Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:41, курсовая работа
Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, большую часть которых составляют дети. Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов на различные темы при подготовке домашнего задания, общение через сайты, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр. На магазинных полках можно встретить огромное разнообразие компьютерных игр. Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы игровой компьютерной зависимости.
§1.1 Специфические особенности игровой и игровой компьютерной деятельности в психологических исследованиях.
§1.2 Понятие аддикции в психологии. Кибераддикция.
§1.3 Формирование игровой компьютерной зависимости у подростков.
Глава 2. Психологические особенности кибераддиктов.
§2.1 Программа эмпирического исследования.
§2.2 Организация и методы исследования.
§2.3 Анализ результатов исследования и их обсуждение.
§1.2 Понятие аддикции в психологии. Кибераддикция.
Адди́кция (англ. addiction - зависимость, пагубная привычка; лат. Addictus - рабски преданный), в широком смысле - ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Зависимости или аддикции - это особый род проблем современного человека. В отличие от большинства других неприятностей, человек первоначально воспринимает эти проблемы как удовольствие и наслаждается их наличием. Однако через какое-то время наслаждение начинает требовать всё больше сил, времени, быстро поглощает всю жизнь человека. Это неизбежно заставляет страдать как его самого, так и окружающих его людей. И, когда человек начинает испытывать желание избавиться от того, что вместо удовольствий начало приносить страдания, он обнаруживает, что это сделать намного сложнее, чем в любых других жизненных ситуациях. Поведенческая аддикция в психологии — состояние сознания человека, характеризующееся привязанностью к определенной деятельности, неспособность самостоятельно её прекратить. Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций [2, с. 5]. Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Аддикция представляет собой путь наименьшего сопротивления. «Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации». Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями.
В настоящее время выделяют химические и нехимические (поведенческие) виды аддикций. Химическая аддикция – это зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков, сигарет). Нехимическая аддикция – это зависимость от поведенческого паттерна, а не от психоактивного вещества. К нехимическим или поведенческим аддикциям относят азартные игры (гэмблинг), компьютерную аддикцию, сексуальную, любовную аддикции, аддикцию отношений, работоголизм, аддикцию к трате денег, аддикцию упражнений (спортивная аддикция), ургентную аддикцию (зависимость от состояния постоянной нехватки времени) и др. Вопрос о положении «нехимических» аддикций является актуальным как для психологической, так и медицинской науки. В основе формирования любой психологической зависимости (вне зависимости от того, сопровождается она физической зависимостью или нет) лежит потребность объекта снимать напряжение, вызывая интенсивные эмоции.
Компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов:
1) Кибераддикция - зависимость от компьютерных игр;
2) Сетеголизм - зависимость от Интернета (характеризуется долгим пребыванием в виртуальном мире, заведением виртуальных знакомств, скачиванием музыки, общением в чатах);
3) Хакерство – увлечение разработкой, взломом и совершенствованием.
Компьютерные игры появились вместе с появлением компьютеров и сразу же нашли массу поклонников. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением, доходящим до эффекта полного погружения в виртуальную атмосферу игры.
С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, страдающих зависимостью от компьютерных игр, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "геймерами" (от английского "game" - игра). В свою очередь, термин «кибераддикция» дали медики и психологи, а людей, страдающих зависимостью от компьютерных игр, принято называть кибераддиктами.
Понятие кибераддикции также имеет синонимы: чрезмерная игровая компьютерная активность, зависимость от компьютерных игр, видеоигровая зависимость, геймерство. Иногда авторы используют общий термин «компьютерная зависимость», редуцируя различия в формах использования компьютера. Среди отечественных исследователей используется как термин «увлеченность компьютерными играми», «интерес к компьютерным играм» (Евстигнеева Ю.М., Собкин В.С., Фомичева Ю.В. и др.), отражающий направленность личности на игровую компьютерную активность так и термин «игровая компьютерная зависимость», отражающий аддиктивные аспекты патологической увлеченности (Иванов М.С., Репринцева Е.А. и др.). В отечественной и зарубежной литературе по данной проблеме поднимается несколько важных методологических вопросов: когда увлечение становится признаком девиантного поведения и можно ли говорить об игровой компьютерной зависимости взрослого человека или этот термин применим только к детям и подросткам? В настоящее время среди психологов, психотерапевтов и психиатров нет единого мнения по данным вопросам.
Существует мнение, что формирование четкого понятия об игровой компьютерной зависимости должно осуществляться на основе методологической базы девиантологии - нового направления в психологии, изучающей индивидов, отклоняющихся от социальных норм (Гилинский Я.И, Змановская Е.В., Клейберг Ю.А. и др.). Игровая компьютерная зависимость как форма аддиктивного поведения, должна включать присущие девиантному поведению признаки: устойчивость поведения, отклонение от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и социальную дезадаптацию. В рамках общей теории девиантности можно определить, какие общие свойства девиантности соответствуют игровой компьютерной аддикции, а какие являются специфическими. В работах, посвященных проблеме отклоняющегося поведения подростков, выделяются следующие его критерии:
1) несоответствие поведения общепринятым или официально установленным социальным нормам, иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам;
2) девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;
3) такое поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям - в случае с кибераддикцией, это может быть:
-ухудшение здоровья,
-причинение морального и материального ущерба, где психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми,
- в крайних своих проявлениях
девиантное поведение
4) рассматриваемое поведение
преимущественно можно
По мнению М.С. Иванова компьютерная игровая активность носит периодический характер - периоды нормальной увлеченности сменяются периодами интенсивной увлеченности. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Но, как отмечает Ф.В. Щеглов, при увлечении компьютерными играми в полной мере не проявляется обсессивно-компульсивное расстройство (развитие навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий, фобий), геймер всегда сохраняет самоконтроль и способность к критическому мышлению[99].
Вывод состоит в том, что игровая компьютерная зависимость является формой девиантного, а именно аддиктивного поведения, следовательно, при рассмотрении возможностей работы с данной проблемой необходимо учитывать социально-психологические факторы и личностные детерминанты, обуславливающие отклоняющееся поведение подростков.
Понятно, что люди, подверженные
компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно
относящихся к компьютеру. Рассмотрим
эти отличительные признаки:
• когда родители просят отвлечься от
игры на компьютере, подросток выражает
яркое нежелание делать это;
• если все же ребенка отвлекли от компьютера,
то он становится очень раздражительным;
• ребенок не способен запланировать время,
когда он закончит игру на компьютере;
• ребенок расходует очень много денег,
чтобы обновлять программы на компьютере
и приобретать все новые и новые игры;
• подросток забывает о домашних делах
и обязанностях, об учебе;
• сбивается полностью график питания
и сна, ребенок начинает пренебрегать
своим собственным здоровьем;
• чтобы постоянно поддерживать себя в
бодрствующем состоянии, подросток начинает
злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
• прием пищи происходит без отрыва от
компьютера;
• когда ребенок начинает играть или работать
на компьютере, он ощущает эмоциональный
подъем;
• происходит постоянное общение с окружающими
людьми на различные компьютерные темы;
• ребенок испытывает чувство эйфории,
когда находится за компьютером;
• он предвкушает и продумывает со всеми
подробностями свое последующее нахождение
в мире компьютерной фантастики, что способствует
улучшению настроения и захватывает все
помыслы, много мечтает о том, как скоро
он начнет играть.
Также со временем у растущего организма
появляются нарушения в функционировании
системы пищеварения и болевые ощущения
в области позвоночника, лопаток и запястий
рук, а регулярное раздражение глазных
яблок способствует появлению головных
болей и проблем со зрением.
Родителям и близким стоит насторожиться
и принять соответственные меры, если
их ребенок:
• начинает пить и есть, учить урок, не
отходя от компьютера;
• начал проводить ночи у компьютера;
• начал прогуливать школу для того, чтобы
посидеть за компьютером;
• как только заходит в квартиру, сразу
же направляется к компьютеру;
• забывает поесть, почистить зубы, причесаться,
переодеться (чего раньше не замечалось);
• находится в раздраженном, агрессивном
состоянии, не знает, чем заняться, если
компьютер сломался;
• угрожает, шантажирует, если ему запрещают
играть на компьютере.
Игровая зависимость распространяется
среди людей различного возраста. Это
занятие является увлекательным для детей,
посещающих детский сад, школьников, студентов
и взрослых. Многие из них стремятся быстрей
попасть домой, потому что там заветная
игра. Детей уже не интересуют обычные
игрушки, как раньше. Те же самые машинки
есть и в компьютере. Часто школьники прогуливают
занятия только из-за того, что всю ночь
провели у экрана, и новые знания не так
важны, как пройденный уровень игры. А
оправдание находится с легкостью. К сожалению,
на переменах сейчас актуальной темой
стала не предстоящая контрольная, а игры
и количество очков за них.
Но по ряду отягощающих причин компьютерные
игры имеют и прямо противоположный результат.
Смысл и задача каждой компьютерной игры
заключаются в тренировке памяти: ребенку
необходимо повернуть мышь или нажать
на определенную клавишу в какой-то конкретный
момент самой игры. Существует утверждение,
что подобная практика сильно развивает
ребенка, и скорее всего оно сильно преувеличено.
§1.3 Формирование игровой компьютерной зависимости у подростков.
Можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.
1. Стадия легкой увлеченности.
«Начало формирования
2. Стадия увлеченности. Появление в иерархии потребностей новой потребности – в участие в компьютерной игре. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер.
3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний (базовый) уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями в ценностно-смысловой сфере личности. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной.
Социализированная форма игровой зависимости отличается тем, что такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игра в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека.
Индивидуализированная форма зависимости является крайней формой зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики – она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра - это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не "принимают дозу", то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, ведущий к патологии.
4. Стадия привязанности.
Эта стадия характеризуется
Существует ряд причин ухода ребенка от проблем повседневной жизни в виртуальную реальность: жажда приключений, которые подросток может получить в различных компьютерных играх, детская безнадзорность, т.е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные конфликты между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников [22, с. 73]. Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности [23, с. 32].
Чтобы снять эмоционально-психологическое напряжение, дети уходят в виртуальный мир. Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир компенсирует недостаток внимания и отношения с родителями [22, с. 73]. Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир.
Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Можно выделить следующие особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте: подросток проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон; из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе; подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей; интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером; подросток становится более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, сна, они теряют чувство времени[23, с. 33].
Информация о работе Психологические особенности кибераддиктов