Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:45, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время семья в России претерпевает определенные изменения. Во многом они обусловлены социально-политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране в последние десятилетия. Эти изменения также во многом связаны с изменениями в психологии людей. На уровне общества изменения, происходящие с семьей, проявляются в динамике таких негативных явлений выражающих определенное утрату ценности семьи: рост разводов, распространение малодетности, добровольного безбрачия, неполных семей.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Актуальность. В настоящее время семья в России претерпевает определенные изменения. Во многом они обусловлены социально-политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране в последние десятилетия. Эти изменения также во многом связаны с изменениями в психологии людей. На уровне общества изменения, происходящие с семьей, проявляются в динамике таких негативных явлений выражающих определенное утрату ценности семьи: рост разводов, распространение малодетности, добровольного безбрачия, неполных семей.
На уровне семьи эти изменения отражаются в характере выполнения семейных функций и особенностях внутрисемейных отношений. На уровне личности они, в первую очередь, могут быть зафиксированы в особенностях ее отношения к семье. К наиболее заметным негативным проявлениям этих изменений, связанных с семьей, относят падение рождаемости и ограничение числа детей в семье. В этих условиях становится особенно актуальным изучение многодетной семьи, на которую возлагаются определенные надежды в пользу изменения демографической ситуации в стране и увеличения рождаемости. Несмотря на то, что многодетная семья является редким и нетипичным явлением для современного общества, определенный процент таких семей продолжает сохраняться. Также зафиксировано появление многодетности, не связанной с традиционными нормами рождаемости. В связи с этим многодетные семьи нуждаются во всестороннем психологическом изучении.
Для психологии многодетная семья представляет особый интерес в связи со своеобразием внутрисемейных отношений, а также наличием психологических особенностей ее членов. Эти особенности во многом обуславливают как появление многодетной семьи, так и ее дальнейшее существование и особенности жизнедеятельности.
Объектом психологических исследований многодетная семья становится лишь с начала 90-х гг. XX века, в связи с изучением психологических особенностей детей из этих семей. Изучение психологических характеристик родителей и особенностей внутрисемейных отношений в многодетных семьях проводилось лишь в отдельных зарубежных исследованиях. В отечественной психологии эти феномены практически не изучались.
Таким образом, очевидным является противоречие между важной социальной ролью многодетной семьи в современном обществе и отсутствием психологических исследований данного явления.
Противоречие обусловливает проблему исследования: в чем состоят психологические особенности многодетных семей?
Объект исследования: отношение к семье родителей многодетной семьи.
Предмет исследования: психологические особенности многодетных семей.
Цель исследования: изучить психологические особенности многодетных семей и эмпирически доказать наличие отличия жизненных ценностей родителей многодетных и малодетных семей.
Гипотеза исследования: жизненные ценности родителей из многодетных семей отличаются от жизненных ценностей родителей из малодетных семей.
Задачи исследования:
2) провести эмпирическое исследование психологических особенностей у родителей из многодетных семей.
Теоретико-методологической базой исследования являются научные положения о психологических особенностях многодетных семей В.А. Беловой, Л.Я. Гозмана, В.Н. Дружининой, И.С. Деминой, Н.А. Журавлевой.
Методы исследования:
- изучение научной психолого-педагогической литературы;
- тестирование;
- анкетирование;
- математико-статистическая обработка полученных результатов.
Методики исследования:
1) тест «Ценностные ориентации», разработанный Ю.Е. Алешиной [1.C.117];
2) анкета «Семейные ценности» А.Н. Волковой [11.C.21];
3) тест «Иерархия жизненных ценностей» З.А. Янкова [28.C.175].
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Альметьевского муниципального района РТ.
Выборка: родители детей, посещающих школу в количестве 50 человек. 25 из которых являются родителями из многодетных семей, 25 – из семей где число детей не превышает 2 человек.
Теоретическая значимость: изучены имеющиеся теоретические данные о психологических особенностях членов многодетных семей, особенностей многодетных семей как малой социальной группы.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при разработке программ психологической поддержки многодетных семей, в практике психологической работы с ними. Полученные данные также могут способствовать проведению консультирования семьи и при разработке программ психологической помощи многодетными семьями в течение учебного года.
Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, 5 параграфов,
В настоящее время многодетной считается семья, в составе которой есть три и более детей (в т.ч. усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до восемнадцати лет. Согласно классификации Е.Ф. Ачильдиевой выделяются следующие типы многодетных семей:
1. Семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок выступает как одна из жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше.
2. Семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей. Третий и последующий дети могли появиться в них, главным образом, из-за отсутствия планирования семьи. Такие семь могут сформироваться в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений.
3. Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети.
4. Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях дети появляются на свет в результате беспорядочных половых отношений, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и типичной психологической установкой родителей выступает убеждение в том, что их основная задача – произвести ребенка на свет, а дальнейшая его судьба должна стать заботой государства [5.C.12].
Как отмечает И.С. Демина, многодетная семья выступает как особая модель, позволяющая изучать роль различных факторов (экономических, биологических, психологических) в развитии индивидуальности ребенка. В психологических исследованиях многодетных семей среди описываемых факторов особенно выделяются:
1) параметры конфигурации (размер семьи, очередность рождения, интервалы между рождениями детей);
2) особенности средовых условий развития (социально-экономический статус семьи, интеллект, образование родителей, культурные различия, межличностные отношения);
3) индивидные особенности членов семьи (возраст, пол детей и родителей) [13.C.5].
Известный отечественный психолог Н.Н. Обозов в качестве основных характеристик многодетной семьи выделяет центрированность на семье, стремление к единству и сплоченность семьи. По мнению автора, увеличением размера семьи изменяются отношения между ее членами, ролевая структура расширяется за счет разновозрастных отношений по типу «ребенок - ребенок» [22.C.81].
Для многодетной семьи разводы уже крайне редки, и если иногда случаются, то только из-за экономической или нравственно-психологической несостоятельности мужа, что, по мнению Е.В. Фотеевой вполне естественно, ведь данная семья с самого начала отличалась уверенностью супругов друг в друге, в своем семейном будущем, что и позволило ей иметь многих детей. А множество детей, в свою очередь, оказывало скрепляющее воздействие на семью. Многодетная семья богата разнообразными взаимоотношениями среди детей, между старшими и младшими, между братьями и сестрами. Это имеет большое значение для формирования личности и для подготовки подрастающего поколении к участию в социальной деятельности, в том числе к выполнению супружеских и родительских ролей [26.C.31].
И.Ф. Юдина указывает на ряд проблем характерных для многодетной семьи:
1) материально-бытовые проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходов пособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания гораздо менее разнообразная. Дети таких семей получают меньше фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., что вызывает недостаток витаминов, следствием чего могут стать проблемы со здоровьем. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях.
2) проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Многодетные родители испытывают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде. Дети из многодетных семей также ощущают негативное отношение сверстников – трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д.
3) жилищная проблема для многодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счет муниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей. Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима дня детей. Как правило, такие семьи не имеют возможности для автономности каждого ребенка – личного уголка, своей территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, что зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.
4) психолого-педагогические проблемы. В благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения с братьями и сестрами, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени родителей, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях. Дефицит внимания со стороны родителей приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. А это, в свою очередь, ведет к разрыву внутрисемейных межпоколенных связей, ведущему к обострению психологических проблем в семье.
5) медицинские проблемы. Сложный психологический климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность многодетных семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье, отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков [27.C.63].
Таким образом, многодетной является семья, имеющая в своем составе трех и более детей, включая усыновленных не достигших восемнадцатилетнего возраста. Типами многодетных семей являются семьи, в которых родители сознательно решили быть многодетными, семьи в которых родители не стремились к тому, чтобы быть многодетными, семьи которые являются многодетным в результате образования двух неполных семей и семьи, многодетность которых является следствием неблагополучия. Факторами развития детей в многодетных семьях являются ее параметры, средовые условия, личные особенности ее членов. Для многодетных семей характерным является не частые разводы, разнообразие личных связей между детьми. Проблемами многодетных семей являются материально-бытовые проблемы и трудоустройства родителей, жилищные. Психологическими проблемами многодетной семьи являются дефицит внимания к детям со стороны родителей, повышение социального возраста, сложности психологического климата, которые ведут к снижению уровня жизни и здоровья.
Отличительная личностная особенность многодетных родителей в том, что они вынуждены усиленно поддерживать родительский статус под давлением современного общества, которое чаще относится к многодетности как к непомерной нагрузке, а иногда и непозволительной ошибке. Люди, которые заводят большую семью, более сильные в некоторых аспектах, более ответственные.
Информация о работе Психологические особенности многодетных семей