Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:45, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время семья в России претерпевает определенные изменения. Во многом они обусловлены социально-политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране в последние десятилетия. Эти изменения также во многом связаны с изменениями в психологии людей. На уровне общества изменения, происходящие с семьей, проявляются в динамике таких негативных явлений выражающих определенное утрату ценности семьи: рост разводов, распространение малодетности, добровольного безбрачия, неполных семей.
Методы исследования:
Методики исследования:
1) тест «Ценностные
ориентации», разработанный Ю.
2) анкета «Семейные ценности» А.Н. Волковой [11.C.21], определения наиболее значимых семейных ценностей супругов;
3) тест «Иерархия жизненных ценностей» З.А. Янкова [28.C.175], позволяющая диагностировать преобладающие жизненные ценности.
Выборка: родители школьников в количестве 50 человек. 25 из которых являются многодетными родителями, 25 – из семей где число детей не превышает 2 человек.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Альметьевского муниципального района РТ.
Исследование было проведено в три этапа.
Первый этап включал проведение тестирования по методике «Ценностные ориентации». Цель: диагностика уровня значимости имеющихся ценностей членов семейных пар. Диагностика проводилась индивидуально и включала кратную инструкцию испытуемых, затем предлагалось оценить значимость ценностей жизни по шкале, которая показана в приложении 1.
В результате диагностики определялись следующие уровни значимости ценностей:
очень низкая – 1 балл;
низкая – 2 балла;
средняя – 3 балла;
высокая – 4 балла;
очень высокая - 5 баллов.
На втором этапе было проведено анкетирование по методике «Семейные ценности». Цель: определение ранга важности жизненных ценностей в отношениях для семейных пар. Анкетирование проводилось индивидуально и включало в себя инструктаж, а затем ранжирование ценностей, показанных в приложении 2. В результате анкетирования определялся ранг от 1 до 10 следующих жизненных ценностей:
1) нежность;
2) сексуальные отношения;
3) общение;
4) супруг (супруга) как спутник по отдыху;
5) финансовая поддержка;
6) привлекательность партнера;
7) искренность и открытость;
8) работа по дому;
9) посвященность семье;
10) одобрение.
На третьем этапе была использована методика «Иерархия жизненных ценностей». Цель: оценить наиболее значимые жизненные ценности. Тестирование проводилось индивидуально и начиналось с инструкции, после которой испытуемые оценивали предложенные утверждения. На основании данных суммы оценок делался вывод о наиболее важных жизненных ценностях:
-5-(-3) – отвергаемая ценность;
-2-0 – низкая значимость ценности;
1-3 – умеренно значимая ценность;
4-5 – значимая ценность.
В результате диагностировались следующие жизненные ценности:
1) здоровье;
2) материальная обеспеченность;
3) творчество;
4) семья;
5) карьера;
6) служение;
7) слава;
8) отдых.
Таким образом, для исследования психологических особенностей многодетных семей были выбраны методики «Ценностные ориентации», «Семейные ценности» и «Иерархия жизненных ценностей» позволяющие диагностировать наиболее значимые и преобладающие жизненные ценности.
Проведенное исследование по выбранным тестам и анкете позволило диагностировать наиболее значимые и преобладающие жизненные ценности у членов многодетных и малодетных семей.
Тестирование по методике
«Ценностные ориентации» позвол
саморазвитие личности – 1 человек (4%);
уважение и помощь людям, отзывчивость - 2 человека (8%);
физическая привлекательность, внешность – 1 человек (4%);
теплые, заботливые отношения в семье, благополучие – 15 человек (60%);
высокое социальное положение – 3 человека (12%);
творчество - 1 человек (4%);
беззаботная жизнь – 2 человека (8%).
В малодетных семьях:
саморазвитие личности – 1 человек (4%);
теплые, заботливые отношения в семье, благополучие – 2 человека (8%);
высокое социальное положение – 13 человек (52%);
творчество - 1 человек (4%);
беззаботная жизнь – 8 человек (32%).
Результаты тестирования представлены на рисунке 1.
в многодетных семьях |
в малодетных семьях |
Рис. 1. Жизненные ценности родителей многодетных и малодетных семей
На рисунке можно видеть, что ценности родителей многодетных и малодетных семей не одинаковые.
Анкетирование по методике «Семейные ценности» показало результаты, указанные в приложении 5. Оказалось, что в многодетных семьях для родителей наиболее значимыми являются следующие ценности:
сексуальные отношения – 2 человека (8%);
общение – 1 человек (4%);
супруг (супруга) как спутник по отдыху – 3 человека (12%);
финансовая поддержка – 2 человека (8%);
искренность и открытость – 1 человек (4%);
посвященность семье – 15 человек (60%);
одобрение – 1 человек (4%).
В малодетных семьях:
сексуальные отношения – 5 человек (20%);
финансовая поддержка – 10 человек (40%);
посвященность семье – 3 человека (12%);
работа по дому – 6 человек (24%);
одобрение – 1 человек (4%).
На рисунке 2 показаны результаты тестирования.
в многодетных семьях |
в малодетных семьях |
Рис. 2. Наиболее значимые семейные ценности
На рисунке видно, что для родителей из многодетных и млодетных семей наиболее значимыми являются различные семейные ценности. Для большинства многодетных родителей жизненной ценностью является семья, для большинства малодетных родителей – финансовая поддержка.
Диагностика по методике «Иерархия жизненных ценностей» показала результаты, которые отражены в приложении 6. Нами было установлено, что в многодетных семьях у родителей преобладают следующие жизненные ценности:
здоровье - 7 человек (28%);
семья - 14 человек (56%);
служение - 3 человека (12%);
отдых – 1 человек (4%).
У родителей из малодетных семей преобладают жизненные ценности:
здоровье – 5 человек (20%);
материальная обеспеченность – 11 человек (44%);
семья – 3 человека (12%);
карьера – 6 человек (24%).
в многодетных семьях |
в малодетных семьях |
Рис. 3. Преобладающие жизненные ценности
Рисунок показывает, что у родителей многодетных семей и малодетных семей преобладают не одинаковые жизненные ценности.
Результаты проведенных тестирования и анкетирования показаны в табл. 1.
Таблица 1
Сводная таблица значимых жизненных ценностей многодетных и малодетных родителей
Методики |
Многодетные родители |
Малодетные родители |
1. «Ценностные ориентации» |
саморазвитие – 1 (4%) уважение и помощь - 2 (8%) привлекательность – 1 (4%) благополучие семьи – 15 (60%) социальное положение – 3 (12%) творчество - 1 (4%) беззаботная жизнь – 2 (8%) |
саморазвитие – 1 (4%) благополучие семьи – 2 (8%) социальное полож. – 13 (52%) творчество - 1 (4%) беззаботная жизнь – 8 (32%) |
2. «Семейные ценности» |
сексуальные отношения – 2 (8%) общение – 1 (4%) спутник по отдыху – 3 (12%) финансовая поддержка – 2 (8%) искренность, открытость – 1 (4%) посвященность семье – 15 (60%) одобрение – 1 (4%) |
сексуальные отношения – 5 (20%) финан. поддержка – 10 (40%) посвященость семье – 3 (12%) работа по дому – 6 (24%) одобрение – 1 (4%) |
3. «Иерархия жизненных ценностей» |
здоровье - 7 (28%) семья - 14 (56%) служение - 3 (12%) отдых – 1 (4%) |
здоровье – 5 (20%) обеспеченность – 11 (44%) семья – 3 (12%) карьера – 6 (24%) |
Таким образом, результаты тестирования и анкетирования показали, что у число родителей многодетных и малодетных семей, выбравших семью как наиболее значимую жизненную ценность не одинаково.
Анализ результатов
диагностики показал следующее.
Для многодетных родителей
В многодетных семьях для родителей наиболее значимыми являются посвященность семье – у 15 человек (60%) и супруг (супруга) как спутник по отдыху – у 3 человек (12%). В малодетных семьях значимыми являются финснсовая поддержка – у 10 человек (40%) и робота по дому – у 6 человек (24%).
Преобладающими жизненными ценностями для многодетных родителей являются семья – у 14 человек (56%) и здоровье – у 7 человек (28%). У малодетных родителей преобладают такие жизненные ценности как обеспеченность – у 11 человек (44 %) и карьера – у 6 человек (24%).
Обобщая результаты анализа преобладающих жизненных ценностей у родителей многодетных и малодетных семей можно сказать, что отношение к семье как ценности у них не одинаковое. На основании этих данных с помощью φ* критерий Фишера было проведено сравнение доли родителей, имеющих семью, как жизненную ценность в многодетных и малодетных семьях.
Сформулирована гипотеза:
H1: доля лиц, у которых диагностирована семья как жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.
Ниже представлен расчет углового преобразования (табл. 2)
Таблица 2
Расчет углового преобразования для результатов тестирования жизненных ценностей
Группы |
«Есть эффект»: задача решена |
«Нет эффекта»: задача не решена |
Суммы |
кол-во испытуемых |
кол-во испытуемых | ||
многодетные |
15 (60%) |
10 (40%) |
50 (100%) |
малодетные |
2 (8%) |
23 (92%) |
50 (100%) |
Зона незначимости φ* 0,05 ? φ* 0,01 Зона значимости
1.64 2.31 φ*эмп. = 4,2
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости, следовательно, H1 принимается: доля лиц, у которых диагностирована семья как жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.
Сформулирована гипотеза:
H1: доля лиц, у которых диагностирована посвященность семье как наиболее значимая жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.
Ниже представлен расчет углового преобразования (табл. 3)
Таблица 3
Расчет углового преобразования для результатов тестирования наиболее значимых жизненных ценностей
Группы |
«Есть эффект»: задача решена |
«Нет эффекта»: задача не решена |
Суммы |
кол-во испытуемых |
кол-во испытуемых | ||
многодетные |
15 (60%) |
10 (40%) |
50 (100%) |
малодетные |
3 (12%) |
22 (88%) |
50 (100%) |
Информация о работе Психологические особенности многодетных семей