Психологические особенности многодетных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. В настоящее время семья в России претерпевает определенные изменения. Во многом они обусловлены социально-политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране в последние десятилетия. Эти изменения также во многом связаны с изменениями в психологии людей. На уровне общества изменения, происходящие с семьей, проявляются в динамике таких негативных явлений выражающих определенное утрату ценности семьи: рост разводов, распространение малодетности, добровольного безбрачия, неполных семей.

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

Методы исследования:

    1. тестирование;
    2. анкетирование;
    3. статистическая обработка показателей.

Методики исследования:

1) тест «Ценностные  ориентации», разработанный Ю.Е.  Алешиной [1.C.117], диагностирующая ценности членов семейных парах;

2) анкета «Семейные  ценности» А.Н. Волковой [11.C.21], определения наиболее значимых семейных ценностей супругов;

3) тест «Иерархия жизненных  ценностей» З.А. Янкова [28.C.175], позволяющая диагностировать преобладающие жизненные ценности.

Выборка: родители школьников в количестве 50 человек. 25 из которых являются многодетными родителями, 25 – из семей где число детей не превышает 2 человек.

База исследования:  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Альметьевского муниципального района РТ.

Исследование было проведено в три этапа.

Первый этап включал  проведение тестирования по методике «Ценностные ориентации». Цель: диагностика уровня значимости имеющихся ценностей членов семейных пар. Диагностика проводилась индивидуально и включала кратную инструкцию испытуемых, затем предлагалось оценить значимость ценностей жизни по шкале, которая показана в приложении 1.

В результате диагностики определялись следующие уровни значимости ценностей:

очень низкая – 1 балл;

низкая – 2 балла;

средняя – 3 балла;

высокая – 4 балла;

очень высокая -  5 баллов.

На втором этапе было проведено анкетирование по методике «Семейные ценности». Цель: определение ранга важности жизненных ценностей в отношениях для семейных пар. Анкетирование проводилось индивидуально и включало в себя инструктаж, а затем ранжирование ценностей, показанных в приложении 2. В результате анкетирования определялся ранг от 1 до 10 следующих жизненных ценностей:

1) нежность;

2) сексуальные отношения;

3) общение;

4) супруг (супруга) как спутник по отдыху;

5) финансовая поддержка;

6) привлекательность партнера;

7) искренность и открытость;

8) работа по дому;

9) посвященность семье;

10) одобрение.

На третьем этапе  была использована методика «Иерархия жизненных ценностей». Цель: оценить наиболее значимые жизненные ценности. Тестирование проводилось индивидуально и начиналось с инструкции, после которой испытуемые оценивали предложенные утверждения. На основании данных суммы оценок делался вывод о наиболее важных жизненных ценностях:

-5-(-3) – отвергаемая ценность;

-2-0 – низкая значимость ценности;

1-3 – умеренно значимая  ценность;

4-5 – значимая ценность.

В результате диагностировались  следующие жизненные ценности:

1) здоровье;

2) материальная обеспеченность;

3) творчество;

4) семья;

5) карьера;

6) служение;

7) слава;

8) отдых.

Таким образом, для исследования психологических особенностей многодетных семей были выбраны методики «Ценностные ориентации», «Семейные ценности» и «Иерархия жизненных ценностей» позволяющие диагностировать наиболее значимые и преобладающие жизненные ценности.

2.2 Результаты исследования

 

Проведенное исследование по выбранным тестам и анкете позволило диагностировать наиболее значимые и преобладающие жизненные ценности у членов многодетных и малодетных семей.

Тестирование по методике «Ценностные ориентации» позволило получить результаты представленные в приложении 4. Было установлено наличие следующих жизненных ценностей в многодетных семьях:

саморазвитие личности – 1 человек (4%);

уважение и помощь людям, отзывчивость - 2 человека (8%);

физическая привлекательность, внешность – 1 человек (4%);

теплые, заботливые отношения в семье, благополучие – 15 человек (60%);

высокое социальное положение  – 3 человека (12%);

творчество - 1 человек (4%);

беззаботная  жизнь – 2 человека (8%).

В малодетных семьях:

саморазвитие личности – 1 человек (4%);

теплые, заботливые отношения в семье, благополучие – 2 человека (8%);

высокое социальное положение  – 13 человек (52%);

творчество - 1 человек (4%);

беззаботная жизнь – 8 человек (32%).

Результаты тестирования представлены на рисунке 1.

в многодетных семьях

в малодетных семьях


Рис. 1. Жизненные ценности родителей многодетных и малодетных семей

 

На рисунке можно  видеть, что ценности родителей многодетных  и малодетных семей не одинаковые.

Анкетирование по методике «Семейные ценности» показало результаты, указанные в приложении 5. Оказалось, что в многодетных семьях для родителей наиболее значимыми являются следующие ценности:

сексуальные отношения – 2 человека (8%);

общение – 1 человек (4%);

супруг (супруга) как спутник  по отдыху – 3 человека (12%);

финансовая поддержка – 2 человека (8%);

искренность и открытость – 1 человек (4%);

посвященность семье – 15 человек (60%);

одобрение – 1 человек (4%).

В малодетных семьях:

сексуальные отношения – 5 человек (20%);

финансовая поддержка – 10 человек (40%);

посвященность семье – 3 человека (12%);

работа по дому – 6 человек (24%);

одобрение – 1 человек (4%).

На рисунке 2 показаны результаты тестирования.

в многодетных семьях

в малодетных семьях


Рис. 2. Наиболее значимые семейные ценности

 

На рисунке видно, что  для родителей из многодетных  и млодетных семей наиболее значимыми  являются различные семейные ценности. Для большинства многодетных родителей жизненной ценностью является семья, для большинства малодетных родителей – финансовая поддержка.

Диагностика по методике «Иерархия жизненных ценностей» показала результаты, которые отражены в приложении 6. Нами было установлено, что в многодетных семьях у родителей преобладают следующие жизненные ценности:

здоровье - 7 человек (28%);

семья - 14 человек (56%);

служение - 3 человека (12%);

отдых – 1 человек (4%).

У родителей из малодетных семей преобладают жизненные ценности:

здоровье – 5 человек (20%);

материальная обеспеченность – 11 человек (44%);

семья – 3 человека (12%);

карьера – 6 человек (24%).

 

 

в многодетных семьях

в малодетных семьях


Рис. 3. Преобладающие  жизненные ценности

 

Рисунок показывает, что у родителей многодетных семей и малодетных семей преобладают не одинаковые жизненные ценности.

Результаты проведенных  тестирования и анкетирования показаны в табл. 1.

Таблица 1

Сводная таблица  значимых жизненных ценностей многодетных и малодетных родителей

Методики 

Многодетные родители

Малодетные родители

1. «Ценностные ориентации»

саморазвитие – 1 (4%)

уважение и помощь - 2 (8%)

привлекательность – 1 (4%)

благополучие семьи – 15 (60%)

социальное положение – 3 (12%)

творчество - 1 (4%)

беззаботная жизнь – 2 (8%)

саморазвитие – 1 (4%)

благополучие семьи – 2 (8%)

социальное полож. – 13 (52%)

творчество - 1 (4%)

беззаботная жизнь – 8 (32%)

2. «Семейные ценности»

сексуальные отношения – 2 (8%)

общение – 1 (4%)

спутник по отдыху – 3 (12%)

финансовая поддержка – 2 (8%)

искренность, открытость – 1 (4%)

посвященность семье – 15 (60%)

одобрение – 1 (4%)

сексуальные отношения – 5 (20%)

финан. поддержка – 10 (40%)

посвященость семье – 3 (12%)

работа по дому – 6 (24%)

одобрение – 1 (4%)

3. «Иерархия жизненных ценностей»

здоровье - 7 (28%)

семья - 14 (56%)

служение - 3 (12%)

отдых – 1 (4%)

здоровье – 5 (20%)

обеспеченность – 11 (44%)

семья – 3 (12%)

карьера – 6 (24%)


 

Таким образом, результаты тестирования и анкетирования показали, что у число родителей многодетных и малодетных семей, выбравших семью как наиболее значимую жизненную ценность не одинаково.

Анализ результатов  диагностики показал следующее. Для многодетных родителей наиболее высоким уровнем значимости обладают такие жизненные ценности как  благополучие семьи – у 15 человек (60%) и социальное положение – у 3 человек (12%). Для малодетных родителей такими ценностями являются социальное положение – у 13 человек (52%) и беззаботная жизнь – у 8 человек (32%).

В многодетных семьях для родителей наиболее значимыми являются посвященность семье – у 15 человек (60%) и супруг (супруга) как спутник по отдыху – у 3 человек (12%). В малодетных семьях значимыми являются финснсовая поддержка – у 10 человек (40%) и робота по дому – у 6 человек (24%).

Преобладающими жизненными ценностями для многодетных родителей являются семья – у 14 человек (56%) и здоровье – у 7 человек (28%). У малодетных родителей преобладают такие жизненные ценности как обеспеченность – у 11 человек (44 %) и карьера – у 6 человек (24%).

Обобщая результаты анализа преобладающих жизненных ценностей у родителей многодетных и малодетных семей можно сказать, что отношение к семье как ценности у них не одинаковое. На основании этих данных с помощью φ* критерий Фишера было проведено сравнение доли родителей, имеющих семью, как жизненную ценность в многодетных и малодетных семьях.

Сформулирована гипотеза:

H1: доля лиц, у которых  диагностирована семья как жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.

Ниже представлен расчет углового преобразования (табл. 2)

Таблица 2

Расчет углового преобразования для результатов тестирования жизненных ценностей

 

 

Группы

«Есть эффект»: задача решена

«Нет эффекта»: задача не решена

 

 

Суммы

кол-во испытуемых

кол-во испытуемых

многодетные

15 (60%)

10 (40%)

50 (100%)

малодетные

2 (8%)

23 (92%)

50 (100%)


Зона незначимости     φ* 0,05     ?         φ*  0,01 Зона значимости

 


                            1.64                        2.31      φ*эмп. = 4,2

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости, следовательно, H1 принимается: доля лиц, у которых диагностирована семья как жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.

Сформулирована гипотеза:

H1: доля лиц, у которых  диагностирована посвященность семье как наиболее значимая жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.

Ниже представлен расчет углового преобразования (табл. 3)

Таблица 3

Расчет углового преобразования для результатов тестирования наиболее значимых жизненных ценностей

 

 

Группы

«Есть эффект»: задача решена

«Нет эффекта»: задача не решена

 

 

Суммы

кол-во испытуемых

кол-во испытуемых

многодетные

15 (60%)

10 (40%)

50 (100%)

малодетные

3 (12%)

22 (88%)

50 (100%)

Информация о работе Психологические особенности многодетных семей