Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:05, реферат
Основной вопрос, который решается в ходе исследования, - каким образом происходит развитие смысловых структур (культурное развитие) у детей 8 - 10 лет, участников школьного компьютерного клуба «Пятое измерение».
Экспериментальной площадкой не случайно выбрана среда школьного компьютерного клуба «Пятое измерение», так как нам видится ряд задач, которые мы разрешаем:
организовать инновационный процесс совместного взаимодействия педагога-психолога, учителя информатики, студентов (и/или старшеклассников) и учащихся 2-3 классов на основе личностно ориентированного подхода для создания условий культурного развития личности;
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Основной вопрос, который решается в ходе исследования, - каким образом происходит развитие смысловых структур (культурное развитие) у детей 8 - 10 лет, участников школьного компьютерного клуба «Пятое измерение».
Экспериментальной площадкой не случайно выбрана среда школьного компьютерного клуба «Пятое измерение», так как нам видится ряд задач, которые мы разрешаем:
организовать инновационный процесс совместного взаимодействия педагога-психолога, учителя информатики, студентов (и/или старшеклассников) и учащихся 2-3 классов на основе личностно ориентированного подхода для создания условий культурного развития личности;
создать условия для развития творческих возможностей всех участников взаимодействия;
исследовать механизмы развития поисковой активности у младших школьников, так как в клуб будут приглашены дети, имеющие серьезные проблемы в учебной деятельности.
Изучение методов и форм диалога, способствующего культурному развитию ребенка:
· организация исследовательской деятельности для старшеклассников;
· описание новой технологии взаимодействия учителя информатики, педагога - психолога, старшеклассника и ученика младших классов для решения коррекционных и развивающих проблем детей этого возраста, и в том числе обучение элементарным навыкам работы с компьютером;
помощь детям в освоении стратегий общения, в том числе и в компьютерном мире. Ведь им приходиться общаться и с детьми других стран, и даже с компьютерным волшебником;
исследование социальной ситуации развития младшего школьного возраста;
изучение специфики развития смыслового действия у детей младшего школьного возраста.
Научной новизной исследования являются:
Выделение смыслового действия как единицы анализа смысловой системы сознания человека.
Описание характеристик социальной ситуации развития детей младшего школьного возраста.
Исследование зоны ближнего развития смыслового действия для детей 8 - 10 лет.
Описание технологии взаимодействия всех участников компьютерного клуба.
Описание технологических приемов образования, позволяющих культурно развиваться ребенку младшего школьного возраста.
6. Социальная значимость.
Новые технологические подходы дают возможность на практике:
- помогать культурному
развитию ребенка, развитию личности,
способной ответственно
- обучить педагогов
пониманию принципов
Очертим круг проблем, которые разрешались в ходе экспериментального исследования. Из всех интересующих нас проблем наиболее важной является проблема смыслового действия. Само персональное действие нами рассматривается как форма перехода внешней интерпсихической реальности во внутреннюю интрапсихическую сущность. Этот переход от интерпсихической реальности к интрапсихической нами назван как смысловое действие.
Смысловое действие нами понимается как процесс реконструкции смысловой системы, который завершается некоторой исполненностью смысла, то есть появлением ценностей у человека.
В связи с нашими рассуждениями будем рассматривать социальную ситуацию как необходимый источник, позволяющий развиваться смысловым структурам ребенка. В представлениях М.М.Бахтина смыслы лежат в плоскости говорящего сознания, в плоскости диалогов. На наш взгляд, для развития смыслов необходимы:
Организация опосредованной деятельности.
Наличие культурных смыслов.
Создание ситуаций различных детских диалогов.
4. Групповая работа со сверстниками.
Поведение детей 8 - 10 лет в различных жизненных ситуациях оценивается взрослыми как слабо кризисный возраст. Но в то же время, на наш взгляд, является важным выяснить причины и условия, позволяющие индивидуальности ребенка этого возраста развиваться именно в спокойный период его детства.
На наш взгляд, применение культурной среды детского клуба «Пятое измерение» позволит использовать эту модель как инструмент для приобретения культурных смыслов. В этой модели взаимодействия людей имеются все составляющие для развития смысловых структур ребенка.
Существуют различные подходы к трактовке процесса развития в психологических теориях, но нас в большей степени интересуют позиции данной представленности в культурно-исторической психологии и в довольно близком по взглядам социокультурном подходе. Л.С.Выготский при объяснении сущности культурного развития ребенка говорит, что понять развитие - значит понять возникновение высшей психической функции. Однако она имеет две формы существования: во внешнем плане - как интерпсихическая деятельность (социальные отношения), а во внутреннем плане - как интрапсихическая. Вот как он об этом пишет: «...всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Как видим, Л.С. Выготский относит сами высшие психические функции, представленные во внешнем плане, к социальным отношениям. Следовательно, источником развития человека являются сами социальные отношения.
Другим центральным моментом теории является проблема развития сознания. Что же за внутренние изменения мы должны наблюдать?
Л.С. Выготский отмечает, что это те изменения в психике, «...которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». Им же отмечается, что «сознание изначально есть нечто целое - это мы постулируем. Сознание определяет судьбу системы, как организм - функции». Само сознание имеет системный характер, эту системность задает «образующая сознания», или смысл. Сами же смысловые структуры личности характеризуются как динамические образования, представляющие само сознание.
И последнее, что, на наш взгляд, является немаловажным и выделено в трудах Л.С. Выготского - необходимо учитывать изменения целостной личности ребенка. Он пишет: «Личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части».
Становится очевидным, что нам нужно определиться с представлением о динамике смысловой системы.
На наш взгляд, исследование развития сознания через изучение динамики смысловых структур ребенка позволит говорить о целостном представлении развития личности в данных возрастных рамках.
Каким же образом Л.С.Выготский описывает механизм рождения смысловых структур?
Он пишет: «Смысл слова никогда не является полным, в конечном счете, он упирается в понимание мира и во внутреннее строение личности в целом». Как мы видим, здесь показана динамичность процесса и в то же время его специфика, зависящая от личности. Само описание процесса высвечивает такую логику: при взаимодействии людей посредством символов или знаков языка (являющихся носителями социальных смыслов) происходит процесс перехода от культурного значения сущности к личностному смыслу человека.
В то же время не следует забывать, что социальные отношения и есть высшие психические функции. Значит, чтобы понять развитие человека, необходимо понять возникновение высших психических функций.
Описание интерпсихических форм
Становится очевидным, что смысловые структуры личности (личностные смыслы) - это есть не что иное, как высшие психические функции индивида, и, следовательно, их развитие осуществляется на основе генетического закона культурного развития, выведенного Л.С. Выготским. Отсюда возникает следующий вопрос: в каких интерпсихических формах действительности представлены смыслы?
В представлениях М.М.Бахтина смыслы лежат в плоскости говорящего сознания, в плоскости диалога. Им выводятся четыре характерных компонента говорящего сознания: высказывание, голос, контекст (иначе язык) и понимание. Он отмечает, что говорящее сознание, или «природный диалогизм речи», следует искать там, где конкретные высказывания одного говорящего вступают в контакт, или «взаимоосветляют» высказывания другого.
Ю.М.Лотман о смысловой представленности в мире отмечает следующее: «Мир вообще полон обломками систем, например, разными языками, которые, однако, попадая в наше сознание, легко конструируются до условной полноты».
Майкл Коул отмечает, что интерпсихические формы действительности, представляющие культуру (в нашем понимании - культурные смыслы), характеризуются системой артефактов. Он пишет: «...они могут быть поняты как совокупность уровней, которая включает культурные модели и специально сконструированные «альтернативные миры».
На наш взгляд, наиболее полным является описание интерпсихических форм в трактовке Л.С. Выготского, так как она позволяет высветить переход из социального в индивидуальный план. Он пишет: «Структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми. Эти структуры суть не что иное, как перенесенное в личность внутреннее отношение социального порядка, составляющее основу социальной структуры человеческой личности». Или, говоря иначе, «первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания существуют объективно вне каждого отдельного человека, существуют в человеческом обществе в виде произведений искусств или в других каких-либо материальных творениях людей, т.е. эти формы существуют раньше, чем индивидуальные или субъективные аффективно - смысловые образования».
И чем бы ни были представлены эти слепки высших психических функций: знаками, образами, символами, звуками в материальной либо в духовной культуре - все это культурные смыслы, которые существуют как внешняя интерпсихическая реальность.
Нас же в большей степени интересует проблема того внутреннего личностного действия, переходного момента от интерпсихической представленности к интрапсихической, который позволяет родиться личностному смыслу. И здесь на поверхность всплывает проблема некоторого личностного деяния, некой активности человека.
Характеристики внутренней сущности личностного действия человека и одновременно социальной представленности, позволяющей этому произойти, описаны М.М.Бахтиным. Им показываются причинные основания «событийности поступка» и отмечается: «Для выражения поступка «изнутри» и единственного бытия - события, в котором совершается поступок, нужна вся полнота слова: и его содержательно-смысловая сторона (слово - понятие), и наглядно - выразительное (слово - образ), и эмоционально-волевая (интонация слова) в их единстве» [1, с. 105].
М.К. Мамардашвили выделяет две очень важные сущности: человеческая форма существует только в постоянном состоянии «заново рождения», то есть возникновения личностных смыслов; и вторая - это тот механизм, та «некоторая природная сила», которая дает возможность осуществить это человеческое действие, здесь и сейчас, для возникновения новой человеческой сущности, нового личностного смысла.
Он указывает, что «личностное действие - это то, для чего не надо указывать никаких причин, что не выводимо из того, как принято в данном обществе, не выводимо и свершилось не потому, что в данной культуре такой навык и так уговорились считать, поступать и делать».
Действительно, приобретение личностного смысла происходит лишь в личностном деянии, в той самой личностной заинтересованности, с одной стороны, и одновременно, с другой - происходит реорганизация существующих, либо «здесь и сейчас» приобретенных значений культуры.
При описании рождения научного понятия у ребенка Л.С. Выготским подчеркивается необходимость, с одной стороны, внутренней активности человека, а с другой стороны, это состояние некоего прорыва, некоего взрыва, благодаря чему происходит новое конструирование человеческой формы. Описывая процесс возникновения научных понятий у ребенка, он отмечает: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются (выделение наше. - Е.Х.) с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».
Такое личностное действие Л.С.Выготским характеризуется как «...то новое отношение действующего к внешнему миру, которое обнаруживается в свободном действии, руководимом и направляемом словом». И далее. «Кто оставляет это без внимания, тот неизбежно понимает в ложном свете психологическую природу и речи, и действия, ибо источник их применения заложен в их функциональном сплетении».
Хотя об этом функциональном сплетении речи и действия и говорится, но нет даже поставленного вопроса: что такое смысловое действие?
Смысловое действие
Мы бы сказали, что существует некоторое действие личности, которое в проблемной соотнесенности между собственной способностью человека применять и расшифровывать понятия, переживая их, и некоторой потребностью, мотивированностью на познание сущности бытия приобретает смысл.
Как мы видим, М.М. Бахтину удалось выделить композиционные составляющие для событийности личностного действия. Но в то же время изучение «смыслового поля сознания» и «переплетенности речи и действия» отсутствует в этих исследованиях.
Смысловое действие нами понимается как процесс реорганизации смысловой системы, который завершается некоторой исполнительностью смысла, то есть появлением ценности у человека.
Нами определяется понятие «смысловое действие» как понятие, которое, с одной стороны, имеет процессуальную природу, дает возможность увидеть реорганизацию смыслов, ориентированных диалогом, являясь «резервуаром «выхождения» за порядки, конкретные порядки человеческого бытия в каждый данный момент» [7, с. 5], и, с другой стороны, описывает феноменологические характеристики этой данности.
Информация о работе Психологические особенности организации развивающей среды