Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:05, реферат
Основной вопрос, который решается в ходе исследования, - каким образом происходит развитие смысловых структур (культурное развитие) у детей 8 - 10 лет, участников школьного компьютерного клуба «Пятое измерение».
Экспериментальной площадкой не случайно выбрана среда школьного компьютерного клуба «Пятое измерение», так как нам видится ряд задач, которые мы разрешаем:
организовать инновационный процесс совместного взаимодействия педагога-психолога, учителя информатики, студентов (и/или старшеклассников) и учащихся 2-3 классов на основе личностно ориентированного подхода для создания условий культурного развития личности;
Суммируя вышесказанное, заключаем:
1. Под понятием
«смысл» понимается основной
и конструктивный компонент
2. Культурное развитие
ребенка - это развитие его смысловой
системы посредством
Каковы особенности организации встречи в клубе?
В наш клуб были приглашены дети, имеющие серьезные проблемы в учебной деятельности. Они имели полное или частичное отсутствие хоть какого-то интереса к обучению, а также отсутствовало полное желание задавать вопросы взрослому.
Каждая встреча в нашем клубе делится на две составляющие: групповая игра и движение по комнатам лабиринта. Именно первая составляющая взаимодействия была использована потому, что в клуб стали ходить дети из разных классов и школ. Они слабо или совсем не знали друг друга, и первая половина встречи посвящена лучшему сплочению всех участников клуба и развитию коммуникативных способностей.
Каковы первичные результаты?
Наблюдения и дискурс-анализ показали развитие активности детей в желании понять проблему, участвовать в этой деятельности и организовывать поиск решения задачи посредством задавания вопросов как взрослым, так и сверстникам.
Анализ диалогов позволил выявить особенности их выстраивания между взрослым и ребенком для создания развивающих мотивов поиска решения проблемы. Были выделены принципы движения от уровня актуального развития ребенка в зону ближайшего развития посредством выстраивания определенного диалога. Данный диалог включает четыре стадии: поддержка, прояснение, усиление, понимание.
В чем особенности выстраивания дискуссии с ребенком в ситуации актуальности проблемы?
Ребенок, имеющий большое желание освоить непонятное действие как предметного толка, так и интеллектуального вида находится в ситуации актуальности проблемы. Он уже имеет достаточное количество потребностей (желаний) для данных действий, но ему совсем не ясен путь их разрешения.
Здесь и возникает необходимость обратиться ко взрослому за помощью.
Для чего же нужен взрослый ребенку? Он необходим ему как определенный носитель культурных средств постижения проблемы, носитель культурных смыслов.
Важно, чтобы это средство было дано ребенку только по его требованию, при его готовности это средство приобрести. Часто педагог, стараясь помочь ребенку, подсказывает то, что ему совсем еще и не нужно, у него еще нет внутреннего стремления двигаться дальше в своем постижении истины.
Я подчеркиваю ту мысль, что у ребенка уже должна быть потребность это средство иметь.
Вот тогда взрослый помогает совершить некоторый акт альтернативного пути решения проблемы, давая новое средство, предлагая им поэкспериментировать.
Мною были замечены такие четыре этапа движения в разрешении проблемы у детей 9 - 10 лет.
На этапе поддержки - ребенок имеет заинтересованность, но не спрашивает, как и что ему делать, поэтому взрослый на этот момент оказывает эмпатийное принятие и поддержку: «Все у тебя получится. Ты способный, смелый и умелый и т.д.»
Второй этап - проясняющий: желание у ребенка не пропало, и он пробует задать общий вопрос: «А как играть в игру?». Взрослый, оказывая поддержку, отвечает по содержанию вопроса: «Играть на компьютере... Посмотри, какие кнопки нажимать».
Этап уточнения заключается в том, что ребенок начинает понимать, что по такой инструкции у него ничего не получается, то есть взрослый спрашивает ребенка: «Что у тебя не получается?» (вопрос задается для конкретизации ребенком своей насущной проблемы). Взрослый предлагает написать письмо (волшебнику компьютерного царства). Это еще одна ступенечка для прояснения ребенком своего непонимания и конкретизации проблемы - выделение ее в словесную (смысловую) оболочку.
Четвертый этап - понимание: желание играть не пропадает, и ребенок пишет письмо либо сам формулирует, какое конкретное действие ему непонятно. Часто наблюдается, что написание письма снимает тревожность ребенка, и он начинает осваивать игру самостоятельно.
смысловой интерпсихический выготский
Заключение
Итак, взрослые участники клуба нашли свои пути движения в совершенствовании, и это стало их движущим мотивом участия в деятельности клуба. Так, учитель информатики выделила для себя возможность через игру развивать у детей способности владения средствами компьютера. Ведь в клуб пришли дети, не имеющие никаких навыков работы с компьютером, а такая форма организации взаимодействия позволяет развивать стойкий интерес к совершенствованию своих средств и методов работы на компьютере.
Старшеклассники заинтересовались вопросом развития коммуникативных качеств у человека и сейчас занимаются разворачиванием такой исследовательской деятельности.
Список литературы
1. Бахтин, М.М. Искусство и ответственность / М.М. Бахтин. - М., 2006.
2. Бахтин, М.М. Проблемы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. -М., 2009.
3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М., 2008.
4. Волошинов, В.Н. Философия и социология гуманитарных наук / В.Н. Волошинов. - СПб., 2009.
5. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М., 2008.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. - М., 2008.
Информация о работе Психологические особенности организации развивающей среды