Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:24, контрольная работа
Л.С. Выготский сформулировал общие закономерности психического развития. Лев Семенович утверждал, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам.
Общие закономерности психического развития
ИНТЕГРАЦИЯ – при жизни человека разрозненные в начале психические процессы объединяются в устойчивые и в тоже время гибкие функциональные системы (О.Н. Усанова " Дети с проблемами психического развития").
В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к задержкам и искажениям психического развития. Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К «искажениям психического развития» относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития.
Задержки психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики). В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции.
В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной (отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).
Дизонтогенез психического
развития может возникать под
влиянием (многих внутренних и внешних
факторов (генетических, биологических,
психогенных и микросоциальных)
Фактор темперамента начинает действовать и определяется с 1-го месяца жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность, ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его объем).
Каждая из этих характеристик определяет различное поведение и реакции ребенка в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных детей, которые предрасположены к психическому дизонтогенезу [Thomas A., Chess S., 1982].
К органическим факторам возникновения
дизонтогенеза традиционно
Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс эмоциональной привязанности и депривации по существу являются психосоциальными и тесно между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину, которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение индивида в течение всей жизни.
Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.
Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М.Ш. Вроно (1983), клиническая картина психического дизонтогенеза зависит в первую очередь от возраста ребенка и соответственно от этапа онтогенеза, т. е. автор подчеркивает хроногенный аспект дизонтогенеза.
В.В. Ковалев выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или искаженное психическое развитие; 2) органический дизонтогенез — как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации; 4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание).
Признавая многообразие типов
психического дизонтогенеза В.В. Ковалев
тем не менее объединяет их в 2 основных
варианта — дизонтогенез с негативной
симптоматикой и дизонтогенез с
продуктивными синдромами. К первым
он относит синдромы психического недоразвития
— тотального (олигофрения) и парциальной
ретардации (задержки психического развития),
акселерацию, различные формы инфантилизма,
невропатии. Ко второму варианту отнесены
случаи, когда на фоне клинических
проявлений негативных дизонтогенетических
нарушений развиваются
Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся задержки психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического развития (акселерация, инфантилизм и др.).
В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза — диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным психическим заболеваниям.
В психиатрии наиболее изучен
шизотипический диатез как клиническое
выражение генетического
Таким образом, психический дизонтогенез — это группа наблюдаемых в детском возрасте психических нарушений, относимых к так называемым эволютивным патологическим состояниям.
Психические нарушения при
дизонтогенезе отличаются от таких
аномалий развития, как постпроцессуальный
(постшизофренический) дефект, деменция
вследствие органического церебрального
заболевания. В этих случаях психический
дизонтогенез представляет собой один
из синдромов основного
Клинические формы патологии психического развития могут быть систематизированы следующим образом:
Умственная отсталость
Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
Искажения и другие нарушения психического развития
Аутистические расстройства
Акселерация
Инфантилизм
Соматопатии
Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии
Общей особенностью психических расстройств у детей, особенно в младенческом возрасте, является сочетание проявлений прогрессивной динамики развития психических функций и их дизонтогенеза, обусловленного нарушением формирования морфофункциональных систем мозга. Такого рода расстройства могут быть следствием врожденных особенностей нервной системы, церебрального дистресса и микросоциальных влияний.
Умственная отсталость —
состояние, обусловленное врожденным
или раноприобретенным
Термин «умственная отсталость»
В настоящее время, кроме
термина «умственная
В МКБ-10 умственная отсталость
определяется как «состояние задержанного
или неполного развития психики,
которое в первую очередь характеризуется
нарушением способностей, проявляющихся
в период созревания и обеспечивающих
общий уровень
Независимо от особенностей
того или иного определения
Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
Задержки психического развития — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т.е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой.Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания.
Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга.
В одних случаях такая
задержка может полностью
В некоторых случаях остаются
проявления синдрома минимальной мозговой
дисфункции и такие расстройства,
как гиперкинетический синдром (синдром
дефицита внимания), специфические
расстройства школьных навыков. Задержка
психического развития в детстве
может стать и основой
Искажения и другие нарушения психического развития.
Аутистические расстройства
Детский аутизм — нарушение
психического развития, характеризующееся
аутистической формой контактов
с окружающими, расстройствами речи
и моторики, стереотипностью деятельности
и поведения, приводящими к нарушениям
социального взаимодействия.В
Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант детского аутизма)
Синдром Аспергера (аутистическая психопатия)
Синдром Ретта
Аутизм, развивающийся после приступа шизофрении (детский «процессуальный» аутизм)
Аутистическиподобные нарушения
(Большинство
При органических заболеваниях мозга
При хромосомных аномалиях
При обменных нарушениях
При других формах патологии
Парааутистические расстройства (депривационный аутизм).
Акселерация
Акселерация — ускорение
(в среднем на 1—2 года) физического,
интеллектуального и
Феномен акселерации особенно
в старших детских возрастах
многократно освещался в
Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического развития.
Акселерация может быть гармоничной.
Так называют те случаи, когда отмечается
соответствие уровня развития не только
психической и соматической сфер,
но и отдельных психических
Информация о работе Психологические принципы воспитания аномальных детей в работах Л.С.Выготского