Психологические принципы воспитания аномальных детей в работах Л.С.Выготского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

Л.С. Выготский сформулировал общие закономерности психического развития. Лев Семенович утверждал, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам.
Общие закономерности психического развития
ИНТЕГРАЦИЯ – при жизни человека разрозненные в начале психические процессы объединяются в устойчивые и в тоже время гибкие функциональные системы (О.Н. Усанова " Дети с проблемами психического развития").

Вложенные файлы: 1 файл

литвинова контрольная готовая.docx

— 70.94 Кб (Скачать файл)

В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к  задержкам и искажениям психического развития. Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития»  включает патологические состояния, характеризующиеся  недостаточностью интеллекта и психики  в целом. К «искажениям психического развития» относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью  развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться  ускорением, а другие — задержкой  развития.

Задержки психического развития следует отличать от приобретенных  состояний дефекта личности и  интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого  повреждения психики). В последнем  случае принято говорить о слабоумии, или деменции.

В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния  умственной (отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).

Дизонтогенез психического развития может возникать под  влиянием (многих внутренних и внешних  факторов (генетических, биологических, психогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и  взаимодействии. В числе основных может быть названа резидуальная органическая церебральная недостаточность, которая в зарубежной литературе определяется емким понятием «минимальной мозговой дисфункции» (minimal brain dysfunction — MBD). При конкретизации этих факторов в отношении раннего детского возраста обращают внимание на особенности темперамента, соматическая и органическая церебральная патология, комплекс эмоциональных привязанностей, депривация (в том числе частичное сиротство — смерть «одного из родителей, развод).

Фактор темперамента начинает действовать и определяется с 1-го месяца жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность, ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его  объем).

Каждая из этих характеристик  определяет различное поведение  и реакции ребенка в любой  жизненной ситуации. По типу реакций  младенца при исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных детей, которые предрасположены  к психическому дизонтогенезу [Thomas A., Chess S., 1982].

К органическим факторам возникновения  дизонтогенеза традиционно относят  церебральную патологию, структурные, т.е. органические поражения мозга  и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних допускают  наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае говорят об уже упоминавшейся минимальной  мозговой дисфункции.

Последние два фактора  дизонтогенеза — комплекс эмоциональной  привязанности и депривации по существу являются психосоциальными и тесно  между собой связаны. Возникающая  с первых часов и дней жизни  новорожденного связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину, которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение индивида в течение всей жизни.

Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и  эмоциональной. Но в любом из вариантов  она оказывает большое влияние  на психическое развитие ребенка, приводя  к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.

Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М.Ш. Вроно (1983), клиническая картина  психического дизонтогенеза зависит  в первую очередь от возраста ребенка  и соответственно от этапа онтогенеза, т. е. автор подчеркивает хроногенный  аспект дизонтогенеза.

В.В. Ковалев выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или  искаженное психическое развитие; 2) органический дизонтогенез — как  результат повреждения мозга  на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез вследствие поражения отдельных  анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной  депривации; 4) дизонтогенез как результат  дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая  неправильное воспитание).

Признавая многообразие типов  психического дизонтогенеза В.В. Ковалев  тем не менее объединяет их в 2 основных варианта — дизонтогенез с негативной симптоматикой и дизонтогенез с  продуктивными синдромами. К первым он относит синдромы психического недоразвития — тотального (олигофрения) и парциальной  ретардации (задержки психического развития), акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии. Ко второму варианту отнесены случаи, когда на фоне клинических  проявлений негативных дизонтогенетических  нарушений развиваются продуктивные феномены: страхи, патологические привычные  действия, энурез, энкропрез, повышенная неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход психического функционирования на более ранние этапы  развития, а также аффективные  расстройства, нарушения влечений, гиперактивность, патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.

Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся  задержки психического развития (тотальные  и парциальные) и искажения психического развития (акселерация, инфантилизм  и др.).

В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза  — диатез, представляющий собой  выражение предрасположения к тем  или иным психическим заболеваниям.

В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое  выражение генетического предрасположения к шизофрении. Теоретически обосновывается выделение неспецифического психического диатеза как предпосылки к  другим психическим расстройствам.

Таким образом, психический  дизонтогенез — это группа наблюдаемых  в детском возрасте психических  нарушений, относимых к так называемым эволютивным патологическим состояниям.

Психические нарушения при  дизонтогенезе отличаются от таких  аномалий развития, как постпроцессуальный (постшизофренический) дефект, деменция вследствие органического церебрального  заболевания. В этих случаях психический  дизонтогенез представляет собой один из синдромов основного заболевания. Синдром незрелости нервно-психических  функций в виде задержки психомоторного развития является одним из основных психоневрологических, недифференцируемых образований в структуре заболеваний  не только нервной системы, но и хронической, соматической патологии, в том числе  наследственно обусловленной. Нарушения  психического развития, возникающие  в раннем возрасте, могут лежать в основе психических расстройств, развивающихся в более старшем  возрасте.

Клинические формы патологии  психического развития могут быть систематизированы  следующим образом:

Умственная отсталость

Задержки психического развития (пограничные и парциальные)

Искажения и другие нарушения  психического развития

Аутистические расстройства

Акселерация

Инфантилизм

Соматопатии

Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп  высокого риска по психической патологии

Общей особенностью психических  расстройств у детей, особенно в  младенческом возрасте, является сочетание  проявлений прогрессивной динамики развития психических функций и  их дизонтогенеза, обусловленного нарушением формирования морфофункциональных  систем мозга. Такого рода расстройства могут быть следствием врожденных особенностей нервной системы, церебрального  дистресса и микросоциальных  влияний.

Умственная отсталость —  состояние, обусловленное врожденным или раноприобретенным недоразвитием  психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

Термин «умственная отсталость»  стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации  психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив  термин «олигофрения», который длительное время был распространен в  нашей стране и некоторых других странах мира.

В настоящее время, кроме  термина «умственная отсталость» (mental retardation), используются также и  другие обозначения рассматриваемых  состояний: «психическая недостаточность» (mental deficiency), «психическое недоразвитие» (субнормальность) (mental subnormality), «психический дефект» (mental defect), «психическая несостоятельность» (mental disability). Нетрудно заметить, что  перечисленные понятия выделяют ту или иную особенность умственной отсталости — от указания на недоразвитие мозга до неспособности к обучению (последний термин). Понятие «умственная  отсталость» следует признать не только более широким, но и более  точным, так как оно практически  относится ко всей категории пациентов  с ранней интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился диагноз олигофрении. Но до сих пор  в клинической психиатрии термины  «умственная отсталость» и «олигофрения»  используются как синонимы, хотя они  не являются в полном смысле таковыми.

В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется  нарушением способностей, проявляющихся  в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и  социальных особенностей».

Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении  с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение  интеллектуальной недостаточности  и нарушение адаптационного поведения.

Задержки психического развития (пограничные и парциальные)

Задержки психического развития — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т.е. промежуточные  формы интеллектуальной недостаточности  между дебильностью и нормой.Задержки психического развития, связанные с  незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания.

Психические нарушения при  задержках психического развития проявляются  в виде отставания развития различных  сфер психической деятельности —  моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих  структур головного мозга.

В одних случаях такая  задержка может полностью ликвидироваться  через ускоренную фазу созревания —  скачок в развитии или через запоздалое развитие, в других может сохраняться  некоторое недоразвитие той или  иной функции или происходит компенсация  другими, иногда акселерированными  функциями.

В некоторых случаях остаются проявления синдрома минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром (синдром  дефицита внимания), специфические  расстройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве  может стать и основой патохарактерологических  нарушений развития личности.

Искажения и другие нарушения психического развития.

Аутистические расстройства

Детский аутизм — нарушение  психического развития, характеризующееся  аутистической формой контактов  с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.В настоящее  время существует следующая классификация  аутистических расстройств:

Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант  детского аутизма)

Синдром Аспергера (аутистическая  психопатия)

Синдром Ретта

Аутизм, развивающийся после  приступа шизофрении (детский «процессуальный» аутизм)

Аутистическиподобные нарушения (Большинство аутистическиподобных нарушений входят в структуру  умственной отсталости)

При органических заболеваниях мозга

При хромосомных аномалиях

При обменных нарушениях

При других формах патологии

Парааутистические расстройства (депривационный аутизм).

Акселерация

Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации  характерны дизритмичность и неравномерность  психофизического развития.

Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах  многократно освещался в литературе. Тем не менее, его причины остаются малоизученными. Среди них упоминаются  урбанизация, смешанные межнациональные  браки, улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена и распространенность акселерации как психопатологического феномена.

Психическая акселерация, как  правило, сопровождается ускорением физического  развития.

Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается  исключительно редко. Чаще наряду с  ускорением психического и физического  развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и  эндокринные нарушения (в более  старшем). В самой психической  сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а  иногда соматическая акселерация опережает  психическую.

Информация о работе Психологические принципы воспитания аномальных детей в работах Л.С.Выготского