Психологические принципы воспитания аномальных детей в работах Л.С.Выготского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

Л.С. Выготский сформулировал общие закономерности психического развития. Лев Семенович утверждал, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам.
Общие закономерности психического развития
ИНТЕГРАЦИЯ – при жизни человека разрозненные в начале психические процессы объединяются в устойчивые и в тоже время гибкие функциональные системы (О.Н. Усанова " Дети с проблемами психического развития").

Вложенные файлы: 1 файл

литвинова контрольная готовая.docx

— 70.94 Кб (Скачать файл)

Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

  1. ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
  2. дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
  3. искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.

В основе ЗПР лежит  взаимодействие биологических и  социальных причин.

При систематике  ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:

  1. Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем.  Инфантилизм может быть  гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);
  2. Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная  функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).1

Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской  опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:

  • ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста,  у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.
  • ЗПР  соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания).  К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
  • ЗПР психогенного происхождения (причина –неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)
  • ЗПР церебрально-астенического генеза. (причина -  мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.2

В клинико-психологической  структуре каждого из перечисленных  вариантов ЗПР имеется специфическое  сочетание незрелости эмоциональной  и интеллектуальной сферы.

 

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ, внимания, восприятия при задержке психического развития

Память:    

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР  при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в  структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.

     Наблюдения  педагогов и родителей за детьми  с ЗПР, а также специальные  психологические исследования указывают  на недостатки в развитии их  непроизвольной памяти. Многое из  того, что нормально развивающиеся  дети запоминают легко, как  бы само собой, вызывает значительные  усилия у их отстающих сверстников  и требует специально организованной  работы с ними.

     Одной из  основных причин недостаточной  продуктивности непроизвольной  памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. В исследовании Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.3

     В  исследовании Н.Г. Поддубной   изучалась зависимость продуктивности  непроизвольного запоминания от  характера материала и особенностей  деятельности с ним у младших школьников с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать смысловые связи между единицами основного и дополнительного наборов слов и картинок (в разных комбинациях). Дети с ЗПР обнаружили затруднения при усвоении инструкции к сериям, требующим самостоятельного подбора существительных, подходящих по смыслу к предъявленным экспериментатором картинкам или словам. Многие дети не поняли задание, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. При этом они, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, не могли адекватно оценить свои возможности и были уверены, что знают, как выполнять задание. Выявились отчетливые различия как по продуктивности, так и по точность и устойчивости непроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала в норме было выше в 1,2 раза.

Н.Г.  Поддубная  отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более  действенной опорой. Автор указывает  на то, что непроизвольная память у  детей с ЗПР страдает не в такой  мере, как произвольная, поэтому  целесообразно ее широкое использование  при их обучении.4

     Т.А.  Власова, М.С. Певзнер указывают  на снижение произвольной памяти  у учащихся с задержкой психического  развития как на одну из  главных причин их трудностей  в школьном обучении. Эти дети  плохо запоминают тексты, таблицу  умножения, не удерживают в  уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности  памяти, быстрое забывание выученного.

     Специфические  особенности памяти детей с  ЗПР:

  • Снижение объема памяти и скорости запоминания,
  • Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,
  • Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,
  • Преобладание наглядной памяти над словесной,
  • Снижение произвольной памяти.
  • Нарушение  механической памяти.

Внимание:

Причины нарушенного внимания:

  1. Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.
  2. Несформированность механизма произвольности у детей.
  3. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса.

Исследователь  детей  с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:

  • Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость5.
  • Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.
  • Узкий объем внимания.

Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать  большое значение развитию произвольного  внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», « Чего не стало на столе?» и так далее). В процессе индивидуальной работы применять такие приемы, как: рисование флажков, домиков, работа по образцу и т.д.

Восприятие:

Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:

  1. При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.
  2. Недостатки внимания у детей с ЗПР.
  3. Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.

Особенности восприятия:

  • Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности.
  • Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.
  • Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.
  • Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
  • Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
  •       Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.

Задача дефектолога заключается  в том, чтобы помогать ребенку  с ЗПР упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет  целенаправленно. На первом учебном  году обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде схем, цветных фишек.

ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР.

Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с  ЗПР более сохранно, чем у умственно  отсталых детей, более сохранна способность  обобщать, абстрагировать, принимать  помощь, переносить умения в другие ситуации.

На развитие мышления оказывают  влияние все психические процессы:

  • уровень развития внимания;
  • уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).
  • Уровень развития речи;
  • Уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить. К 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности)6.

У детей с ЗПР все  эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это  определяет особенности мышления ребенка  с задержкой психического развития.

Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка  нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.

У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность  планировать свою деятельность с  помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического  мышления ребенка.

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:

  1. Несф</

Информация о работе Психологические принципы воспитания аномальных детей в работах Л.С.Выготского