Психологические теории внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Внимание очень важно в повседневной жизни человека, даже чаще всего оно бывает жизнеспасающим. Поэтому актуально рассмотреть то, каким образом определяли внимание различные ученые психологи.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…….3
Глава I. Понятие внимания, его основные виды.
1.1 Понятие внимания в современной психологии………………………..5
1.2 Виды внимания……………………………………………………….….9
Глава II. Основные психологические теории внимания
2.1 Моторная теория внимания Н.Н. Ланге……………………………….11
2.2 Учение о доминанте А.А. Ухтомского…………………………….….14
2.3 Теория внимания Т. Рибо…………………………………………...….16
2.4 Теоретическая концепция внимания П.Я. Гальперина………………19
2.5 Теория внимания Л.С. Выготского………………………………...….25
2.6 Теория установки Д.Н. Узнадзе…………………………………….....27
2.7 Проблема воспитания внимания в работах Н.Ф.Добрынина……..…28
Заключение …………………………………………………………..……29
Список используемой литературы ……………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ психологические теории.docx

— 64.43 Кб (Скачать файл)

  Волевое внимание предполагает, что цель познавательного акта, который предстоит осуществить, заранее известна познающему субъекту, но достижение ее не обеспечено врожденными видоспецифическими реакциями. Если цель ясна, то должен существовать и предварительный образ того объекта, который необходимо обследовать или помыслить, - «предварительное знание» о нем, как говорил Н.Н. Ланге, или «преперцепция» в терминологии У. Джемса. Исходно этот образ бледен и схематичен (Н.Н. Ланге называл его «значковым»), поэтому нет никакого противоречия в том, что цель познавательного акта дана заранее. Смысл этого акта в том, чтобы придать исходному представлению большую степень яркости и интенсивности. Но усилить интенсивность образа можно только за счет движений, единственно доступных волевому управлению. Следовательно, акт волевого внимания тоже оказывается сугубо двигательным. Более того, чувство усилия, всегда сопровождающее акт волевого внимания, тоже обусловлено именно двигательными компонентами этого акта.8

  Итак, Н.Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания:

1. Внимание как результат двигательного приспособления.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.

3. Внимание как результат эмоции.

4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя.9

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Учение о доминанте А.А. Ухтомского

   Еще один знаменитый русский физиолог, Алексей Алексеевич Ухтомский ввел понятие доминанты (от лат. dominatio - господство), ставшее весьма немаловажным для психологии внимания. Исходно предназначенное для описания и объяснения работы нервной системы, это понятие оказалось не только пригодно, но и очень полезно для описания поведения человека, феноменов его познания и социальной жизни.

  Над учением о доминанте А.А.Ухтомский работал более двух десятилетий. Доминанта в его работах предстает как «фокус возбуждения» в нервной системе, который подчиняет себе работу всех прочих нервных центров и определяет направленность поведения человека или животного в данный момент времени. Если обратиться к определению самого А. А.Ухтомского, это «более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центры возбуждения служат усилению (подтверждению) возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко разлиты процессы торможения». Именно поэтому первое поведенческое следствие возникшей доминанты - «векториальная определенность движения: возбуждение в одном, сопряженное с торможением в другом». Словом, благодаря доминанте и поведение, и познание оказываются направленными. А поскольку направленность - одно из фундаментальных свойств внимания, связь доминанты и внимания очевидна.10

  Доминанта характеризуется четырьмя признаками, которые во многом сродни особенностям внимания, подмеченным классиками психологии сознания:

  1. Повышенная возбудимость некоторой центральной области мозга по отношению к раздражителям (снижение порогов возбуждения при появлении соответствующих раздражителей). Сходным образом мы замечаем слабые стимулы, если уделяем им особое внимание, и не замечаем сильных, если отвлекаемся от них.

  2. Способность области мозга суммировать, накапливать возбуждение.

  3. Способность поддерживать его во времени.

  4. Инерция, которая согласно А.А. Ухтомскому, выражается в том, что «однажды начавшись в данном центре, возбуждение продолжается далее».11  

  Учитывая приведенные характеристики доминанты, А.А. Ухтомский полагал, что «в высших этажах и в коре полушарий принцип доминанты является основой акта внимания и предметного мышления». Например, в работе любого ученого доминанта выступает как «гнездо, вокруг которого группируется вся остальная деятельность, поведение и творчество». Что бы ни делал ученый, о чем бы он ни читал, куда бы ни шел, он неустанно продолжает думать о занимающей его научной проблеме. Если в книге попадется цитата, которая иллюстрирует его мысли, эта цитата едва ли пройдет незамеченной. Если коллега в разговоре случайно упомянет какого-то общего знакомого, у которого есть нужная для решения научной проблемы работа, то ученый может прервать разговор и отправиться на розыски этого знакомого.

  За переключением внимания А.А. Ухтомский усматривал смену доминант. Определяться такая смена может как внешними событиями, так и нашим прошлым опытом. По словам А.А. Ухтомского, «в душе могут жить одновременно множество потенциальных доминант - следов от прежней жизнедеятельности. Они поочередно выплывают в поле душевной работы и ясного внимания, живут здесь некоторое время, подводя свои итоги, и затем снова погружаются вглубь, уступая поле товаркам...»

  В простейших случаях доминанта складывается как следствие внешнего воздействия, такого, как громкий звук или появление на тротуаре автомобиля, водитель которого не справился с управлением. В подобных случаях она будет стоять за явлениями непроизвольного внимания. Услышав громкий звук, человек повернет голову и отвлечется от того, чем был занят только что. Заметив автомобиль, перестанет двигаться в прежнем направлении, прекратит разговор со спутником и отпрыгнет в сторону. 
  В течение жизни человек накапливает множество разных доминант, начиная от типичных способов реагирования в опасных ситуациях и заканчивая специфической человеческой «доминантой на лицо другого». По определению А.А. Ухтомского, активизацию всей системы нервных центров, которая оказывается в результате особым «функциональным органом» поведения, и следует назвать доминантой.12

 

2.3 Теория внимания Т. Рибо

  Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.           

  Между эмоциями и произвольным вниманием Т. Рибо усматривал особую тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. 13

  Основную роль движений в акте внимания Т. Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств - зрения и слуха - внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

  Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание.14

  Таким образом, Т. Рибо предложил так называемую моторную теорию внимания, согласно которой основную роль в процессах внимания играют движения. Благодаря их избирательной и целенаправленной активизации концентрируется и усиливается внимания на предмете, а также поддерживается внимание на данном предмете в течение определенного времени.

  Т. Рибо указывал также, что высшие формы внимания (он называл их искусственным) возникают только в обществе, в результате воспитания, на базе внимания естественного, или непроизвольного. Воспитание осуществляется не только людьми, но и «вещами» - предметами материальной культуры, содержащими в себе историю человечества.

  Т. Рибо выделяет две большие ступени в развитии внимания, причем как в онтогенезе, так и в филогенезе, в развитии человека как вида. Эти ступени - «естественное» и «искусственное» внимание - различаются по трем характеристикам:

1. Аффект или мотив, который лежит в их основе. Эту характеристику внимания можно счесть первичной, базовой.

2. Круг объектов, привлекающих внимание. Объекты внимания непременно должны представлять для субъекта познавательный интерес.

3. Движения, сопровождающие и обеспечивающие акт внимания (как уже указывалось выше, теория Т. Рибо относится к моторным теориям внимания).15

Рассмотрим этапы развития внимания, опираясь на эту схему:

  I. Естественное, или непроизвольное, внимание - «дар природы», которым наделены и животные, и люди с момента рождения. 
Обслуживает оно природные процессы, прежде всего - самосохранение (питание, размножение и т.п.) и самозащиту, а следовательно, движимо естественными потребностями и стремлениями. Поэтому естественное внимание закономерно связано с переживанием таких «аффектов», как удивление, симпатия и страх: мы непроизвольно обращаем внимание на что-то неожиданное, привлекательное или, напротив, опасное.

  Круг объектов, привлекающих внимание, видоспецифичен. Объекты внимания привлекательны в силу естественной связи с аффектом. При этом они как бы подбрасываются обстоятельствами, появляясь перед нами случайно, - и нам не остается ничего, кроме как обратить на них внимание. Несмотря на то, что акт непроизвольного внимания невозможно представить без сопровождающих его движений, роль движений в поддержании внимания невелика, поскольку его объекты и без того интересны и значимы для субъекта.

  II. Искусственное, или произвольное, внимание - уже не дар 
природы, но «продукт цивилизации», результат воспитания. Именно в процессе воспитания оно «прививается» к вниманию естественному, которым воспитуемый наделен исходно, подобно тому, 
как садовая культура прививается к дичку.

  На этапе «искусственного» внимания его потенциальные объекты уже не интересны сами по себе, но в большей или меньшей степени «сопротивляются» тому, чтобы внимание было на них обращено. Значит, необходимо создание искусственной связи объекта с каким-либо естественным «аффектом» - изначально присущим субъекту мотивом или интересом. Аффекты переключаются, перенаправляются на биологически нейтральные, но социально необходимые или значимые в ходе воспитания.

  Однако помимо перенаправления внимания на исходно неинтересный 
объект, необходимо добиться его удержания на этом объекте. Т. Рибо 
считал, что удерживать внимание помогают движения. Более того, только ими и можно управлять извне, организуя поведение воспитуемого. 
Отсюда, из участия в акте внимания явных или скрытых движений, возникает и переживание усилия при непроизвольном внимании.

  Таким образом, произвольное внимание, с одной стороны, - продукт цивилизации, а с другой - ее условие, иначе говоря, и следствие и причина одновременно. Именно поэтому воспитание внимания представляется Т. Рибо столь важной задачей.16

 

2.4 Теоретическая концепция внимания П.Я. Гальперина

  Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил П.Я. Гальперин, сформулировав ее как теорию планомерного поэтапного формирования умственных действий.                   П.Я. Гальперин рассматривает внимание в качестве одного из таких умственных действий - действия психического контроля за ходом иных видов деятельности. Планомерное поэтапное формирование внимания выступает, как способ выявить механизмы этого явления - одного из наиболее сложных и закрытых для научного анализа.

  В любой человеческой деятельности П.Я.Гальперин предлагает различать ориентировочную и исполнительную части. Если обратиться к анализу исполнительной части, то в ней тоже можно выделить собственно предметное содержание и психическое действие, обращенное на это содержание. Последняя составляющая нужна для управления действием на основе сопоставления исходного задания и хода его выполнения. Это и есть действие контроля над осуществлением текущей деятельности. Именно это действие, по мере того как становится умственным действием, преобразуется в акт внимания.17

  Однако любая развернутая внешняя предметная деятельность контроля - это просто деятельность контроля, а не внимание. Например, когда рабочий на заводе осуществляет контроль качества, сопоставляя каждое изделие с образцом и оценивая его по определенным параметрам, его деятельность требует внимания, но не сводится к нему. Как замечает сам П.Я. Гальперин, «не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль».

  Но почему внимание как контроль улучшает деятельность, а не просто удерживает ее ход в заданных рамках? Ведь именно в этом «улучшении» состоят положительные эффекты внимания. По П.Я. Гальперину, оно возможно потому, что контроль всегда осуществляется с помощью критерия или образца («предваряющего образа»). Эта идея П.Я.Гальперина перекликается с понятием «преперцепция» У. Джемса, который предлагал развивать внимание ребенка, формируя у него «предваряющие образы», адекватные задачам, которые ставит перед ребенком окружающий мир.

  У П.Я. Гальперина применение образца относится, прежде всего, к вниманию произвольному (в его терминологии - планомерному), которое можно представить как умственный контроль за действием, выполняемый на основе:

- заранее составленного плана;

- заранее установленных критериев;

- заранее выделенных способов их применения.

  Вооружившись планом, критериями успешности деятельности и способами их применения, можно сформировать такое действие. Сначала оно будет осуществляться во внешней форме, с опорой на речь, а потом постепенно перейдет в умственный план и только тогда станет истинным актом произвольного внимания.

Информация о работе Психологические теории внимания