Психологические теории управления мотивацией и их применение в практике управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:41, контрольная работа

Краткое описание

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

психофиз.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

    Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.

    Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Факторы,влияющие на  психофизиологическое самочувствие и мотивацию персонала организации.

 

Краткая характеристика трудового коллектива.

    Для рассмотрения данной практической работы я взяла конкретный трудовой коллектив итернет-магазина «Триб. ру» (название фирмы: ООО «ЮниТекс»). Эта фирма занимается продажей электроники и прочих аксессуаров.

   Состав рабочего персонала: директор, менеджеры (6 чел.), бухгалтер, программист, водители (2 постоянных) и курьеры (примерно 8 в месяц). Менеджеры делятся на: менеджера по бытовой технике, менеджера по мобильным телефонам, менеджера по автоаксессуарам, менеджера по игровым приставкам, менеджера по аудио, видео технике, менеджера по работе с курьерами и водителями. Состав коллектива это мужчины и женщины, средний возраст (основных) которых составляет 25-28 лет, семейное положение постоянных работников в основном – женатые и с высшим образованием, «нестабильные» курьеры – холостые студенты или пенсионеры. Среди вредных привычек персонала можно отметить: большинство курящие, практически нет совсем непьющих, но и нет заядлых алкоголиков, никто из персонала не употребляет наркотические вещества.

    Фирма работает с понедельника по субботу, с 9:00 до 20:00, но многие сотрудники работают с 9:00 до 18:00, обед с 13:00 до 13:30.

  В задачи менеджеров входит отвечать на звонки клиентов и поставщиков, принимать заказы на покупку товаров, также их аннулировать, рассказывать о товаре, его характеристиках и проверять есть ли он в наличии и сообщать об полученных заказах бухгалтеру. Они целый рабочий день проводят за компьютером и телефоном (необходимые деловые и личностные качества: навыки

 

делового телефонного  общения, приятный голос, правильная речь, знание ПК, хорошая память) в офисе.

   В задачи менеджера по работе с курьерами и водителями входит: разбор заказов, отправлять курьеров и водителей на заказы (покупка и продажа товара.), прослеживать доставку товара, и сообщать об этом бухгалтеру (необходимые деловые и личностные качества: коммуникативные навыки, организаторские способности, навыки работы с документацией, способность контролировать и отслеживать работу подчиненных).

    Бухгалтер, через него проходит вся информация: о начислении заработной платы, о расходах и доходах фирмы, также он ведет расчеты о поступивших и выполненных заказах, о сотрудниках. Он является главным связующим элементом фирмы (необходимые деловые и личностные качества: образование, знание ПК, программы 1-С бухгалтерии, аккуратность, внимательность, хорошая память, умение работать с людьми).

    Программист следит за работой сайта фирмы, обновляет и вносит в него изменения, а также регулирует работу всех ПК на фирме (необходимые деловые и личностные качества: образование, аналитические навыки, аккуратность, грамотность и креативные способности).

     Задачей курьеров и водителей является получение заказа от менеджера, доставка товара клиенту (заказчику) или получение товара у поставщика. При этом обязательно постоянно информировать о своих действиях и передвижениях бухгалтера фирмы (необходимые деловые и личностные качества: здоровье, быстрота исполнения, ответственность, способность ориентироваться в городе и в области, приятная внешность и хорошие коммуникативные навыки).

 

 

 

   Фирма функционирует за счет перепродажи товара. И основным источником её существования является глобальная сеть Интернет.

Факторы, влияющие на психофизиологическое состояние персонала в конкретной фирме.

    Психофизиологическое состояние – целостные реакции личности на внешние и внутренние стимулы, неразрывное единство трех составляющих: 1.Психической (переживания). 2. Физиологической (саматика и вегетатика). 3. Поведенческой.

  Психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности является важным звеном в комплексе мероприятий, проводимых врачами, психологами и инспекторами по охране труда в интересах сохранения здоровья и профессионально надежной деятельности специалистов, повышая безопасность и эффективность трудовой деятельности.

    На физическое и психическое здоровье работников влияет множество факторов, но я хочу указать те, которые, по моему мнению, являются основными в рассматриваемом мной коллективе.

    Во-первых, это заработная плата, у сотрудников этой фирмы она разная, например, у менеджеров она колеблется от 500$ до 800$, у бухгалтера около 700$, у курьеров она колеблется от 70$ до 200$ (график работы свободный не нормированный, в основе это студенты). З/П формирует стимул к работе и к качеству труда. Большая зарплата не всегда является главным стимулом в работе, т.к. у человека есть свой предел физических и психических возможностей, что не всегда может повысить качество работы.

   Следующим фактором являются межличностные отношения в коллективе, его психологический климат. Очень важна совместимость членов коллектива: психофизиологическая (различия выносливости, скорости

 

мышления, внимания и  др. должны учитываться в поручении  работы) и психологическая (характер, способности, темперамент). В рассматриваемом  мной коллективе отношения дружеские, это выражается во взаимовыручке, поддержке и уважении.

    Условия труда – немаловажный фактор. Режим чередования труда и отдыха, чистота и дизайн рабочего помещения, удобное индивидуальное рабочее место, температурный режим, освещенность помещений, столовая, низкий уровень шума и др. На данной фирме , в офисе, где работают ее сотрудники хорошая освещенность, низкий уровень шума, но нет столовой для сотрудников, поэтому сотрудникам приходится брать еду с собой или ходить есть в ближайшие закусочные заведения, но это не очень смущает сотрудников.

     Стиль руководства это тоже немаловажный фактор, руководитель должен уметь оценивать рабочий коллектив, учитывать удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем (например, заработная плата, условия труда и т. д.), что проявляется в благоприятном либо неблагоприятном психологическом климате коллектива, в степени стабильности либо «текучести» кадров, а также авторитет руководителя в коллективе. Также полезно применение шкалы поощрений и наказаний. На фирме многое из стиля руководства не учитывается.

    Еще один важный фактор это содержание работы. Работа должна быть не трудоемкой, но если она занимает много времени и сил, то должны даваться небольшие передышки во время рабочего дня в виде времени на обед. Работа также недолжна, вызывать у персонала негативных высказываний.

    Это, пожалуй, те основные факторы, которые в основе влияют на психофизиологическое состояние персонала, именно их я посчитал важными указать в своей

 

практической работе для данной фирмы. Но, рассматривая периодическую литературу на эту тему, я хотел бы обратить внимание на такие факторы, которые выявляют опросы на различных фирмах.

    Причины трудоустройства и факторы, удерживающие в компании.

    Данные приведены в % от общего количества ответов.

 

Выводы.

   В основном всех сотрудников фирмы устраивает работа: менеджеров – хорошая заработная плата и нормированность рабочего дня, студентов и пенсионеров – возможность подработки в свободное время, но работа курьера не квалифицированная, не престижная, мало оплачиваемая, поэтому происходит постоянная смена коллектива курьеров (30чел. в год из 10 желаемых).

    В различных фирмах, возможно, иное ранжирование этих факторов или особая важность других факторов (например: интересная работа, возможность профессионального роста, социальный пакет и др.).

    Для каждого отдельного коллектива необходимо выстроить свои системы мотивации и мониторинга удовлетворенности персонала для повышения эффективности труда и закрепления персонала на фирме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

  

   Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации, на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. Это теории Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.

    К числу основополагающих, классических внутриличностных теорий мотивации принадлежит теория иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу. На человека влияет целый комплекс ярко выраженных потребностей, которые можно объединить в несколько групп, расположив их по принципу иерархии.Руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в обозримом будущем, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его деятельности. Это физиологические потребности, потребность в безопасности, общении, уважении и самовыражении. Удовлетворенность работника достигается тогда, когда степень насыщения потребности соответствует его ожиданиям.

   Согласно утверждению Дэвида Мак Клелланда структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:

 

-              Потребность в успехе,

 

-              Потребность власти,

 

-              Потребность в принадлежности.

 

 Согласно теории Мак Клелланда для улучшения мотивации менеджеров целесообразно широко использовать

 

конкурентные методы достижения целей и отмечать людей, которые добиваются наивысшей эффективности  в работе. Руководителям следует также ставить перед собой и подчиненными напряженные, но реальные задачи.

    В теории Фредерика Герцберга рассмотрено влияние гигиенических факторов и мотиваторов. Обобщая результаты своих исследований, Херцберг сделал ряд выводов:

 

-              Отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом.

 

-              Наличие мотиваторов может лишь  частично и неполно компенсировать  отсутствие факторов гигиены.

 

-              В обычных условиях наличие  гигиенических факторов воспринимается, как естественное и не оказывает мотивационного воздействия.

 

-              Позитивное максимальное мотивационное  воздействие достигается с помощью  мотиваторов при наличии факторов  гигиены.

   Главный практический вывод из теории Херцберга заключается в том, что руководители должны дифференцированно и весьма осторожно подходить к использованию различных стимулов и, когда потребности низшего уровня достаточно удовлетворены, не де­лать ставку на гигиенические факторы как на основные. И напротив, им не следует тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников.

    Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. К таким теориям относятся теория

 

 

ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера-Лоулера.

    Делая  вывод относительно теории ожидания, необходимо отметить, что она исходит из того, что люди осуществляют свои действия в соответствии с тем, к каким возможным последствиям для них эти действия могут привести. Люди на основе доступной им информации делают выбор одной из альтернатив действия, исходя из того, что они получат в результате и какие усилия они должны будут затратить, чтобы достичь этого результата.То есть, по теории ожидания, человек ведет себя в соответствии с тем, что, по его мнению, произойдет в будущем, если он произведет определенные затраты усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.     Авчиренко  Л.К. Управление персоналом организации – М.: ИНФРА-М;  Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.

 

2.     Балабанов  И.Т.   Основы организации и  мотивации  -  М.:  Финансы и  статистика, 1999

 

3.     Ильин  Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Издательство «Питер», 2005.

 

4.     Иноземцев  В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2007, С.103–104

 

5.     Лукашевич  В.В. Основы менеджмента в торговле. - М.: Экономика, 1996. - С. 40-45; Федосеев  В.Н., Капустин С.Н. Методы управления персоналом. – М., 2002 и др.

 

6.     Пугачев  В.П. Руководство персоналом организации  – М.: Аспект Пресс, 1999.

 

7.     Toffler  A. The Adaptive Corporation. Aldershot. 1995. P. 100. 

 

8.     Удальцова М.В., Авчиренко  Л.К. Социология и психология  управления –ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.

 

 




Информация о работе Психологические теории управления мотивацией и их применение в практике управления