Психологические теории эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:43, реферат

Краткое описание

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

Содержание

Введение
1. Эволюционная теория эмоций………………………………………… 4
2. Рудиментарная теория эмоций…………………………………………. 5
3. Структурная теория эмоций……………………………………………. 6
4. Теория эмоций Кеннона-Барда…………………………………………. 7
5. Трехкомпонентная теория эмоций В. Вундта…………………………. 7
6. Соматическая теория эмоций Джеймса-Ланге………………………... 8
7. Активационная теория Линдсея-Хебба………………………………... 9
8. Двухфакторная теория эмоций…………………………………………. 10
9. Потребностно-информационная теория эмоций……………………… 11
10. Биологическая теория эмоций………………………………………….. 12
11. Теория когнитивного диссонанса………………………………………. 13
Заключение………………………………………………………………. 14
Список использованной литературы…………………………………… 15

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 35.56 Кб (Скачать файл)

Эмоция, с одной стороны, обуславливает  энергетический компонент сознания, а с другой её качество определяется взаимодействием содержания сознания и возможной программой действий. Двухфакторная теория косвенно отделяет проблему силы и знака эмоции, от её качественного содержания. Собственно на энергетический компонент эмоций указывают многие исследователи, но остается неясным механизм его реализации в системе прочих психических  явлений.

 

  1. Потребностно-информационная теория эмоций

Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта». Это утверждение можно представить в виде формулы:

Э = П × (Ис — Ин),

где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Из формулы хорошо видно, что  при Ис>Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис<Ин — отрицательный.

 

 

 

  1.  Биологическая теория эмоций

В соответствии с биологической  теорией эмоций Петра Кузьмича Анохина, в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие  эмоции с отрицательным знаком сигнализируют  организму об отклонениях в его  внутренней среде (голод, жажда), что  активирует соответствующую программу  действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным  эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды».

Объясняя свою позицию, Пётр Кузьмич  Анохин приводит пример, когда хищник в течение многих дней, целенаправленно  преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство  голода), так и позитивными (процесс  насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя  вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора  результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных  этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели».

Таким образом, основную информационную нагрузку в биологической теории несет её знак, который маркирует  программу поведения и придает  последней определенную направленность 

  1. Теория когнитивного диссонанса

В контексте теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера эмоция рассматривается как процесс, качество которого определяется согласованностью взаимодействующих систем. Положительное эмоциональное переживание появляется тогда, когда реализуемый план действий не встречает на своем пути препятствий. Отрицательные эмоции связаны с несовпадением между текущей деятельностью и ожидаемым результатом.

Диссонанс, несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности, предполагает существование  двух основных эмоциональных состояний, которые напрямую связаны с эффективностью когнитивной деятельности, построением  планов активности и их реализацией.

 Такое понимание эмоций, ограниченное объяснением их положительного или отрицательного компонента, несколько односторонне показывает природу эмоций, как сигнальной системы реагирующей на качество программ поведения и вуалирует активную, энергетическую сторону эмоций, а так же их качественное многообразие. В то же время, данная теория подчеркивает зависимость знака эмоций, от качества программы действия, а не от качества эмоционального ощущения.

 

 

 

 

Заключение

Эмоции играют важную роль в жизни  человека. Они сопровождают нас всю  жизнь. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Так же эмоции играют большую  роль в нормализации отношений между  людьми.

Понимание эмоций другого человека является важным для процесса общения  между людьми как в быту, так и в профессиях типа «человек-человек». Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным состоянием человека в процессе осуществления им профессиональной деятельности позволяет вовремя принимать меры по регуляции его состояния, что снижает травматизм на производстве, повышает производительность труда.

Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и  лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

 

Список использованной литературы

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Психологические_теории_эмоций
  2. Немов Р. С. Общие основы психологии // Психология. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. — Т. 1. — 688 с.
  3. Изард К. Э. Психология эмоций — Питер, 2007. — С. 27. — 464 с. — (Мастера психологии).

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологические теории эмоций