Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:16, курсовая работа
Эмоции дают человеку пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг. Они обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека. Научение через переживание (как в личностном, так и в социальном плане) не менее, а быть может и более важно, чем накопление информации.
Изучать эмоции сложно в силу динамики эмоциональной сферы и ее непрерывной включенности в регуляцию процессов жизнедеятельности, ее обусловленности, как потребностями человека, так и особенностями культуры, общества и тех реальных ситуаций в которых оказываются люди.
Введение ……………………………………………………………………4
Глава 1. Начальный этап становления теорий эмоций ……………5
1.1. Интеллектуалистическая позиция И.Ф. Гербарта и сенсуалистической позиция Ф. Дюфура
1.2. «Ассоциативная» теория В.Вунда
1.3. Эволюционная теория Ч.Дарвина
Глава 2. Физиологические теории эмоций ………………………7
2.1. Периферическая концепция Джемса-Ланге
2.2. Таламическая концепция Кэннона - Барда
2.2. Сосудистая теория выражения эмоций И.Уэйенбаума
2.4. Активационная теория Д. Линдсли
Глава 3. Когнитивные теории эмоций ………………………………15
3.1. Двухфакторная концепция Шехтера - Сингера
3.2. Когнитивно-мотивационная концепция Лазаруса
3.3. Концепция когнитивного диссонанса Фестингера
Глава 4. Функциональные теории эмоций …………………………22
4.1. Комплексная концепция эмоций Крюгера
4.2. Активационная концепция эмоций Даффи
4.3. Мотивационные концепции эмоций Бартлетта, Янга и Липера
Глава 5. Дифференциальные теории базовых эмоций …………27
5.1. Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга
5.2. Дифференциальная концепция Мак-Дугалла
5.3. Дифференциальная концепция Плутчика
5.4. Дифференциальная концепция Томкинса
5.5. Дифференциальная концепция Изарда
Глава 6. Развитие теории эмоций в трудах отечественных ученых 39
6.1. Н.Я. Грот об эмоциях
6.2. Биологическая теория П.К. Анохина
6.3. Потребностно-нформационная теория П.В. Симонова
6.4. Концепция Б.И. Додонова
6.5. Дифференциально-психологическая концепция структуры эмоциональной сферы человека Е.П.Ильина
6.6. Уровни эмоционального реагирования по С.Л. Рубинштейну
6.7. Представления об эмоциях в трудах Н.А.Леонтьева
6.8. Разработка теории эмоций у В.К. Вилюнаса
Глава 7. Эклектические теории эмоций …………………52
7.1. Функционалистическая концепция Кампоса
7.2. Коммуникативная концепция Оутли - Джонсон-Лэрда
7.3. Контрольная концепция Карвера - Шайера
7.4. Нейрокультурная концепция Экмана
7.5. Кросс-культурная концепция Мацумото
Заключение …………………………………………………………63
Библиография ………………………………………………………65
- -
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Психологии образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по специальности 030301 «Психология»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
Студента группы ПОВВ-3.3
Научный руководитель
Профессор Марютина Татьяна Михайловна
2011г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение ……………………………………………………………………4
Глава 1. Начальный этап становления теорий эмоций ……………5
1.1. Интеллектуалистическая позиция И.Ф. Гербарта и сенсуалистической позиция Ф. Дюфура
1.2. «Ассоциативная» теория В.Вунда
1.3. Эволюционная теория Ч.Дарвина
Глава 2. Физиологические теории эмоций ………………………7
2.1. Периферическая концепция Джемса-Ланге
2.2. Таламическая концепция Кэннона - Барда
2.2. Сосудистая теория выражения эмоций И.Уэйенбаума
2.4. Активационная теория Д. Линдсли
Глава 3. Когнитивные теории эмоций ………………………………15
3.1. Двухфакторная концепция Шехтера - Сингера
3.2. Когнитивно-мотивационная концепция Лазаруса
3.3. Концепция когнитивного диссонанса Фестингера
Глава 4. Функциональные теории эмоций …………………………22
4.1. Комплексная концепция эмоций Крюгера
4.2. Активационная концепция эмоций Даффи
4.3. Мотивационные концепции эмоций Бартлетта, Янга и Липера
Глава 5. Дифференциальные теории базовых эмоций …………27
5.1. Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга
5.2. Дифференциальная концепция Мак-Дугалла
5.3. Дифференциальная концепция Плутчика
5.4. Дифференциальная концепция Томкинса
5.5. Дифференциальная концепция Изарда
Глава 6. Развитие теории эмоций в трудах отечественных ученых 39
6.1. Н.Я. Грот об эмоциях
6.2. Биологическая теория П.К. Анохина
6.3. Потребностно-нформационная теория П.В. Симонова
6.4. Концепция Б.И. Додонова
6.5. Дифференциально-
6.6. Уровни эмоционального реагирования по С.Л. Рубинштейну
6.7. Представления об эмоциях в трудах Н.А.Леонтьева
6.8. Разработка теории эмоций у В.К. Вилюнаса
Глава 7. Эклектические теории эмоций …………………52
7.1. Функционалистическая концепция Кампоса
7.2. Коммуникативная концепция Оутли - Джонсон-Лэрда
7.3. Контрольная концепция Карвера - Шайера
7.4. Нейрокультурная концепция Экмана
7.5. Кросс-культурная концепция Мацумото
Заключение …………………………………………………………63
Библиография ………………………………………………………65
В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть основные теории эмоций и центральные пункты их критики. В результате хотелось бы выделить те положения теории эмоций, которые являются эмпирически обоснованными и разделяются большинством современных исследователей.
1.1. Интеллектуалистическая позиция И.Ф. Гербарта и сенсуалистической позиция Ф. Дюфура
Во взглядах исследователей обращавшихся к теме человеческих эмоций вначале сложились две основные позиции. Для интеллектуалистической позиции, выраженной И.Ф. Гербартом характерно утверждение, что органические проявления эмоций - это результат психических явлений, образующийся вследствие возникновения конфликта между представлениями. Такое аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения. На этой же позиции, развивая ее, строятся когнитивные теории.
Противоположная точка зрения принадлежит сторонникам сенсуалистической позиции. Являясь представителем такого взгляда на эмоции Ф. Дюфур писал «Разве я недостаточно доказал, что источник нашей естественной склонности к страстям лежит не в душе, а связан со способностью вегетативной нервной системы сообщать мозгу о получаемом ею возбуждении, что если мы не можем произвольно регулировать функции кровообращения, пищеварения, секреции, то нельзя, следовательно, в таком случае объяснять нашей волей нарушения этих функций, возникшие под влиянием страстей». В последствии эту позицию развивала периферическая теория эмоций У.Джемса-Г.Ланге.
1.2. «Ассоциативная» теория В.Вунда
Вундт считает, что представления определяются влиянием чувств, хотя и не отрицает, как и Герберт, что представления влияют в некоторой степени на чувства. Он отмечает, что в языке недостаточно слов для обозначения всего многообразия эмоций, столь велико их число.
Вундт предполагает, что мимика возникла в связи с элементарными ощущениями и выражала эмоциональный тон этих ощущений. Позже развились более сложные эмоции и чувства. Но и более сложные эмоции ассоциируются в сознании с соответствующим более простым ощущением на уровне эмоционального тона, которое и определяет мимическое выражение этой эмоции. Например, испытывая презрение, человек делает движение губами, как будто выплевывает что-то неприятное изо рта.
1.3. Эволюционная теория эмоций Ч.Дарвина
Ч. Дарвин в своей книге «Выражение эмоций у человека и животных», опубликованной в 1872 году, объясняет возникновение эмоций эволюционными процессами. В следствии борьбы за существование возникли специфические способы реагирования организма на внешние стимулы в виде эмоционального реагирования. Например, потение рук при страхе Ч.Дарвин объясняет тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности обеспечивала более надежное схватывание за ветви деревьев при лазании. Значит, эмоции полезны или являются рудиментами таких полезных реакций. Кроме того, Ч.Дарвин доказывает, что между внешним выражением эмоций и их другими проявлениями у человека и животных есть много общего. К.Э. Изард отмечает : «Тезис Дарвина о том, что способы выражения базовых эмоций врожденны и универсальны, был неоднократно подтвержден кросс-культурными исследованиями и исследованиями в области психологии развития.»
По мнению Дарвина, с помощью эмоций, живые существа устанавливают значимость для себя одних или других путей удовлетворения потребностей. Е. П. Ильин отмечает, что это возможно за счет субъективного компонента эмоционального реагирования, т.е. переживания. В. К. Вилюнас считает, что эмоции скорее выражают субъективное отражение объективной реальности.
Многие идеи Ч.Дарвина легли в основу других теорий эмоций, например «периферической» теории У.Джемса-Г.Ланге, «рудиментарных» теорий Г.Спенсера и Т.Рибо.
Большинство ученых видят тесную связь между эмоциями и физиологическими изменениями в организме. Однако, наряду с работами, для которых вопрос о физиологических механизмах эмоций является естественным продолжением вопроса об условиях их возникновения, приводящих эти механизмы в движение, существует целый ряд теорий, для которых этот вопрос является главным, а порой и единственным. Важную роль в появлении этих теорий сыграла «периферическая» теория У. Джемса и К.Г. Ланге, впервые сформулировавшая объяснение природы эмоций ссылкой на определенный физиологический процесс. Вызвав оживленную и продолжительную дискуссию, «периферическая» теория стала своего рода образцом для большого числа альтернативных теорий, отличающихся лишь тем, какой именно физиологический процесс рассматривался главной детерминантой возникновения эмоций вместо предложенного Джемсом - Ланге нервного возбуждения, исходящего из висцеральных органов.
В 1884г. У. Джемс изложил свою теорию эмоций [13]. Он считал, что эмоцию определяет телесное проявление, как реакция на воздействие. Он пишет что: «Телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и, что наше переживание этих изменений, по мере того, как они происходят, и является эмоцией». Получается, что восприятие приобретает эмоциональный колорит только благодаря таким телесным проявлениям и без них не бывает эмоций. Например, страха не будет без дрожи, огорчения - без плача.
К.Г. Ланге в 1895 г. опубликовал похожие рассуждения [19] , к которым он пришел совершенно независимо от У. Джемса. Он обращает внимание на то, что эмоции выражаются в ряде органических изменений (в основном внутренних органов). Это следующие виды изменений:
- моторной иннервации
- просвета кровеносных сосудов
- судороги органических мускулов
Ланге предложил следующую теоретическую схему:
Ослабление двигательной иннервации – разочарование
Ослабление двигательной иннервации+ сужение сосудов – печаль
Ослабление двигательной иннервации+ сужение сосудов+ судороги органических мускулов- страх
Ослабление двигательной иннервации+ расстройство координации- смущение
Усиление двигательной иннервации+ судороги органических мускулов- нетерпение
Усиление двигательной иннервации+ судороги органических мускулов+расширение кровеносных сосудов – радость
Усиление двигательной иннервации+ судороги органических мускулов+расширение кровеносных сосудов+ расстройство координации –гнев
Теория Джемса-Ланге дает следующую цепочку событий описывающих возникновение эмоции:
Раздражитель ---------> возникновение физиологических изменений ---------> сигналы об этих изменениях в мозг ---------> эмоция (эмоциональное переживание)
(В понятие «физиологические изменения У.Джемс включает, в том числе, и психомоторные изменения-мимику.)
Отсюда следует, что для того, чтобы испытать эмоцию, достаточно волевым усилием воспроизвести ее мимические и пантомимические проявления. То есть – хотите порадоваться, нужно изобразить на лице улыбку и вы испытаете радость. И наоборот, если вы разозлились, то можно сдержаться и спокойно объясниться, тогда злость пройдет.
Т. Мюнстерберг так же, придавая важное значение мимике и пантомимике в механизме возникновения эмоций, все же отмечает: «Еще менее должны мы рисовать себе карикатуру на изложенный взгляд, воображая, будто чисто внешнее поведение может совершенно изменить глубоко заложенную эмоцию или чувствование».
Большим шагом по пути развития теории эмоций был отказ Джемса от взгляда на эмоции, как на отмирающий остаток животного прошлого человека. Л.С. Выготский [9] подчеркивает, что Джемс и Ланге нашли источник живучести эмоций в сопровождающих их органических реакциях.
Пожалуй, надо отметить, что «периферическая» теория корректно объясняет механизм возникновения эмоций небольшой интенсивности, т.е. на уровне эмоционального тона. Например, мало, вероятно, чтобы человек в гневе, мог избавиться от этой эмоции, лишь перестав размахивать руками или изменив выражение лица.
Дело в том, что для эмоций большой интенсивности характерным проявлением является сужение или расширение сосудов, причем значительное, которое не контролируется сознательно, поэтому такие эмоции нельзя вызвать или прекратить только изменением мимики и пантомимики.
Э. Клапаред вводит в «классическую» схему возникновения эмоций, пытаясь увязать ее с «перефирической», промежуточное звено-«чувство опасности» и в итоге выходит:
Восприятие ---------> установка на бегство ---------> чувство опасности органические реакции ---------> эмоция (страх)
Т. е. прежде чем почувствовать страх, человек чувствует опасность.