Психологические факторы, детерминирующие виктимное повидение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы выявления психологических факторов, детерминирующих виктимное поведение детей, подростков, молодежи.
Виктимность как отклонение от норм безопасного поведения, реализуется в социальных (статусные характеристики жертв и поведенческие отклонения от норм безопасности), психических (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями) и моральных (неусвоенность виктимогенных норм, правил поведения в сложной социальной или криминальной ситуации) [13, с. 41].

Содержание

Введение………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы виктимологии……………………...
Понятие «виктимное поведение»……………………………..
Психологические исследования факторов виктимного поведения у подростков ………………………………………

Глава 2. Эмпирические исследования виктимного поведения у подростков……………………………………………….
2.1. Диагностика особенностей виктимного поведения учащихся подросткового возраста………………………………………………

Заключение…………………………………………………………….
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_-_Viktimnoe_povedenie.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова 
Институт педагогики и психологии 
Кафедра социальной психологии

   

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Психологические факторы, детерминирующие виктимное повидение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

 Студентка 3 курса 2 группы

Института педагогики и психологии

Специальности «Психология»

Ершова Надежда Сергеевна

Научный руководитель: 

доцент кафедры социальной психологии,

 кандидат психологических  наук, доцент

Голубев Валерий Вячеславович

 

 

 

 

 

Кострома

2013 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………

 

Глава 1. Теоретические основы виктимологии……………………...

    1. Понятие «виктимное поведение»……………………………..
    2. Психологические исследования факторов виктимного поведения у подростков ………………………………………

 

Глава 2. Эмпирические исследования виктимного поведения у подростков……………………………………………….

2.1. Диагностика особенностей  виктимного поведения учащихся подросткового возраста………………………………………………

 

Заключение…………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………

Приложение…………………………………………………………….

 

 

3

 

7

7

 

12

 

 

17

 

17

 

29

30

32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность проблемы выявления психологических факторов, детерминирующих виктимное поведение детей, подростков, молодежи.

Виктимность как отклонение от норм безопасного поведения, реализуется в социальных (статусные характеристики жертв и поведенческие отклонения от норм безопасности), психических (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями) и моральных (неусвоенность виктимогенных норм, правил поведения в сложной социальной или криминальной ситуации) [13, с. 41].

Дети и подростки нередко становятся жертвами преступлений, жестокого обращения и насилия.

Многочисленные исследования в области детской и подростковой психиатрии и психологии убедительно свидетельствуют о том, что психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, психическое и физическое здоровье, адаптацию в обществе.

Многие авторы (Б.В. Зейгарник, Ю.А. Клейберг, А.А. Реан, Л.М. Франк и другие) подчеркивают важные медицинские, социальные и криминальные аспекты жестокого обращения с детьми с формированием у них в последующем своеобразного «цикла насилия» в виде передачи агрессивного паттерна поведения из поколения в поколение и существование прямых корреляций между суровостью наказания и выраженностью агрессивности.

Жертвы насилия зачастую сами становятся агрессорами и совершают тяжкие криминальные действия вплоть до убийств. Именно поэтому проблема жестокости и насилия в отношении детей признана во всем мире приоритетной, что закреплено в Международной конвенции ООН по правам ребенка (1989).

Особую актуальность она приобрела и в нашей стране в связи с увеличением числа детей - социальных сирот, которые подвергаются жестокости и насилию как внутри семьи, так и за ее пределами.

В настоящее время выделяют 3 основные формы жестокого обращения с детьми (физическая, эмоциональная жестокость, сексуальное злоупотребление) и небрежное отношение [14, с. 51].

Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них — погибают; 60% — сироты, достигшие трехлетнего возраста, — попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность» (только в 2011 г. поставлено на учет 103 тысячи сирот старше 5 лет, 348 тысяч считаются потенциально безнадежными детьми); дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних [29].

Спасаясь от жестокого обращения и насилия около 50 тыс. подростков ежегодно уходит из дома, 2 тыс. подростков заканчивают жизнь самоубийством. Так, анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих [29]. «Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых» [30, с. 45].

Подростки - жертвы насилия, как правило, испытывают глубокий психологический стресс, депрессию, отчаяние, утрачивают смысл жизни. «Большинство жертв насилия переполняет чувство безнадежности, гнева на окружающих; они убеждают себя, что их проблемы никогда не будут решены» [27, с. 20]. Находясь в таком состоянии, они могут делать неопределенные заявления о том, что намерены уйти из дома, совершить самоубийство – такие заявления попытка найти помощь и поддержку у окружающих. Оставшись один на один со своей бедой, ребенок может стать жертвой собственных действий и, напротив, ориентированный на помощь, он начинает понимать, что может найти помощь и поддержку у окружающих.

Как отмечают В.Л. Васильев, А.В. Дулов, В.Е. Коновалова, А.В. Тимченко, Ю.Ф. Чуфаровский и другие, своевременная социально-психологическая помощь, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, часто помогают избежать трагедии.

При этом, основным принципом такой помощи должен стать индивидуальный подход, глубокое изучение причин и последствий случаев насилия над детьми; в случае необходимости, привлечение специалистов для оказания медико-психологической помощи ребенку.

При любых проявлениях насильственных действий над ребенком учителям и социальным работникам необходимо ставить в известность правоохранительные органы, оперативно пресекать повторные случаи насильственных действий над несовершеннолетними.

Таким образом, проблема организации социально-педагогической поддержки детей и подростков – жертв насилия является актуальной проблемой всего общества, требует объединения усилий всех специалистов, работающих в сфере защиты прав детей.

 

 

Цель работы: выявить психологические факторы виктимного поведения.

Объект исследования: виктимное поведение подростков.

Предмет исследования: психологические факторы виктимного поведения подростков.

Гипотеза: виктимное поведение обусловлено установкой на беспомощность, нежеланием изменять собственное положение без вмешательства извне, низкой самооценкой, запуганностью, повышенной сугестивностью, готовностью к обучению виктимному поведению, усвоению виктимных стереотипов со стороны общества.

Задачи работы:

  1. Раскрыть понятие «виктимного поведения» в психологической науке.
  2. Провести диагностику виктимного поведения у подростков.
  3. Выявить психологические факторы виктимного поведения.

При написании курсовой работы были использованы как теоретические (анализ, сравнение, сопоставление), так и эмпирические (диагностика, изучение результатов, разработка рекомендаций) методы исследования.

База исследования: 7-9 классы Дубковской муниципальной основной общеобразовательной школы (42 подростка в возрасте 13-16 лет).

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы виктимологии

 

1.1. Понятие «виктимное поведение»

 

Виктимология или психология потерпевшего является многоаспектным и самостоятельным разделом юридической психологии. Ранее считалось, что виктимология как одна из наук о человеке изучает поведение, отклоняющееся от нормы безопасности. Виктимология направлена на анализ взаимоотношений и связей между жертвами, преступниками, и социально опасными проявлениями социальной среды.

Основная задача виктимологии состоит в описании пути нормализации негативных социальных, психологических и моральных воздействий на человека со стороны преступной половины сообщества.

Виктимное поведение в исследованиях Ю.А. Клейберга рассматривается как отклоняющееся поведение. Исследователь дает следующее определение: «Отклоняющееся поведение — форма дезорганизации поведения индивида или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества» [13, с. 14].

Выход за пределы обычного, нормативного связан со сменой состояния, а также условий и характера деятельности, с совершением особого действия - поступка. Поступок обеспечивает возможность:

-  испытания себя;

- выявления своих качеств, особенностей, намерений;

- опробования и выбора  способов достижения поставленных целей.

Таким образом, термином «девиантное поведение» обозначается отклонение от нормы, связанное с внеинституциональным поведением. Подобное поведение регулируется системой норм, не принятой данной группой, и нередко возникает в подростковом возрасте, поддерживая намерение исследовать, изучать, экспериментировать, выявлять свои потенциальные возможности:

- «Положительная девиация» коррелирует с творческими способностями и стремлением к их реализации.

- «Отрицательная девиация» выражается в таких формах поведения, как ложь, обман, грубость, бездействие, агрессивность, курение, драки, пропуски школьных занятий (у детей и подростков), наркомания, алкоголизм [13, с. 21].

Делинквентное, антиинституциональное поведение (от лат. delictum — проступок, правонарушение) — противонормное, сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом.

Особое значение в возникновении виктимного поведения придается следующим факторам:

- человеку (психологические факторы),

- норме (моральные факторы),

- группе (социальные факторы).

Как отмечает Ю.А. Клейберг, виктимное поведение как отклонение от норм безопасного поведения реализуется в социальных (статусные характеристики жертв и поведенческие отклонения от норм безопасности), психических (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями) и моральных (неусвоенность виктимогенных норм, правил поведения в сложной социальной или криминальной ситуации).

По степени связи с преступным поведением виктимность может проявляться в двух формах:

Эвентуальная виктимность (потенциальная) означает возможность при определенных обстоятельствах или ситуации стать жертвой преступления.

Децидивная виктимность (виктимность в действии) включает искаженное поведение, целеполагание и девиации, которые служат катализатором преступления.

По мнению Ю.А. Клейберг, люди, избирающие социальную роль жертвы, (сознательно или бессознательно) вовлекаются в различные криминогенные ситуации с подсознательной целью получить как можно больше сочувствия и поддержки со стороны. При этом позиция жертвы оправдывается установкой на беспомощность, нежеланием изменять собственное положение без вмешательства извне, низкой самооценкой, запуганностью, повышенной сугестивностью, готовностью к обучению виктимному поведению, усвоению виктимных стереотипов со стороны общества [13, с. 52].

В связи с этим, виктимность рассматривается в работах юридической психологии как психическая и социально-психологическая девиация (патологическая виктимность, страх перед преступностью и аномалиями).

В исследованиях В.Л. Васильева, А.В. Дулова, Ю.В. Чуфпровского и др., по степени склонности к виктимологическому поведению, повторяемости криминогенных ситуаций, в которые попадает субъект, выделяется:

- гипервиктимность (стремление к бездумному риску, достижение эйфории от преодоления чересчур опасных препятствий, провоцирование критических и конфликтных ситуаций);

- гиповиктимность (обеспечение повышенной безопасности, закомплексованность, ограниченность общения и социальных контактов, уход от трудностей и реалий современной жизни).

В исследованиях В.Л. Васильева виктимное поведение детерминировано индивидуально-психологическими качествами личности потерпевшего, который является одной из центральных фигур преступления, следственных действий и рассмотрения дела в суде, особенно если речь идет о преступлении против личности [6, с. 67].

От индивидуально-психологических качеств потерпевшего, от его поведения зависит осуществление преступных намерений, степень активной обороны от преступных посягательств.

Информация о работе Психологические факторы, детерминирующие виктимное повидение