Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 20:14, курсовая работа
Актуальность проблемы выявления психологических факторов, детерминирующих виктимное поведение детей, подростков, молодежи.
Виктимность как отклонение от норм безопасного поведения, реализуется в социальных (статусные характеристики жертв и поведенческие отклонения от норм безопасности), психических (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями) и моральных (неусвоенность виктимогенных норм, правил поведения в сложной социальной или криминальной ситуации) [13, с. 41].
Введение………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы виктимологии……………………...
Понятие «виктимное поведение»……………………………..
Психологические исследования факторов виктимного поведения у подростков ………………………………………
Глава 2. Эмпирические исследования виктимного поведения у подростков……………………………………………….
2.1. Диагностика особенностей виктимного поведения учащихся подросткового возраста………………………………………………
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы…………………
Таким образом, у всех испытуемых по седьмой шкале – виктимного поведения были повышены высокие показатели сформированности данного вида поведения.
Обобщим все полученные результаты диагностики данной группы испытуемых.
Таблица 4
Результаты диагностики третьей группы испытуемых
№ п/п |
Тревожность |
Самооценка |
Виктимное поведение |
1 |
Очень высокий |
Низкая |
Выше нормы |
2 |
Очень высокий |
Низкая |
Выше нормы |
3 |
Очень высокий |
Низкая |
Выше нормы |
4 |
Высокий уровень |
Низкая |
Выше нормы |
5 |
Высокий уровень |
Низкая |
Выше нормы |
6 |
Высокий уровень |
Низкая |
Выше нормы |
7 |
Высокий уровень |
Низкая |
Выше нормы |
8 |
Очень высокий |
Низкая |
Выше нормы |
9 |
Высокий уровень |
Низкая |
Выше нормы |
10 |
Очень высокий |
Низкая |
Выше нормы |
Таким образом, на основании полученных результатов диагностики можно выявить основные психологические факторы, детерминирующие виктимное поведение. К этим факторам относится высокий уровень тревожности и низкая самооценка.
Заключение
Завершая теоретический и эмпирический анализ психологических факторов, детерминирующих виктимное поведение, необходимо отметить следующее – виктимное поведение является одним из видов отклоняющегося поведения, которое детерминировано психологическими, моральными, социальными факторами. Преодолению виктимного поведения способствует «социальное научение», учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности, проявляющей склонность к виктимному поведению.В результате теоретического анализа научной литературы по данной тематике, были раскрыты такие понятия как виктимология, виктимность, виктимное повидение.Были определены и описаны такие психологические факторы виктимного поведения, как уровень развития тревожности, уровень притязаний, самооценки, суггестивности. Было проведено эмпирическое исследование, направленное на рассмотрение психологических факторов, детерминирующих виктимное поведение. На основании полученных результатов можно сделать следующий вывод: основными детерминирующими факторами виктимного поведения являются высокий уровень тревожности и низкая самооценка.
Список литературы
Приложение 1
Тест тревожности Р.С. Немова
I. Шкала ситуационной тревожности
№ суждения шкалы |
нет, это не так |
пожалуй, так |
верно |
совершенно не верно | ||||
1. Я спокоен 2. Мне ничто не угрожает 3. Я нахожусь в состоянии напряжения 4. Я внутренне скован 5. Я чувствую себя свободно 6. Я расстроен 7. Меня волнуют возможные неудачи 8. Я ощущаю душевный покой 9. Я встревожен 10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 11. Я уверен в себе 12. Я нервничаю 13. Я не нахожу себе места 14. Я взвинчен 15. Я не чувствую скованности и напряжения 16. Я доволен 17. Я озабочен 18. Я слишком возбужден и мне не по себе 19. Мне радостно 20. Мне приятно |
1 1
1 1 1 1
1
1 1
1 1 1 1 1
1 1 1
1 1 1 |
2 2
2 2 2 2
2
2 2
2 2 2 2 2
2 2 2
2 2 2 |
3 3
3 3 3 3
3
3 3
3 3 3 3 3
3 3 3
3 3 3 |
4 4
4 4 4 4
4
4 4
4 4 4 4 4
4 4 4
4 4 4 | ||||
II . Шкала личностной тревожности | ||||||||
№ суждения шкалы |
никогда |
почти никогда |
часто |
почти всегда | ||||
21.У меня бывает приподнятое настроение 22.Я бываю раздражительным 23.Я легко могу расстроиться 24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 26. Я чувствую прилив сил, желание работать 27. Я спокоен, хладнокровен и собран 28. Меня тревожат возможные трудности 29. Я слишком переживаю из-за пустяков 30. Я бываю вполне счастлив 31. Я все принимаю близко к сердцу 32. Мне не хватает уверенности в себе 33. Я чувствую себя беззащитным 34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 35. У меня бывает хандра 36. Я бываю доволен 37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 38. Бывает, что я чувствую себя неудачником 39. Я — уравновешенный человек 40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
1 1 1
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1 1 1
1
1
1
1 |
2 2 2
2
2
2
2
2
2 2
2
2
2
2 2 2
2
2
2
2 |
3 3 3
3
3
3
3
3
3 3
3
3
3
3 3 3
3
3
3
3 |
4 4 4
4
4
4
4
4
4 4
4
4
4
4 4 4
4
4
4
4 |
Оценка результатов
При помощи ключа к данной методике, представленного в следующей таблице, определяется количество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал.
Ключ к методике оценки ситуационной и личностной тревожности | |||
Номер суждения |
Ситуационная тревожность (ответы) |
Номер суждения |
Личностная тревожность (ответы) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 |
21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. |
4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 |
Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.
Выводы об уровне развития тревожности:
3,5—4,0 балла — очень высокая тревожность.
3,0—3,4 балла — высокая тревожность.
2,0—2,9 балла — средняя тревожность.
1,5—1,9 балла — низкая тревожность.
0,0—1,4 балла — очень низкая тревожность.
Приложение 2
Диагностика самооценки «Лесенка»
При анализе полученных данных исходила, из следующего:
(счет баллов сверху-вниз)
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Ступеньки 2- 3 – адекватная самооценка
Ступенька 4-5 – заниженная самооценка
Ступеньки 6-7 – низкая самооценка
Ступенька 8-10 – резко заниженная самооценка
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Приложение 3
Диагностика виктимного поведения О.О. Андронниковой
Текст опросника
1. Я считаю, что в моей жизни неприятных событий происходит больше, чем у других.
2. Если я попадаю в неприятное положение, то мне лучше всего не сопротивляться и держать язык за зубами.
3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.
4. Я ценю в людях
осторожность и
5. Даже если бы
за опасную работу хорошо
6. Если меня обидели,
то я обязательно должен
7. Если бы другие люди не мешали мне, я добился бы гораздо большего.
8. У меня никогда не было неприятностей из-за моего поведения, связанного с половой жизнью.
9. Временами мне хочется ломать вещи, бить посуду.
10. У меня бывали такие периоды, тянувшиеся дни, недели или даже месяцы, когда я не мог ни за что взяться, т.к. не мог включиться в работу.
11. Я не всегда говорю правду.
12. В более раннем возрасте меня выгоняли из школы за плохое поведение.
13. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.
14. Временами я так настаиваю на своем, что окружающие теряют терпение.
Информация о работе Психологические факторы, детерминирующие виктимное повидение