Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 22:46, курсовая работа
Цель исследования: изучение психологических факторов профессионального «успеха» у студентов разных групп.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие «успех».
- Определить возрастные особенности студенческого возрастного периода.
- Выявить факторы профессионального «успеха» у студентов разных групп.
Введение…….……………………………………………………………..3
Глава I. Психологические факторы развития образа профессионального «успеха» у студентов разных групп.……….…………………………..4
1.1Понятие успеха в профессиональной деятельности....……….4
1.2Психологические факторы, определяющие успешность учебной деятельности…..………..………………….………………………….8
1.3Социально-психологические особенности студенческого возраста...........................................................................................12
Выводы по главе I…………………………………………..…………...20
Глава II. Программы и методы исследования …………….………….22
2.1 Программы и методы исследования ..……………………...22
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………..…….…….24
Выводы по главе II………………………………………….…………..31
Заключение…………………………………….………………………...32
Список литературы……………………………………………….……..34
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное учреждение высшего профобразования
Брянский Государственный Университет
Факультет психологии, рекламы и связей с общественностью
Курсовая работа
на тему:
Психологические факторы развития образа профессионального «успеха» у студентов разных групп.
Выполнил: Студент 4П2
Кублицкий Н. Ю.
Проверила: Сизаева В.Э.
Брянск – 2012
Оглавление
Введение…….…………………………………………………
Глава I. Психологические факторы развития образа профессионального «успеха» у студентов разных групп.……….…………………………..4
1.1Понятие успеха в профессиональной деятельности....……….4
1.2Психологические факторы, определяющие
успешность учебной деятельност
1.3Социально-психологические особенности
студенческого возраста......................
Выводы по главе I…………………………………………..…………...20
Глава II. Программы и методы исследования …………….………….22
2.1 Программы и методы исследования ..……………………...22
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………..…….…….24
Выводы по главе II………………………………………….…………..31
Заключение…………………………………….……………
Список литературы……………………………………………….…
Приложение
ВВЕДЕНИЕ.
Одной из самых больших проблем современного человека зачастую является неуверенность в себе, в своих силах и успехе деятельности. Это крайне негативно отражается на качестве его работы и взаимоотношениях с окружающими. Многие люди стараются избавиться от этого комплекса, но не у всех выходит. А ведь неуверенность в себе – главная причина неудач на работе и в личной жизни.
Меняя восприятие определенных объектов, формируя новый стиль мышления, мы развиваем и новое отношение к своей деятельности. Когда человек начинает рассуждать по-другому, он начинает и действовать по-другому. Приучив себя к новому мышлению (по-другому воспринимая себя и свою деятельность), вы тем самым изменяете и свою мотивацию к деятельности. Существует несколько технологий, позволяющих добиться высокой мотивации минимальными усилиями.
Это обуславливает актуальность данной темы.
Цель исследования: изучение психологических факторов профессионального «успеха» у студентов разных групп.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие «успех».
- Определить возрастные особенности студенческого возрастного периода.
- Выявить факторы профессионального «успеха» у студентов разных групп.
Объект исследования: профессиональный успех студентов.
Предмет исследования: психологические факторы развития профессионального успеха.
Гипотеза: факторы развития образа профессионального успеха у студентов разных групп не отличаются.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «УСПЕХА» У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ГРУПП.
1.1 Понятие успеха в профессиональной деятельности.
Понятие успеха как такового имеет ключевое значение для человека. Нельзя не признать, что успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития человека. Известно высказывание У. Джеймса, согласно которому «истина создается успехами этого (нашего) опыта». Соответственно, прежде чем ставить вопрос о тенденциях развития профессионала, необходимо разобраться в психологическом содержании таких понятий, как успех, неуспех, ситуация успеха, успешность деятельности, профессиональная успешность. []
В современных условиях под успехом понимается достижение поставленной цели, превышение своих прежних результатов и социальных норм. В тех случаях, когда ожидания человека совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для человека, можно говорить об успехе. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремилась в своей деятельности, либо совпал с его надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Таким образом, успех может быть определен как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, человека и результатами ее деятельности. []
В достижении профессионального успеха и значимой цели наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса, который можно сформулировать так: «Выбери из объективных возможностей то, что
подходит тебе и действуй. Но вовремя остановись, если идет сопротивление».
Расшифровка этого принципа состоит в следующем:
- необходимо точно сформулироват
- важно проанализировать
- из условий, способствующих достижению цели, нужно выбрать те, которые существенно сокращают время и дают возможность сберечь силы;
- из условий, препятствующих достижению цели, выделить те, которые можно изменить и которые изменить нельзя. Подумать, какие из них преобладают;
- если преобладают условия, препятствующие достижению цели, но которые можно изменить, приложив к этому определенные усилия, надо действовать;
- условия, которые препятствуют достижению цели и которые изменить нельзя, нужно постараться «обойти» с той или иной стороны. Гибко и осторожно вести свой жизненный «корабль», стараясь маневрировать так, чтобы рифы и опасные препятствия не пропороли его корпус;
- если же препятствия настолько
велики, что обойти их никак
нельзя, надо на время отказаться
от поставленной цели и
Многие встречались с тем, что обычно называется успехом или везением. Но немногие смогли вовремя почувствовать, что это - важный и, может быть, единственный шанс изменить себя и свой статус в профессии. Может показаться, что все еще впереди и таких моментов удачи или везения будет еще много. Однако это не совсем так: проходят годы, и работник начинает сожалеть, что не использовал определенные шансы, потерял время и не смог вовремя сконцентрироваться на достижении значимой цели.
Как различить, пришедшее везение - это случайная удача или устойчивый успех? Это действительно трудно понять, потому что успех приходит по-разному. Вспомните, когда в профессиональной деятельности что-то долго не получалось, Вы прикладывали неимоверные усилия, работали на пределе возможностей, старались и вдруг получилось! В этом случае успех воспринимается как необходимый результат долгого и упорного труда.
Но успех может прийти
и тогда, когда Вы его совсем
не ждали. Вы что-то делали «спустя
рукава», не придавая этому большого
значения или просто ради
Правило эффективного действия и достижения профессионального успеха состоит в том, что в момент удачи и везения следует выложиться до конца. В любом случае, то, что наработано, не пропадает зря. У человека формируются профессиональные навыки, выносливость, трудолюбие, упорство. Как правило, в будущем эти качества, несомненно, окажутся полезными в профессиональной деятельности.
Говоря об успешности (эффективности) деятельности индивида, мы имеем в виду одну из наиболее общих и очевидных трактовок этого понятия как соотношения между позитивными и негативными результатами деятельности («доходами» и «расходами»), за исключением результатов эмоциональных. При этом успешность рассматривается как важнейший показатель уровня освоения данной деятельности индивидом. Индивида, находящегося на низком уровне освоения деятельности, характеризует: высокая степень противоречия между целевой и наличной ситуацией функционирования; высокий уровень несоответствия между необходимой и имеющейся, между ожидаемой и поступающей информацией (когнитивный диссонанс и др.); высокий уровень новизны и неожиданности данной ситуации для него; низкий уровень контроля над ней и, как следствие всего этого - высокий уровень трудности деятельности для него и малая вероятность достижения им цели (удовлетворения потребностей). Индивида, находящегося на высоком уровне освоения деятельности, характеризуют противоположные параметры. Иначе говоря, рост эффективности деятельности рассматривается как обеспечиваемый, главным образом, способностями и накоплением опыта, обусловливающими снижение ее трудности и новизны для субъекта, а также уменьшение затрат усилий, времени и т.п., необходимых для ее выполнения.
1.2 Психологические факторы,
определяющие успешность
Успешность обучения студента в вузе определяется как внутренними (психологическими), так и внешними (социальными и педагогическими) факторами. К социальным факторам относят социальное происхождение студента, место жительства, материальное и семейное положение и т.п. Группа педагогических факторов, обусловливающих успешность обучения, включает уровень и качество довузовской подготовки студента, уровень организации учебного процесса в вузе, развитость его материально-технической базы, уровень компетенции и мастерства преподавателей и др. Среди психологических факторов выделяют две подгруппы (Ильясов И.И., 2003): познавательную и личностную. К подгруппе познавательных факторов детерминирующих успешность обучения относят восприятие, мышление, понимание, воображение, память, речь, внимание, интеллектуальные стили познания. В подгруппу личностных факторов входят мотивационные, волевые, эмоциональные факторы и самосознание[].
Список факторов, влияющих на успешность обучения студентов в высших учебных заведениях, рассмотренный в статье С.Д. Смирнова (2004): конституция (телосложение), темпераментальные особенности, общее интеллектуальное развитие, социальный интеллект, специальные способности, креативность (творческость), учебная мотивация, уровень самооценки, волевые качества, акцентуации характера, владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности. []
И. Л. Соломин (2000) отмечает, что «успешность учебной деятельности зависит не только от уровня и структуры интеллекта, не только от степени выраженности черт личности, но и от содержания потребностей». []
Человек - это очень сложное, многомерное образование, поэтому среди специалистов существуют различные точки зрения о комплексе факторов, оказывающих наибольшее влияние на эффективность обучения. Чтобы определиться с точкой отчета, воспользуемся подходом, рассматривающим человека в виде набора параметров, который еще с начала ХХ века принято называть профилем личности (Милорадова Н.Г., 2000 и др.) Отдельный параметр (показатель) профиля личности называют психологической чертой или чертой личности. Психологическая черта - это устойчивая, повторяющаяся в различных ситуациях особенность поведения человека. Черты по происхождению и по сфере приложения подразделяют на три уровня: конституциональные, социально-ролевые и личностные.
Конституциональные (организмические, генотипические) черты. Прогнозировать поведение человека в предельно широком диапазоне ситуаций позволяет знание наиболее общих индивидуально-типологических особенностей его психики, описываемых через свойства нервной системы, тип темперамента, тип познавательной деятельности и др. На этом уровне деление черт на «хорошие - плохие» не имеет смысла. Это та психофизиологическая основа, которую человек получил от природы, и его задача - использовать свои природные особенности максимально эффективно. Именно использовать и развивать, но не бороться, «не рубить тот сук, на котором сидишь». Организмические черты наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими параметрами профиля личности и не поддаются кардинальным изменениям. Однако в результате длительной тренировки можно несколько расширить, сдвинуть в ту или иную сторону диапазон их проявления. Генотипические особенности полезно знать для того, чтобы выбирать те виды и способы деятельности, в которых возможности психики реализуются наиболее эффективно: максимально используются ее сильные стороны и минимизируется влияние слабых. Конституциональные черты обусловлены свойствами организма и задают ограничения для максимально широкого класса ситуаций. Они являются тем фундаментом, на котором возводится «здание» характера. Каким будет это здание, конечно же, задается фундаментом. Однако на одном и том же фундаменте архитектор может возвести различные сооружения: как по внешнему виду, так и по назначению. В деле построения личности таким архитектором является сам человек и те конкретные условия, в которых протекает его жизнь.