Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 02:21, реферат

Краткое описание

Специфика активности человека состоит в том, что она постоянно протекает во взаимодействии с другими людьми или предметами, произведенными ими. И помимо природных законов, регулирующих отношения между ними, в силу вступают законы социальной жизни, иногда закрепленные в виде жестких предписаний (правил), а чаще - в виде нравственных норм, допускающих известную вариативность отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологический анализ агрессивного поведения учащихся.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

    Изучение  причин агрессивного поведения учащихся (в проведении исследований участвовали слушатели курсов практических психологов Бесланеева Ж.М., Илларионова В.В, Квашнина М.Л., Пономарева Л.Е., Шеплякова Н.Б.) проводился с помощью комплекса методик, ориентированных на выявление:

    1) установившихся взаимоотношений с родителями учителями и сверстниками (социометрический статус, наличие  

65  

Таблица 2

Показатели  агрессивности учащихся в неблагополучных  классах (в %)  

Сравниваемые  группы Показатели  видов и причин агрессии
I II III IV V VI VII VIII
VI кл.

уч-ся

Гр.-

Гр.+

77

56

69

48

55

38

88

56

56

38

70

51

70

62

86

88

Гр. учителей 35 50 47 52 47 48 48 75
VII кл. уч-ся Гр.-

Гр.+

75

66

77

61

57

49

72

80

52

54

68

62

62

53

73

84

Гр. учителей 37 51 48 44 50 44 53 73
VIII кл. уч-ся Гр.-

Гр.+

77

55

81

69

55

42

72

68

50

45

75

68

62

58

68

75

Гр. учителей 44 59 50 52 56 59 53 79
 

 

Условные  обозначения: "Гр. -" учащиеся со школьными осложнениями. "Гр. +" учащиеся без школьных осложнений. I - физическая агрессия, II - вербальная агрессия, III - косвенная агрессия; IV - негативизм, V - раздражение, VI - подозрительность, VII -обида, VIII - чувство вины.  

Таблица 3

Соотношение показателей агрессивности и  причин,

порождающих агрессивность у учащихся и учителей   

VI кл. Гр- 77 69 55 88! 56 70 70! 86!
VII кл. Гр- 75 77 57 72 52 68 62 73
VIII кл. Гр- 77 81! 55 72 50 75! 62 68
  "уч-" = 6- = = = = 6+ 6+
Уч-ся Гр.+ 56 48 38 56 38 51 62 88!
Уч-ся Гр.+ 66 61 49 80 54 62 53 84
Уч-ся Гр.+ 55 69! 42 68 45 68' 58 75
  "уч+" 7+ 6- 7+ 7+ 7+ 6- 6+ 6+
Гр. учителей 35 50 47 52 47 48 48 75
Гр. учителей 35 50 47 52 47 48 48 75
Гр. учителей 44 59! 50 52 56! 59! 53 79
  УЧ 8+ 8+ = = 8+ 8+ = =
 

 

Условные  обозначения: Показатели со знаком "!" - высшие показатели в сравниваемых классах; номер класса со знаком "+" или "-" - наибольшие или наименьшие показатели в сравниваемых группах учащихся ("+" - самые высокие, "-" - самые низкие); знак "=" означает неразличимость полученных результатов.  

66  

умений сотрудничества, показатели проективных методик  таких, как тест Р. Жиля, "завершение предложения", "рисунок семьи");

    2) преобладающего психического состояния  (тревожности, депрессии, фрустрации);

    3) форм и внутренних причин агрессии (опросник Басса-Дарки);

    4) сформированности у школьников умений самодеятельности (сформированность умений саморегуляции деятельности, сформированность компонентов субъектного опыта)

    Последний (4) показатель нами был введен в исследование агрессивных проявлений учащихся практически  впервые. По нашему мнению, социализация агрессивных проявлений ребенка не ограничивается влиянием перечисленных выше факторов. Агрессивность вызывается не только дефицитом признания и любви, не только ожиданием наказания или воспоминаниями о нем, но и активным стремлением ребенка устранить конфликтную ситуацию любыми средствами. Дефицит любви составляет фон, на котором легче проявиться агрессивности. Агрессивное поведение окружающих индуцирует ответную агрессивную реакцию ребенка и взрослых. Но все-таки, если задуматься, сама агрессивность применительно к человеку - свидетельство ограниченности средств, которыми располагает ребенок (и взрослый) для преодоления затруднений и неприятных для себя ситуаций. Агрессивность и ее проявления нередко являются защитными реакциями ребенка в конфликтной ситуации, стремлением утвердиться любой ценой.

    Подтверждением  этому могут быть приведенные  в дипломных работах Илларионовой В.В. и Пономаревой Л.Е. (Ижевск, 1993) результаты обследования социальной адаптации  и проявлений агрессивности подростков. У "трудных" подростков - учащихся школы рабочей молодежи - показатели социальной адаптации оказались даже более высокими, чем у учащихся очень благополучного 9 класса гимназии. Но достигался высокий уровень адаптированности, приятия других и себя самого преимущественно за счет тех средств, которые так или иначе связаны с агрессивным поведением (демонстрация силы, привычное сопротивление давлению, готовность дать отпор давлению взрослых и сверстников). И естественно, проявления физической и вербальной агрессии были выражены у них значительно выше.

    Использование агрессивных действий для самоутверждения  и самореализации встречается и  в раннем детстве, и у подростков, и у взрослых. И причиной этого  чаще всего является недостаток или  низкая культура средств, используемых в собственной деятельности и во взаимодействии с другими людьми. Поэтому и в коррекционной работе речь должна идти не об избавлении от агрессивности, а об устранении причин, ведущих к ее проявлениям, о расширении активно используемого инструментария в поведении ребенка.

    Результаты, полученные по средним значениям в полярных группах по проявлениям агрессии, показывают, что при больших и достаточно значимых различиях в проявлениях агрессии учащиеся не обнаруживают значимых различий в том, что могло бы расцениваться как предпосылки агрессии: негативизм, раздражительность, подозрительность, обида, чувство вины. Приведенные в табл. 4 результаты также свидетельствуют о том, что многие из показателей, связанные с агрессивными проявлениями, в равной степени представлены и у благополучных и у неблагополучных школьников В конечном счете, агрессивные проявления, которые становятся проблемой ребенка и школы, мы можем наблюдать и на вполне благополучном фоне. В свою очередь, школьник с множеством предпосылок к проявлениям агрессии реально оказывается коммуникабельным и неконфликтным ребенком. Это и побудило нас к поиску конкретных механизмов социализации, ограничивающих и перестраивающих возможные агрессивные проявления ребенка.

    В рамках активно разрабатываемой  проблемы формирования механизмов  

67  

Таблица 4

Показатели  агрессивных проявлений учащихся (численные  значения приведены  в процентах; в  скобках ниже приводятся границы разброса данных)  

Выявленные  показатели Группы  учащихся
со  школьными трудностями без школьных трудностей
Усредненные показатели агрессивности 62 (58-75) 42 (39-45)
Суммарные предпосылки к проявлениям агрессии 64 (58-70) 60 (45-71)
Социометрический  статус в кругу сверстников преобладает негативный и позитивный, и  негативный
Тревожность преобладает повышенная средний уровень
Отношения с родителями в целом все варианты все варианты
Отношения с родителями в общих делах все варианты все варианты
Отношения с родителями и сверстниками на отдыхе преобладает отрицательное все варианты
Отношение к классному руководителю преобладает отрицательное нейтральное
 

 

психической саморегуляции мы изучали, в какой  мере школьные трудности ребенка  и в первую очередь трудности  агрессивных детей связаны со сформированностью умений саморегуляции деятельности, обеспечивающих им и большую самостоятельность поведения. В данной работе мы ограничились использованием методик ЭОС (экспертная оценка самостоятельности) и САМОС (самооценка учащимися своих действий и отношений) (см. [11]), с помощью которых были получены индивидуальные показатели самостоятельности учащихся. Интегральные показатели полярных групп учащихся приведены в табл. 5.

    Поскольку изучаемые группы детей (исследование проводила в г. Иванове М.Л. Квашнина) были из классов с высоким уровнем  агрессивности и конфликтности, постольку и школьные трудности были преимущественно связаны с повышенной конфликтностью и агрессивностью. Но результаты исследования показали, что наличие умений и профессионально ориентированных интересов; умеренное стремление к сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми; не безбоязненное, но уверенное ожидание успехов и позитивное отношение к перспективам - все это значительно уменьшает и школьные  

Таблица 5

Проявления  самостоятельности  у агрессивных  и неагрессивных  учащихся  

Оцениваемые показатели, связанные с самостоятельностью учащихся Группы  детей
со  школьными трудностями без школьных трудностей
1. Зависимость  от учителя выражена выражена
2. Потребность  в помощи учителя выражена выражена
3. Обращаются  за помощью эпизодически эпизодически
4. Профессионально ориентированные интересы слабо выражены ярко выражены
5. Готовность оказать помощь эпизодическая эпизодическая
6. Демонстративность выражена выражена
7. Отношение к сотрудничеству равнодушное умеренное
8. Стремление к успеху сдерживаемое боязнью неудачи высокое, но с боязнью неудачи
9. Выраженность  видов социальной ориентации игнорируют  все виды акцент на одном, двух видах
10. Самооценивание перспектив удовлетворительное высокое

Информация о работе Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся