Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 02:21, реферат
Специфика активности человека состоит в том, что она постоянно протекает во взаимодействии с другими людьми или предметами, произведенными ими. И помимо природных законов, регулирующих отношения между ними, в силу вступают законы социальной жизни, иногда закрепленные в виде жестких предписаний (правил), а чаще - в виде нравственных норм, допускающих известную вариативность отношений.
Изучение причин агрессивного поведения учащихся (в проведении исследований участвовали слушатели курсов практических психологов Бесланеева Ж.М., Илларионова В.В, Квашнина М.Л., Пономарева Л.Е., Шеплякова Н.Б.) проводился с помощью комплекса методик, ориентированных на выявление:
1)
установившихся взаимоотношений с родителями
учителями и сверстниками (социометрический
статус, наличие
65
Таблица 2
Показатели
агрессивности учащихся
в неблагополучных
классах (в %)
Сравниваемые группы | Показатели видов и причин агрессии | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | ||
VI
кл.
уч-ся |
Гр.-
Гр.+ |
77
56 |
69
48 |
55
38 |
88
56 |
56
38 |
70
51 |
70
62 |
86
88 |
Гр. учителей | 35 | 50 | 47 | 52 | 47 | 48 | 48 | 75 | |
VII кл. уч-ся | Гр.-
Гр.+ |
75
66 |
77
61 |
57
49 |
72
80 |
52
54 |
68
62 |
62
53 |
73
84 |
Гр. учителей | 37 | 51 | 48 | 44 | 50 | 44 | 53 | 73 | |
VIII кл. уч-ся | Гр.-
Гр.+ |
77
55 |
81
69 |
55
42 |
72
68 |
50
45 |
75
68 |
62
58 |
68
75 |
Гр. учителей | 44 | 59 | 50 | 52 | 56 | 59 | 53 | 79 |
Условные
обозначения: "Гр. -" учащиеся со
школьными осложнениями. "Гр. +" учащиеся
без школьных осложнений. I - физическая
агрессия, II - вербальная агрессия, III -
косвенная агрессия; IV - негативизм, V -
раздражение, VI - подозрительность, VII -обида,
VIII - чувство вины.
Таблица 3
Соотношение показателей агрессивности и причин,
порождающих
агрессивность у учащихся и учителей
|
Условные
обозначения: Показатели со знаком "!"
- высшие показатели в сравниваемых классах;
номер класса со знаком "+" или "-"
- наибольшие или наименьшие показатели
в сравниваемых группах учащихся ("+"
- самые высокие, "-" - самые низкие);
знак "=" означает неразличимость
полученных результатов.
66
умений сотрудничества, показатели проективных методик таких, как тест Р. Жиля, "завершение предложения", "рисунок семьи");
2)
преобладающего психического
3)
форм и внутренних причин
4) сформированности у школьников умений самодеятельности (сформированность умений саморегуляции деятельности, сформированность компонентов субъектного опыта)
Последний (4) показатель нами был введен в исследование агрессивных проявлений учащихся практически впервые. По нашему мнению, социализация агрессивных проявлений ребенка не ограничивается влиянием перечисленных выше факторов. Агрессивность вызывается не только дефицитом признания и любви, не только ожиданием наказания или воспоминаниями о нем, но и активным стремлением ребенка устранить конфликтную ситуацию любыми средствами. Дефицит любви составляет фон, на котором легче проявиться агрессивности. Агрессивное поведение окружающих индуцирует ответную агрессивную реакцию ребенка и взрослых. Но все-таки, если задуматься, сама агрессивность применительно к человеку - свидетельство ограниченности средств, которыми располагает ребенок (и взрослый) для преодоления затруднений и неприятных для себя ситуаций. Агрессивность и ее проявления нередко являются защитными реакциями ребенка в конфликтной ситуации, стремлением утвердиться любой ценой.
Подтверждением
этому могут быть приведенные
в дипломных работах
Использование агрессивных действий для самоутверждения и самореализации встречается и в раннем детстве, и у подростков, и у взрослых. И причиной этого чаще всего является недостаток или низкая культура средств, используемых в собственной деятельности и во взаимодействии с другими людьми. Поэтому и в коррекционной работе речь должна идти не об избавлении от агрессивности, а об устранении причин, ведущих к ее проявлениям, о расширении активно используемого инструментария в поведении ребенка.
Результаты, полученные по средним значениям в полярных группах по проявлениям агрессии, показывают, что при больших и достаточно значимых различиях в проявлениях агрессии учащиеся не обнаруживают значимых различий в том, что могло бы расцениваться как предпосылки агрессии: негативизм, раздражительность, подозрительность, обида, чувство вины. Приведенные в табл. 4 результаты также свидетельствуют о том, что многие из показателей, связанные с агрессивными проявлениями, в равной степени представлены и у благополучных и у неблагополучных школьников В конечном счете, агрессивные проявления, которые становятся проблемой ребенка и школы, мы можем наблюдать и на вполне благополучном фоне. В свою очередь, школьник с множеством предпосылок к проявлениям агрессии реально оказывается коммуникабельным и неконфликтным ребенком. Это и побудило нас к поиску конкретных механизмов социализации, ограничивающих и перестраивающих возможные агрессивные проявления ребенка.
В
рамках активно разрабатываемой
проблемы формирования механизмов
67
Таблица 4
Показатели
агрессивных проявлений
учащихся (численные
значения приведены
в процентах; в
скобках ниже приводятся
границы разброса
данных)
Выявленные показатели | Группы учащихся | |
со школьными трудностями | без школьных трудностей | |
Усредненные показатели агрессивности | 62 (58-75) | 42 (39-45) |
Суммарные
предпосылки к проявлениям |
64 (58-70) | 60 (45-71) |
Социометрический статус в кругу сверстников | преобладает негативный | и позитивный, и негативный |
Тревожность | преобладает повышенная | средний уровень |
Отношения с родителями в целом | все варианты | все варианты |
Отношения с родителями в общих делах | все варианты | все варианты |
Отношения с родителями и сверстниками на отдыхе | преобладает отрицательное | все варианты |
Отношение к классному руководителю | преобладает отрицательное | нейтральное |
психической саморегуляции мы изучали, в какой мере школьные трудности ребенка и в первую очередь трудности агрессивных детей связаны со сформированностью умений саморегуляции деятельности, обеспечивающих им и большую самостоятельность поведения. В данной работе мы ограничились использованием методик ЭОС (экспертная оценка самостоятельности) и САМОС (самооценка учащимися своих действий и отношений) (см. [11]), с помощью которых были получены индивидуальные показатели самостоятельности учащихся. Интегральные показатели полярных групп учащихся приведены в табл. 5.
Поскольку
изучаемые группы детей (исследование
проводила в г. Иванове М.Л. Квашнина)
были из классов с высоким уровнем
агрессивности и конфликтности,
постольку и школьные трудности были преимущественно
связаны с повышенной конфликтностью
и агрессивностью. Но результаты исследования
показали, что наличие умений и профессионально
ориентированных интересов; умеренное
стремление к сотрудничеству, взаимодействию
с другими людьми; не безбоязненное, но
уверенное ожидание успехов и позитивное
отношение к перспективам - все это значительно
уменьшает и школьные
Таблица 5
Проявления
самостоятельности
у агрессивных
и неагрессивных
учащихся
Оцениваемые показатели, связанные с самостоятельностью учащихся | Группы детей | |
со школьными трудностями | без школьных трудностей | |
1. Зависимость от учителя | выражена | выражена |
2. Потребность в помощи учителя | выражена | выражена |
3. Обращаются за помощью | эпизодически | эпизодически |
4. Профессионально ориентированные интересы | слабо выражены | ярко выражены |
5. Готовность оказать помощь | эпизодическая | эпизодическая |
6. Демонстративность | выражена | выражена |
7. Отношение к сотрудничеству | равнодушное | умеренное |
8. Стремление к успеху | сдерживаемое боязнью неудачи | высокое, но с боязнью неудачи |
9. Выраженность видов социальной ориентации | игнорируют все виды | акцент на одном, двух видах |
10. Самооценивание перспектив | удовлетворительное | высокое |
Информация о работе Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся