Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Социально – психологические методы управления позволяют влиять на интересы людей. Регулировать межличностные отношения в коллективе, влияют на формы и развития трудового коллектива.
Социально- психологические методы представляют собой совокупность приемов и способов социально – психологического воздействия на трудовой коллектив.
С.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………
3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ...……...………………………………
4
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ……
9
МЕХАНИЗМЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ……………………………………………...
11
ПРИЛОЖЕНИЕ ………… ………………………………………………………………………
15
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ..…………………………………………………………………..
16
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ……………………………………………………………………
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………….
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………...…………………………………………………………….
19
Если эффект совместимости чаще всего возникает в личных отношениях между членами коллектива, то эффект сработанности является результатом деловых отношений, связанных с производственной деятельностью.
Сработанность — показатель согласованности межиндивидуального взаимодействия в условиях конкретной совместной деятельности. Сработанность характеризуется высокой продуктивностью совместной работы индивидов. Таким образом, основа сработанности — успешность и выгодность именно совместной деятельности, когда между ее участниками возникает согласованность действий. М. Г. Рогов и Н. Н. Обозов показали, что для нормального функционирования коллектива очень важна сработанность на уровне «руководитель — заместитель».
Для налаживания дисциплины, повышения производительности труда и создания благоприятного психологического климата руководителю необходимо знать межличностные отношения в коллективе./В любом коллективе между людьми протягиваются невидимые нити взаимоотношений, которые невозможно отразить ни в одном штатном расписании. Возникает неформальная структура, строящаяся на симпатиях и антипатиях членов коллектива. Известно, что внутригрупповые конфликты, как правило, зарождаются в неформальной структуре, а затем перемещаются в сферу формальных отношений, выбивая коллектив из нормального ритма работы. Как считают многие социальные психологи, сработанность, слаженность коллектива определяется степенью единства формальной и неформальной структур. И чем выше эта степень, тем больших успехов может достигнуть коллектив. Один из методов исследования межличностных отношений, доступных каждому руководителю, — углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данного коллектива. К этим социальным фактам можно отнести взаимопомощь, дружбу, ссоры, конфликты и тому подобное. Постоянное наблюдение за этими явлениями позволит руководителю изучить межличностные отношения подчиненных.
В поощрении хорошей работы, поведения, в наказании отрицательных поступков заложена психологическая сущность воспитания и стимулирования трудящихся. Эти средства воздействия позволяют удерживать личность в рамках определенных моральных требований общества и выработанных государством законов. Однако предпочтение в воспитательной работе должно отдаваться поощрениям. Наказание же следует рассматривать как крайнюю меру воспитательного воздействия, и его нужно уметь очень осторожно применять. Постоянный страх человека, что он может быть наказан за то или другое неправильное действие, за допущенную ошибку при проявлении инициативы, порождает рутинеров и перестраховщиков.
Говоря о психологических аспектах воспитательной и стимулирующей деятельности руководителя, необходимо помнить, что ни один из приемов, будь то убеждение или порицание, поощрение или наказание, используемый в отдельности, не принесет положительного эффекта. Итак, чтобы трудовая активность к дисциплине стали выше, руководитель должен уметь пользоваться всем арсеналом стимулирующих и воспитательных воздействий.
Коллектив — это не простая арифметическая сумма индивидов, а качественно новая категория. На людей, составляющих коллектив, действуют определенные социально-психологические закономерности. Без знания этих закономерностей руководителю трудно управлять людьми, вести воспитательную работу, мобилизовать работающих на выполнение и перевыполнение планов. Вот почему каждый руководитель должен знать социально-психологическую структуру коллектива и социально-психологические закономерности, которые действуют в группах людей.
Психологический механизм оценки личности состоит в том, что похвала руководителя повышает авторитет работника и тем самым влияет на отношение к нему членов коллектива. Давая оценку подчиненному, необходимо стремиться к тому, чтобы он чувствовал, что руководитель и коллектив замечают и одобряют его личные достоинства, успехи в работе и общественной деятельности. В результате человек стремится стать еще лучше, добиться более высоких показателей в работе. В этом естественном стремлении, в нравственных усилиях, поощряемых руководителем и коллективом, а также в чувстве самоуважения и кроется весь секрет положительной оценки в воспитательном процессе и активизации личности.
Важно не только то, чтобы руководитель на работе не выглядел мрачным, хмурым; важно также и то, чтобы каждый человек приходил на работу в бодром, а не угнетенном состоянии и чтобы хорошее настроение у него сохранялось постоянно. Это во многом зависит от того, какой морально-психологический климат создан в коллективе.
ПРИЛОЖЕНИЕ: тест
№ п/п |
Свойства психологического климата |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Свойства психологического климата |
1 |
Преобладает доброе и жизнерадостное направление |
Преобладает подавленный и пессимистический тон. | |||||||
2 |
Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии. |
Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия. | |||||||
3 |
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание. |
Группировки конфликтуют между собой. | |||||||
4 |
Членам коллектива нравиться быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить время. |
Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению. | |||||||
5 |
Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживания, участие всех членов коллектива. |
Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, иногда вызывают зависть или злорадство. | |||||||
6 |
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми намерениями. |
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов. | |||||||
7 |
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. |
В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям остальных. | |||||||
8 |
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, и все за одного». |
В трудных случаях коллектив «раскисает», проявляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения. | |||||||
9 |
Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные. |
Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у его отдельных представителей. | |||||||
10 |
Коллектив доброжелательно относится к новым членам, стремиться помочь им освоиться. |
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним проявляют враждебность. | |||||||
11 |
Коллектив активен, полон энергии. |
Коллектив пассивен, инертен. | |||||||
12 |
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело. |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только об собственных интересах. | |||||||
13 |
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддержка слабых, их защита. |
Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», презрительное отношение к слабым. | |||||||
14 |
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители. |
К похвалам и поощрениям здесь относятся равнодушно. |
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
ООО «Мурманские сувениры»
общая площадь 250,0 кв.м. торговая площадь 174,4 кв.м.
должность |
Число |
Утвержденные должностные оклады |
ФЗП по утвержденным должностным окладам. |
Директор |
1 |
5400 |
5400 |
Главный бухгалтер |
1 |
5200 |
5200 |
Бухгалтер |
1 |
4500 |
4500 |
Заведующий отделом |
2 |
5000 |
10000 |
Старший кассир |
1 |
3500 |
3500 |
Продавец |
7 |
3450 |
24150 |
Грузчик |
1 |
2700 |
2700 |
Уборщица |
2 |
1900 |
3800 |
Практическая работа.
Согласно штатного расписания в магазине ООО «Мурманские сувениры» работают 16 человек. По проведенному тесту мы смогли рассчитать среднегрупповую оценку психологического климата в коллективе.
ФОРМУЛА: С=∑С/N, где N число членов группы.
Величина С | ||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 | |
Результат Теста |
28 |
31 |
29 |
19 |
30 |
28 |
33 |
15 |
29 |
28 |
30 |
29 |
32 |
30 |
28 |
29 |
По результатам теста получен итог, что среднегрупповая оценка психологического климата в магазине ООО «Мурманские сувениры» составляет 28,0%.
(448/16=28,0%).
Дальше, по формуле n(С1-)/N *100% рассчитаем процент людей оценивающих климат как неблагоприятный, где n(С1-) количество людей, оценивающих климат как неблагоприятный. N – число членов группы.
Условие теста: если С=0 или имеет отрицательную величину, то имеет ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. Если С<27 то климат неустойчивый благоприятный. Если С>27 то психологический климат благоприятный.
2/16*100%=12,5%.
Итак, в магазине «Мурманские сувениры» 12,5% людей, оценивающих климат в коллективе как не благоприятный.
Вывод: По проведенному исследованию можно сделать вывод, что 87,5% от всего числа сотрудников магазина ООО «Мурманские сувениры» считают сложившийся коллектив как благоприятный. Что свидетельствует о правильном подборе кадров, профессиональной совместимости работников, а в итоге – высокой продуктивности коллективной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной работе был проведен теоретический анализ понятия социально – психологического климата в коллективе.
Социально-психологический климат - это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.
1. Коллектив — это
высшая форма организованной
группы, в которой межличностные
отношения опосредуются
2. Морально-психологический климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. Руководителю, деловому человеку важно знать пути формирования морально-психологического климата и механизмы сплочения коллектива. В своих управленческих решениях, при подготовке, обучении и расстановке кадров необходимо использовать эти пути, добиваясь оптимального согласования межличностного взаимодействия членов коллектива в условиях конкретной совместной деятельности.
3. Самым важным для руководителя в конфликтных ситуациях является их профилактика. Не разрешение, а именно профилактика, т. е. предупреждение развития самих конфликтных ситуаций. Однако, если конфликт налицо, следует принимать деятельное участие в разрешении конфликта, применяя для этого те или иные пути (примирение сторон, путь компромисса, разрешение споров на деловой основе и т. п.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Информация о работе Психологический климат в коллективе, управленческие аспекты