Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:07, курсовая работа
Цель работы – исследовать психологический климат в коллективе, определить управленческие аспекты.
Задачи: определить эффективность управления, личность руководителя, менеджерские характеристики.
Объектом исследования является социально-психологический феномен.
Предмет исследования: психологический климат в коллективе.
2) способность доминировать, которая рассматривается как умение руководителя влиять на подчиненных и изменять их поведение в соответствии с задачами управления;
3) стремление к победе как особое качество, которое базируется на мотивации достижения цели (достижения успеха);
4) уверенность в себе - дополнительное качество, основанное на высокой адекватной самооценке;
5) стремление к победе и уверенность в себе - две взаимосвязанные характеристики, так как успешное достижение человеком поставленных перед собой целей или достижение субъективно значимых целей приводит к формированию высокой адекватной самооценки, которая и воспринимается окружающими как уверенность в себе;
6) креативность - «способность к творческому решению задач», которая рассматривается не только как характеристика интеллекта руководителя, но и как желание и способность поощрять творчество своих подчиненных;
7) эмоциональная уравновешенность, проявляющаяся в способности руководителя поддерживать оптимальное эмоциональное состояние в изменяющихся условиях;
8) предприимчивость,
надежность и независимость,
Перечисленные личностные черты, естественно, не исчерпывают всего богатства характеристик руководителя, о чем свидетельствует отечественная и зарубежная литература6. Вместе с тем каждый успешный руководитель, менеджер обладают определенными личностными свойствами, которые формируют систему профессионально важных качеств личности, обладающую определенной спецификой в каждой конкретной области управления.
Глава 3 Менеджерские характеристики и личность руководителя
Менеджерские характеристики, строго говоря, - это те свойства индивида, которые выступают в роли способностей, но не являются ими. Вместе с тем их влияние и на успешность управленческой деятельности, и на саму возможность ее осуществления, и на предпочтение личностью этой деятельности в качестве своего профессионального выбора (склонность к ней) чрезвычайно велико. Абстрагироваться от них на основе сугубо академического критерия нецелесообразно или даже недопустимо. Основными менеджерскими характеристиками являются следующие.
Первый фактор - возрастной. В целом отсутствует какая-либо
прямая и однозначная связь между ним
и успешностью деятельности. Однако возрастной
фактор, несомненно, очень важен для ее
выполнения. Следующий фактор - фактор пола также
оказывает определенное влияние как на
качество, так и на сферу профессионально-управленческих
предпочтений личности. Фактор культурно-
Вторую группу характеристик эффективного менеджера составляют личностные качества, обусловливающие успешность управленческой деятельности и выступающие тем самым в функции способностей. Уверенность руководителя в себе оказывает позитивное влияние на управленческую деятельность по двум основным направлениям. Во-первых, она является стабилизатором личных усилий - индивидуальной деятельности руководителя, придавая ей своеобразный стержень и препятствуя внешним возмущающим воздействиям. Наоборот, ее недостаток ведет к поведению, характерному для так называемых руководителей-флюгеров, чутко и чрезмерно гибко реагирующих на внешние влияния. Их реакции, однако, столь «гибки», что теряется самостоятельная линия поведения. В конечном итоге, это проистекает из-за аморфности собственной профессиональной позиции, неуверенности в ее правомерности и, главное, в своих возможностях по ее реализации. Во-вторых, подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя. В силу механизмов идентификации, переноса, эмпатии они воспроизводят поведенческие установки руководителя в своей деятельности. Если они негативны, то это сразу же многократно откликается в деятельности многих людей, выступая своеобразным резонатором напряженности, неуверенности (что, в свою очередь, сказывается на общем организационном функционировании).
Рассмотренные качества и характеристики, являясь, безусловно, важными для обеспечения эффективности управленческой деятельности, в то же время не исчерпывают собой всего перечня качеств и способностей, необходимых для нее. В теории управления существует множество такого рода перечней, более или менее подробно описывающих состав менеджерских характеристик и качеств. Так, например, в одном из исследований приводится следующий набор таких качеств:
- широта взглядов, глобальный подход;
- долгосрочное предвидение и гибкость;
- энергичность, инициативность и решительность, в том числе и в условиях риска;
- упорная работа и непрерывная учеба7.
Итак, выше были охарактеризованы те свойства и характеристики личности менеджера, его профессиональных знаний и умений, которые являются факторами успешности управленческой деятельности и, следовательно, выступают в функции способностей к ней. В силу такого взаимодействия и комплексного характера управленческих способностей они не являются автономными друг от друга образованиями, а часто выступают как компоненты и даже средства реализации друг друга.
Заключение
В работе был раскрыт вопрос о психологическом климате коллектива. Были реализованы задачи об определении эффективности управления, личности руководителя, менеджерских характеристик. Актуальность темы обоснована в современных условиях развития человеческих ресурсов, успех коллективу обеспечивает нормальный психологический климат в нем.
Психологический климат - это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.
Коллектив - это высшая форма организованной группы, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Это реальная, малая, она же организованная формальная группа высшего уровня развития.
Психологический климат - это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в многообразных формах их деятельности.
Руководителю, деловому человеку важно знать пути формирования психологического климата и механизмы сплочения коллектива. В своих управленческих решениях, при подготовке, обучении и расстановке кадров необходимо использовать эти пути, добиваясь оптимального согласования межличностного взаимодействия членов коллектива в условиях конкретной совместной деятельности. Самым важным для руководителя в конфликтных ситуациях является их профилактика. Не разрешение, а именно профилактика, т. е. предупреждение развития самих конфликтных ситуаций. Однако, если конфликт налицо, следует принимать деятельное участие в разрешении конфликта, применяя для этого те или иные пути (примирение сторон, путь компромисса, разрешение споров на деловой основе и т. п.).
Можно сделать вывод, что совершенствование условий формирования психологического климата означает выработку и практическую реализацию комплекса технических, экономических и организационно обеспеченных мер по планомерному изменению факторов, имеющих неблагоприятную оценку.
Руководитель играет важную роль в создании благоприятного психологического климата коллектива организации. Создание нормальных взаимоотношений - основная задача руководителя в достижении успешности функционирования организации.
Изучение психологического климата коллектива необходимо для наиболее эффективного использования рабочей силы, т.е. для совершенствования, повышения эффективности организаций.
Список нормативных актов и литературы
1 Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Деонтьева, Е. Ю. Патяевой]. - М.: Смысл, 2001.
2 Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие. Москва-Новосибирск: Инфра-М, 2002.
3 Коно Т.Н. Стратегия и структура японских предприятий. – М., 1987.
4 Фидлер Ф.Е. Повышение эффективности руководства: концепция соответствия требованиям, предъявляемым к лидеру. - М., 1997.
5 Вересов Н. Эффективное управление. Психологические критерии. М., 2004.
6 Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. – М.: Дело ,1993.
7 Мескон М.Х. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело,1995.
Информация о работе Психологический климат в коллективе: управленческие аспекты