Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:44, курсовая работа
Цель курсовой работы исследование психологических условий эффективности коммуникаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) дать характеристику коммуникационного процесса; 2) изучить виды коммуникаций; 3) рассмотреть коммуникационные барьеры; 4) исследовать стратегии повышения эффективности межличностной коммуникации;
5) проанализировать пути повышения эффективности коммуникаций внутри компаний, эффективные и неэффективные коммуникации; 6) раскрыть психологические условия, состояние и проблемы эффективности коммуникаций.
Введение 3
1 Теоретические основы и характеристика коммуникаций 6
1.1 Характеристика коммуникационного процесса 6
1.2 Виды коммуникаций 15
1.3 Коммуникационные барьеры 23
2 Методологические основы эффективности межличностных коммуникаций 29
2.1 Стратегии повышения эффективности межличностной коммуникации 29
2.2 Пути повышения эффективности коммуникаций внутри компаний. Эффективные и неэффективные коммуникации 34
3 Состояние и проблемы психологических условий эффективности коммуникаций 39
3.1 Психологические проблемы общения 39
3.2 Навыки и способы эффективной коммуникации 42
Заключение 52
Список использованных источников 56
Список сокращений 59
Глоссарий 60
Самые счастливые люди это те, кто наиболее гибок и имеет способность получать удовольствие от всего разнообразия разнообразных ситуаций, даже тех, которых никогда не ожидали. Так как их ожидания не являются строго фиксированными, они открыты к тому, что может произойти, и стать приятным сюрпризом, как и те события, которых ждали и надеялись, что они произойдут.
Согласно классическим религиям Востока мы можем назвать наше ожидание - другой формой привязанности. Но мы не нуждаемся в том, чтобы осуждать привязанности и ожидания, мы просто хотим знать, что нас ждёт на жизненном пути, и понять пути, которые мы пытались пройти, чтобы их удовлетворить. Мы можем тогда заметить, что методы, которые мы применяли отразились на наших связях с другими и сделали их более близкими или более далекими.
Одна из самых больших задач, стоящих перед изучающим эффективную коммуникацию в том, чтобы быть способным признать другие желания и потребности без того, чтобы оценивать их. Часто когда мы слышим, чего хотят другие мы реагируем, говоря им: "Ты не хочешь этого, ты не должен этого хотеть, ты слишком многого хочешь, это глупо, необязательно, неподходяще и т.п. и т.д.". [41, с. 324].
Мы чувствуем, что намного легче спорить с ними относительно того, к месту или не к месту их потребности, нежели разбираться со своим внутренним переживанием относительно этого. Кажется, что раз ты признал их желания или потребности, то ты должен что-то сделать, чтобы им соответствовать, чего ты делать не планируешь.
Мы можем просто услышать их, понять их и ощутить важность для этого человека, но даже и не пытаться представить себе как он будет достигать желаемого.
Итак, очевидно, что, принятие потребностей и желаний других людей не означает того, что мы должны что-то делать для их реализации. Намного более важно для нас всех то, что наши чувства, желания и потребности услышаны и поняты. Как именно они в конце концов будут удовлетворены - это уже вторично. Подумайте об этом.
Важность контакта с человеком в том, что мы имеем понимание того, что он хочет. И даже если мы не можем сделать то, что он хочет, мы способны помочь ему найти возможность получить то, к чему так стремится.
Обобщив и систематизировав методологию и практику эффективности коммуникаций, был сделан вывод, что актуальность выбранной темы исследования подтвердилась, поставленные задачи работы выполнены. Цель исследования достигнута.
Теоретические основы были содержательными. Глубокое исследование теоретических аспектов позволило исследовать объект работы в полном объёме.
Опираясь на представленный материал, можно сделать определённые выводы.
Коммуникации - главное препятствие на пути достижения целей организации. В ходе обмена обе стороны играют активную роль: недостаточно лишь передать информацию - необходимо, чтобы другая сторона восприняла ее. Главная цель коммуникационного процесса заключается в обеспечении понимания передаваемой информации.
Коммуникация - процесс и результат обмена информацией.
Эффективные коммуникации - обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит до сотрудников принятые решения.
Многие теоретики и практики менеджмента согласны с утверждением, что коммуникации - главное препятствие на пути достижения целей организации.Основная причина низкой эффективности коммуникаций в организациях заключается в забвении факта, чтокоммуникация - это обмен. В ходе обмена обе стороны играют активную роль: недостаточно лишь передать информацию - необходимо, чтобы другая сторона восприняла ее.
Главная цель коммуникационного
процесса заключается в обеспечении
Выделяют восемь основных категорий коммуникационного процесса:
-отправитель – человек, желающий сообщить информацию;
-сообщение - информация, смысл и идея, которые хочет передать отправитель;
-канал - способ, которым передается информация: устно, письменно, невербально, по телефону, через Интернет и т.п.;
-код - система знаков и символов, посредством которой передается смысл сообщения. В качестве кода могут выступать слова, произнесенные вслух, написанный текст, жесты, мимика, условные сигналы и т.п.;
-контекст - внешняя среда, обстановка, ситуация, наполненные индивидуально различимыми смыслами и ассоциациями;
-получатель - человек (или группа), до которого отправитель хочет донести свое сообщение;
-шумы (помехи) - все, что искажает смысл сообщения;
-обратная связь- реакция (отклик) получателя на воспринятое им послание.
Таким образом, процесс коммуникации включает в себя несколько этапов:
-формирование сообщения
отправителем - формулирование идеи,
осознание необходимости
-выбор канала связи и отображение сообщения с помощью системы кодов;
-передача закодированного сообщения отправителем;
-восприятие закодированного сообщения получателем;
-расшифровка кода и формулирование идеи сообщения;
-реакция на воспринятое сообщение.
Важно отметить, что вследствие
несовершенства кода, различий в интерпретации
контекста и воздействия шумов
на каждом этапе коммуникативного процесса
смысл воспринятого сообщения может
(существенно) отличаться от начального,
сформулированного
Различают межличностные и
-барьеры восприятия - неоднозначность
интерпретации смысла
-семантические барьеры
- неоднозначность толкования
-барьеры обратной связи - неэффективная обратная связь, не дающая отправителю достаточной информации о правильности восприятия его сообщения;
-неумение слушать - люди чаще ориентированы на экспрессию собственного внутреннего мира, чем на восприятие и анализ внешней информации.
Существует множество способов повышения эффективности межличностных коммуникаций.
Барьеры на пути организационных коммуникаций:
-искажение сообщений;
-информационные перегрузки - превышение реальных возможностей системы и входящих в нее людей обрабатывать информацию;
-неэффективная структура организации - чем выше в организации вертикаль власти (количество иерархических уровней), тем больше вероятность искажения информации;
-некомпетентность персонала - коммуникативная, профессиональная и методологическая;
-неэффективный способ организации работ и распределения задач;
-конфликты как между подразделениями, так и между людьми.
Каждый руководитель компании
хотел бы иметь дружный и
Коммуникация – это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация – это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.
Без коммуникации невозможно
и управление, потому что оно, с
одной стороны опирается на существующие
и сложившиеся формы
Подводя итог, следует отметить,
что в настоящее время
Обычно к коммуникативной политике относят: рекламу, стимулирование сбыта, работу с общественностью и личную продажу. Выбор той или иной формы коммуникации зависит от продаваемого товара или услуги. Чаще всего для продвижения товара применяются все перечисленные формы в комплексе.
т.е. – то есть
т.д. – и так далее,
т.п. – и тому подобное,
др.- и другие,
и пр. – и прочие,
см. – смотри,
ст. – статья,
т.- том,
с.- страница,
г.- год,
в. – век,
гл. – глава,
абзац – абз.
изд-во – издательство.
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Коммуникации |
Средства сообщения (транспортные коммуникации) и связи, информационные контакты. В современном мире особенно возросла роль информационных коммуникаций, в частности через системы связи происходят контакты "клиент-банк" от уровня региона до межгосударственного через специализированную банковскую телекоммуникационную систему 2) процесс обмена информацией; связь по прямым и обратным каналам, передача сообщений. |
2 |
Внешние коммуникации |
Коммуникации между |
3 |
Внутренние коммуникации |
Коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями. |
4 |
Коммуникации по нисходящей (руководитель- |
Это наиболее очевидный вид
организационных коммуникаций. Коммуникации
между руководителем и |
5 |
Коммуникации по восходящей (снизу вверх) |
Коммуникации по восходящей выполняют функцию оповещения руководства организации о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, |
6 |
Коммуникации вертикальные |
Движение информации с одного уровня на другой. |
7 |
Горизонтальные коммуникации ( |
В дополнение к обмену информацией
по вертикали (нисходящие или восходящие)
организации нуждаются в горизонтальных
коммуникациях. Организация состоит из
множества подразделений, поэтому обмен
информацией между ними необходим для
координации задач и действий. Поскольку
организация - это система взаимосвязанных
элементов, руководство должно добиваться,
чтобы специализированные элементы работали
совместно, продвигая организацию в нужном
направлении. В обмене информацией по горизонтали |
8 |
Неформальные коммуникации |
Организации состоят из формальных
и неформальных компонентов. Канал
неформальных коммуникаций можно назвать
каналом распространения |
9 |
Коммуникации невербальные |
Обмен информацией, выраженной не словами, а символами. |
10 |
Обратная связь |
Реакция на коммуникации, помогающая отправителю информации определить, была ли она воспринята получателем. |
11 |
Помехи |
Все, что искажает смысл при коммуникациях. |
12 |
Процесс коммуникации |
Обмен информацией между двумя или большим числом людей. |
13 |
Связующий процесс |
В менеджменте процесс, необходимый для выполнения функций планирования, организации, мотивации и контроля. Основные связующие процессы – это принятие решений и коммуникация. |
14 |
Невербальные барьеры |
Невербальными барьерами называются оборонительные жесты, которыми собеседник прикрывает свое тело, выражая несогласие с вышеизложенным или неготовность общаться. |
15 |
Семантические барьеры |
Семантический барьер
возникает при вербальной |
16 |
Семантика |
Наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами. |
17 |
Семантические вариации |
Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания. Значение используемых при общении символов выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста. Это касается как отдельных слов (особенно иностранного происхождения или характеризующих личность, например порядочность), так и словосочетаний ("как можно скорее", "как только представится возможность"). |
18 |
Невербальная форма общения |
Это общение с помощью
языка, предоставленного человеку природой
и запечатленного в жестах, интонации,
мимике, позах, экспрессии движений и
т. п. Невербальные коммуникации в большинстве
случаев имеют бессознательную
основу и свидетельствуют о |
19 |
Декодирование |
Это процесс предметного опознания, совершаемый индивидом на основе анализа и синтеза воспринятой информации. Может осуществляться на основе использования перцептивных или речевых эталонов. |
Информация о работе Психологическиt условия эффективности коммуникаций