Психологическиt условия эффективности коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы исследование психологических условий эффективности коммуникаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) дать характеристику коммуникационного процесса; 2) изучить виды коммуникаций; 3) рассмотреть коммуникационные барьеры; 4) исследовать стратегии повышения эффективности межличностной коммуникации;
5) проанализировать пути повышения эффективности коммуникаций внутри компаний, эффективные и неэффективные коммуникации; 6) раскрыть психологические условия, состояние и проблемы эффективности коммуникаций.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы и характеристика коммуникаций 6
1.1 Характеристика коммуникационного процесса 6
1.2 Виды коммуникаций 15
1.3 Коммуникационные барьеры 23
2 Методологические основы эффективности межличностных коммуникаций 29
2.1 Стратегии повышения эффективности межличностной коммуникации 29
2.2 Пути повышения эффективности коммуникаций внутри компаний. Эффективные и неэффективные коммуникации 34
3 Состояние и проблемы психологических условий эффективности коммуникаций 39
3.1 Психологические проблемы общения 39
3.2 Навыки и способы эффективной коммуникации 42
Заключение 52
Список использованных источников 56
Список сокращений 59
Глоссарий 60

Вложенные файлы: 1 файл

Эфф коммун.docx

— 259.21 Кб (Скачать файл)

Самые счастливые люди это  те, кто наиболее гибок и имеет  способность получать удовольствие от всего разнообразия разнообразных  ситуаций, даже тех, которых никогда  не ожидали. Так как их ожидания не являются строго фиксированными, они  открыты к тому, что может произойти, и стать приятным сюрпризом, как  и те события, которых ждали и  надеялись, что они произойдут.

Согласно классическим религиям Востока мы можем назвать наше ожидание - другой формой привязанности. Но мы не нуждаемся в том, чтобы  осуждать привязанности и ожидания, мы просто хотим знать, что нас  ждёт на жизненном пути, и понять пути, которые мы пытались пройти, чтобы  их удовлетворить. Мы можем тогда  заметить, что методы, которые мы применяли отразились на наших связях с другими и сделали их более  близкими или более далекими.

Одна из самых больших  задач, стоящих перед изучающим  эффективную коммуникацию в том, чтобы быть способным признать другие желания и потребности без того, чтобы оценивать их. Часто когда мы слышим, чего хотят другие мы реагируем, говоря им: "Ты не хочешь этого, ты не должен этого хотеть, ты слишком многого хочешь, это глупо, необязательно, неподходяще и т.п. и т.д.". [41, с. 324].

Мы чувствуем, что намного  легче спорить с ними относительно того, к месту или не к месту  их потребности, нежели разбираться  со своим внутренним переживанием относительно этого. Кажется, что раз ты признал  их желания или потребности, то ты должен что-то сделать, чтобы им соответствовать, чего ты делать не планируешь.

Мы можем просто услышать их, понять их и ощутить важность для этого человека, но даже и  не пытаться представить себе как  он будет достигать желаемого.

Итак, очевидно, что, принятие потребностей и желаний других людей не означает того, что мы должны что-то делать для их реализации. Намного более важно для нас всех то, что наши чувства, желания и потребности услышаны и поняты. Как именно они в конце концов будут удовлетворены - это уже вторично. Подумайте об этом.

Важность контакта с человеком  в том, что мы имеем понимание того, что он хочет. И даже если мы не можем сделать то, что он хочет, мы способны помочь ему найти возможность получить то, к чему так стремится.

 

Заключение

 

Обобщив и систематизировав методологию и практику эффективности  коммуникаций, был сделан вывод, что  актуальность выбранной темы исследования подтвердилась, поставленные задачи работы выполнены. Цель исследования достигнута.

Теоретические основы  были содержательными. Глубокое исследование теоретических аспектов позволило  исследовать объект работы в полном объёме.

Опираясь на представленный материал, можно сделать определённые выводы.

Коммуникации - главное препятствие на пути достижения целей организации. В ходе обмена обе стороны играют активную роль: недостаточно лишь передать информацию - необходимо, чтобы другая сторона восприняла ее. Главная цель коммуникационного процесса заключается в обеспечении понимания передаваемой информации.

Коммуникация - процесс и результат обмена информацией.

Эффективные коммуникации - обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит до сотрудников принятые решения.

Многие теоретики и  практики менеджмента согласны с  утверждением, что коммуникации - главное  препятствие на пути достижения целей  организации.Основная причина низкой эффективности коммуникаций в организациях заключается в забвении факта, чтокоммуникация  - это обмен. В ходе обмена обе стороны играют активную роль: недостаточно лишь передать информацию - необходимо, чтобы другая сторона восприняла ее.

Главная цель коммуникационного  процесса заключается в обеспечении понимания передаваемой информации.

Выделяют восемь основных категорий коммуникационного процесса:

-отправитель – человек, желающий сообщить информацию;

-сообщение - информация, смысл и идея, которые хочет передать отправитель;

-канал - способ, которым передается информация: устно, письменно, невербально, по телефону, через Интернет и т.п.;

-код - система знаков и символов, посредством которой передается смысл сообщения. В качестве кода могут выступать слова, произнесенные вслух, написанный текст, жесты, мимика, условные сигналы и т.п.;

-контекст - внешняя среда, обстановка, ситуация, наполненные индивидуально различимыми смыслами и ассоциациями;

-получатель - человек (или группа), до которого отправитель хочет донести свое сообщение;

-шумы (помехи) - все, что искажает смысл сообщения;

-обратная связь- реакция (отклик) получателя на воспринятое им послание.

Таким образом, процесс коммуникации включает в себя несколько этапов:

-формирование сообщения  отправителем - формулирование идеи, осознание необходимости передать  сообщение;

-выбор канала связи  и отображение сообщения с  помощью системы кодов;

-передача закодированного  сообщения отправителем;

-восприятие закодированного  сообщения получателем;

-расшифровка кода и  формулирование идеи сообщения;

-реакция на воспринятое  сообщение.

Важно отметить, что вследствие несовершенства кода, различий в интерпретации  контекста и воздействия шумов  на каждом этапе коммуникативного процесса смысл воспринятого сообщения может (существенно) отличаться от начального, сформулированного отправителем.

Различают межличностные и организационные коммуникации. Основные барьеры на пути межличностных коммуникаций:

-барьеры восприятия - неоднозначность  интерпретации смысла сообщения,  что зависит от различий в  индивидуальных контекстах. Чаще  всего это проявляется в виде  конфликтов междусферами компетентности  и преград, обусловленных установками  людей;

-семантические барьеры  - неоднозначность толкования смысловых  оттенков слов, паралингвистических  (интонация, тон, скорость) и невербальных  факторов речи (жесты, мимика, поза, взгляд);

-барьеры обратной связи - неэффективная обратная связь, не дающая отправителю достаточной информации о правильности восприятия его сообщения;

-неумение слушать - люди чаще ориентированы на экспрессию собственного внутреннего мира, чем на восприятие и анализ внешней информации.

Существует множество  способов повышения эффективности  межличностных коммуникаций.

Барьеры на пути организационных коммуникаций:

-искажение сообщений;

-информационные перегрузки - превышение реальных возможностей системы и входящих в нее людей обрабатывать информацию;

-неэффективная структура  организации - чем выше в организации вертикаль власти (количество иерархических уровней), тем больше вероятность искажения информации;

-некомпетентность персонала - коммуникативная, профессиональная и методологическая;

-неэффективный способ  организации работ и распределения задач;

-конфликты как между подразделениями, так и между людьми.

Каждый руководитель компании хотел бы иметь дружный и работоспособный  коллектив, способный вместе с ним  достичь поставленных целей. Работа по созданию и совершенствованию  условий для формирования такого коллектива не менее важна, чем производственная деятельность. Среди этих условий  важнейшее – организация внутренних и внешних связей (коммуникаций).

Коммуникация – это  общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование  никакой организованной группы людей. Коммуникация – это средство, с  помощью которого в единое целое  объединяется организованная деятельность. Ее также можно рассматривать  как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает  эффективность, реализуются цели.

Без коммуникации невозможно и управление, потому что оно, с  одной стороны опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникации, с другой – формирует те формы  коммуникации, которые облегчают  как совместную деятельность, так  и само управление. Хотя коммуникация имеет широкое применение во всех областях управления, она особенно важна для осуществления функции  руководства и лидерства.

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время проведение маркетинговых мероприятий позволяет  предприятиям выжить в условиях сложной  экономической обстановки. Однако не все предприятия в состоянии  применять весь комплекс маркетинговых  исследований. Поэтому чаще всего  применяется только комплекс мер, формирующий  и стимулирующий сбыт, то есть коммуникационная политика.

Обычно к коммуникативной  политике относят: рекламу, стимулирование сбыта, работу с общественностью  и личную продажу. Выбор той или  иной формы коммуникации зависит  от продаваемого товара или услуги. Чаще всего для продвижения товара применяются все перечисленные  формы в комплексе.

 

Список использованных источников

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: М., НОРМА, 2009
  2. Битянова М.Р. Социальная психология [Текст]: М., Просвещение, 2008 
  3. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы [Т [Текст]: М., НОРМА,  2007
  4. Бодалев А.А. Личность и общение [Текст]: М., ИНФРМА–М, 2006
  5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт [Текст]: М.: Наука,  1989. 
  6. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение  [Текст]: М., Высшая школа,2008
  7. Годфруа Ж. Что такое психология [Текст]: М., Манускрипт, 2005
  8. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст]: М., Наука, 2009
  9. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения [Текст]: М., Высшая школа, 2009
  10. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология [Текст]: М., Юнити-дата,  2010
  11. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв ред А.Л.Журавлев [Текст]: М., Манускрипт, 2008
  12. Донцов А.И. Психология коллектива [Текст]: М., Наука, 2004 
  13. Дубовская Е М., Кричевский Р.Л. Психология малой группы [Текст]: М., Высшая школа, 2008
  14. Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение [Текст]: М., Юнити-дата,  2005
  15. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта [Текст]: М., Просвещение, 2007
  16. Знаков В.В. Понимание в познании и общении [Текст]: М., Нимфа, 2007
  17. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера / Под ред. Э.С. Чугуновой. [Текст]: М., Наука, 2006
  18. Косолапов Н.А. Социальная психология и международные отношения [Текст]: М., Высшая школа, 2010
  19. Кузин Ф.А Культура делового общения [Текст]: М., Просвещение, 2009
  20. Кукосян О.Г. Профессия и познание людей [Текст]: Спб, Нива¸ 2005 
  21. Лабунская В.А. Невербальное поведение [Текст]: Ростов н / Д., Феникс, 2006 
  22. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст]: М., Высшая школа, 2009
  23. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации [Текст]: М., Манускрипт, 2007
  24. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-е издание: Пер. с англ. [Текст]: М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. – 672с.
  25. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева. [[Текст]: М., Юнити-дата,  2006
  26. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст]: Воронеж, Спектр, 2006 
  27. Немов P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива [Текст]: М., НОРМА,  2005
  28. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я.Яноушека [Текст]: М., Манускрипт, 2008
  29. Основы социального психоанализа / Под ред. В.Д.Попова [Текст]: М., ИНФРМА–М, 2007
  30. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова [Текст]: М., Наука, 2009
  31. Парыгин Б.Д. Социальная психология [Текст]: М., Высшая школа, 2011
  32. Пиз А. Язык жестов./А. Пиз Позы спящего / Данкелл С. [Текст]: М., Наука, 2006
  33. Познание и общение / Отв ред. Б.Ф.Ломов и др. [Текст]: М., Просвещение, 2008
  34. Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В.Шорохова [Текст]: М. Наука, 12007
  35. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология [Текст]: СПб., Питер, 2007 
  36. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы [Текст]: М., 1988. 
  37. Секун В.И. Психология активности [Текст]: М,, Юнити-дата, 2006 
  38. Совместная деятельность: методы исслед. и управления / Отв ред А.Л.Журавлев [Текст]: М, Нимфа, 2007 
  39. Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. [Текст]: М., Юнити-дата,  2004 
  40. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача [Текст]: М., НОРМА,  2009 
  41. Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В.Бельского, [Текст]: М., Эксмо, 2010
  42. Сознание личности в кризисном обществе / Под ред. К.А.Абульхановой и др. [Текст]: М., НОРМА,  2008 
  43. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. [Текст]: М., Нимфа, 2005 
  44. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг [Текст]: М., ИНФРМА–М, 2003 
  45. Соснин В.А., Пунаев П.А. Как стать хозяином положения. Анатомия человеческого общения [Текст]: М., Высшая школа, 2006 
  46. Станкин М.И. Психология общения Курс лекций [Текст]: М., Манускрипт, 2010 
  47. Шороховой, В.П. Левкович. [Текст]: М., Наука, 2005 
  48. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании [Текст]: М., Наука, 2006 
  49. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе [Текст]: М., Просвещение, 2008 

 

Список сокращений

 

т.е. – то есть

т.д. – и так далее,

т.п. – и тому подобное,

др.- и другие,

и пр. – и прочие,

см. – смотри,

ст. – статья,

т.- том,

с.- страница,

г.- год,

в. – век,

гл. – глава,

абзац – абз.

изд-во – издательство.

 

Глоссарий

 

п/п

Новое понятие

Содержание

1

Коммуникации

Средства сообщения (транспортные коммуникации) и связи, информационные контакты. В современном мире особенно возросла роль информационных коммуникаций, в частности через системы  связи происходят контакты "клиент-банк" от уровня региона до межгосударственного  через специализированную банковскую телекоммуникационную систему 2) процесс  обмена информацией; связь по прямым и обратным каналам, передача сообщений.

2

Внешние коммуникации 

Коммуникации между организацией и внешней средой.

3

Внутренние коммуникации 

Коммуникации внутри организации  между различными уровнями и подразделениями.

4

Коммуникации по нисходящей (руководитель-подчиненные) 

Это наиболее очевидный вид  организационных коммуникаций. Коммуникации между руководителем и подчиненными связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение  задач отдела; с обсуждением проблем  эффективности работы; достижение признания  и вознаграждения с целью мотивации; совершенствованием и развитием  способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально  существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении; а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

5

Коммуникации по восходящей (снизу вверх) 

Коммуникации по восходящей выполняют функцию оповещения руководства  организации о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство  узнает о текущих или назревающих  проблемах и предлагает возможные  варианты исправления положения  дел.  Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов,

6

Коммуникации вертикальные

Движение информации с  одного уровня на другой.

7

Горизонтальные коммуникации (между подразделениями)

В дополнение к обмену информацией  по вертикали (нисходящие или восходящие) организации  нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними необходим для координации задач и действий. Поскольку организация - это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы. 

8

Неформальные коммуникации

Организации состоят из формальных и неформальных компонентов. Канал  неформальных коммуникаций можно назвать  каналом распространения слухов.  Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами».Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т.е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной.

9

Коммуникации невербальные

Обмен информацией, выраженной не словами, а символами.

10

Обратная связь 

Реакция на коммуникации, помогающая отправителю информации определить, была ли она воспринята получателем.

11

Помехи 

Все, что искажает смысл  при коммуникациях.

12

Процесс коммуникации 

Обмен информацией между  двумя или большим числом людей.

13

Связующий процесс 

В менеджменте процесс, необходимый  для выполнения функций планирования, организации, мотивации и контроля. Основные связующие процессы – это  принятие решений и коммуникация.

14

Невербальные барьеры

 Невербальными барьерами называются оборонительные жесты, которыми собеседник прикрывает свое тело, выражая несогласие с вышеизложенным или неготовность общаться.

15

Семантические барьеры

 Семантический барьер  возникает при вербальной форме  общения (устной и письменной  речи). Этот язык выработан человеком  при общественно-социальном развитии.

16

Семантика

Наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами.

17

Семантические вариации

Семантические вариации часто  становятся причиной неверного понимания. Значение используемых при общении  символов выявляется через опыт и  варьируется в зависимости от контекста. Это касается как отдельных  слов (особенно иностранного происхождения  или характеризующих личность, например порядочность), так и словосочетаний ("как можно скорее", "как  только представится возможность").

18

Невербальная форма общения

Это общение с помощью  языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и  т. п. Невербальные коммуникации в большинстве  случаев имеют бессознательную  основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций. Её трудно скрывать в любой межличностной  коммуникации.

19

Декодирование 

Это процесс предметного  опознания, совершаемый индивидом на основе анализа и синтеза воспринятой информации. Может осуществляться на основе использования перцептивных или речевых эталонов.

Информация о работе Психологическиt условия эффективности коммуникаций