Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:17, курсовая работа
Цель - подробное изучение психологических особенностей процесса восприятия и его видов.
Задачи – дать исторический обзор научного исследования проблем
восприятия;
– определить, что из себя представляет восприятие в целом, как
психически познавательный процесс;
– проанализировать особенности восприятия времени, движения
и пространства.
Введение
Глава I. Исторический обзор исследований проблем восприятия в психологии...4
1.1. Гештальтпсихология……………………………………………………4
1.2. Исследования психологии восприятия в 20 веке……………………..6
Глава II. Общая характеристика восприятия……………………………………….9
2.1. Психические процессы и их связь с деятельностью…………………9
2.2. Общие сведения о восприятии……………………………………….12
2.3. Основные свойства и виды восприятия……………………………..16
Глава III. Психологическое восприятие времени, движения, пространства……20
3.1. Восприятие времени…………………………………………………..20
3.2. Восприятие пространства…………………………………………….24
3.3. Восприятие движения. ……………………………………………….28
Заключение ………………………………………………………………………….31
Список источников литературы…………………………………………………....33
Восприятие времени – это образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как цикличность, длительность, скорость протекания и последовательность[13]. Временные особенности психики человека обнаруживаются в скорости, длительности ощущений, восприятия, памяти, мышления, эмоций[8].
Можно указать,
что восприятие времени имеет
различные аспекты и
Можно разграничить два вида восприятия: непосредственное восприятие времени как простой временной чувствительности и сложное восприятие времени[5]. В восприятии времени мы различаем: 1) восприятие временной длительности 2) восприятие временной последовательности. [16, с.250]
Двумя наиболее важными системами временных ориентиров у человека являются: смена дня и ночи и ритмы самого организма: перед привычным временем приема пищи ощущается голод, перед сном – усталость. Ориентировка во времени формируется в процессе индивидуального развития. Только к 5 годам ребенок безошибочно называет утро и послеполуденное время.
С помощью памяти можно установить прошлые изменения, с помощью воображения – будущие. Таким образом, человек приобретает прошлое и будущее, т.е. временной кругозор. Длительность открывается сознанию благодаря чувству времени. [10].
В рамках зарубежной экспериментальной психологии широко распространен когнитивный подход (т.е. познавательный) к восприятию времени. В его рамках кодирование времени рассматривается как исключительно когнитивный процесс. Этот процесс зависит от количества переработанной информации.
Восприятие времени у человека не является врожденным. С формированием личности ребенка, с возникновением и развитием самосознания, начинается этап осознания им течения времени своей жизни. Врожденным можно назвать лишь внутренние изменения, процессы (биение сердца, чувство голода, утомления и т.п.), которые также влияют на формирование восприятия времени.
На восприятие времени, конечно же, влияет возраст человека, но это не единственный фактор. На субъективную оценку длительности влияют многие факторы: окружающая среда, мотивация. Так же доказано, что время в момент движения кажется короче, чем в покое.
Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Человек, испытывающий положительные эмоции, недооценивает временные интервалы, т.е. субъективное течение времени у него убыстряется; при отрицательных же эмоциональных переживаниях временные промежутки переоцениваются, т.е. наблюдается субъективное замедление течения времени [12].
Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии.
Временная перспектива – отношение к настоящему и будущему – зависит в значительной мере от характера человека. Значимость прошлого, настоящего и будущего также обусловлена в какой-то мере типом темперамента: холерики скорее устремлены в будущее; у сангвиников тяга к новизне, обращены к настоящему; меланхолики предпочитают вспоминать, будущее их не тревожит; флегматики ориентируются в прошлое.
Широко известен феномен изменения масштаба времени при стрессовых ситуациях, когда, с одной стороны, люди успевают в невероятно короткий срок принять решение и выполнить необходимый объем действий, а с другой стороны, происходит переоценка протекающего времени, и люди не успевают сделать необходимое.
Таким образом, в данной главе мы изучили и описали механизмы восприятия времени, выяснили, что у человека нет определенного «временного анализатора»; выявили факторы, влияющие на временное восприятие: возраст человека, мотивация, эмоциональное состояние, наполненность промежутка времени событиями, характер, темперамент человека и т.п.
3.2. Психологическое восприятие пространства
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.
Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам ощущающий человек - материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее известными пространственными признаками (величиной, формой, направлениями движений в пространстве).
Восприятие пространства включает восприятия расстояния или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предметов.
В истории науки в каждую эпоху обычно имеется такая проблема исследования, которая является носительницей основной принципиальной проблематики данной науки. Такой проблемой на рубеже прошлого и настоящего столетия была в психологии проблема пространства. Все крупные психологи предшествующего поколения уделяли ей особое внимание и делились на нативистов и генетистов.
Основной тезис нативистов гласит: восприятие пространства «врожденно». Имеется при этом врожденность аппаратов для его восприятия. Утверждалось, что пространство имеет первичный, а не производный по отношению к чувственному содержанию характер.
Основное положение генетистов утверждает: восприятие пространства и третьего изменения, глубины, является продуктом развития, личного опыта. Это означает, что оно есть нечто производное, получающееся в результате если не ассоциаций, то слияния непространственных элементов – ощущений, в результате постепенного развивающегося истолкования сенсорных локальных знаков.
Нативисты говорили, что каждое чувственное качество воспринимается всегда где-то, т.е. в какой-то пространственности. Генетисты говорили, что восприятие пространства, в частности оценка расстояний, у детей, менее совершенна, чем у взрослых, и с возрастом развиваются. Однако, ни одна из сторон не отдавала себе отчета в том, что восприятие пространства является сложным образованием, в котором в тесном единстве сплетаются разнородные компоненты.
Когда воспринимается
внеположность различных
Но протяженность – это лишь первая ступень в познании реального пространства. Реальные предметы в реальном пространстве, неизбежно располагаются в том или ином направлении, на том или ином расстоянии друг от друга.
Примитивная
внеположность или
В зрительном восприятии пространства существенную роль играют прежде всего своеобразные глубинные ощущения, получающих одинаковые раздражения от равноудаленных от наблюдателя точек пространства. При рассмотрении двух точек в пространстве может быть три случая: [16, с.240-243]
Общую закономерность восприятия различных объектов отражает так называемых закон перцепции, предполагающий дихотомию сменяющихся качественно различных уровней образа воспринимаемого объекта. Закон перцепции - закон восприятия, открытый немецким психологом Н. Ланге, суть которого заключается в следующем: процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным.
Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции.
Конвергенция – сведение глаз, совершающееся так, чтобы изображение фиксируемого объекта в обоих глазах падало в поле наиболее ясного видения. Чем ближе предмет, который мы фиксируемый, тем больше должна быть конвергенция.
Расстояния могут определяться и одним глазом. Однако при таком – монокулярном – восприятии глубины оценки получаются менее точными. Монокулярное восприятие глубины пространства основывается на вторичных, вспомогательных признаках. Если объект неизвестной нам величины расположен поблизости от известных нам по величине объектов, то удаленность этого объекта оценивается в восприятии косвенно по отношению к этим ближе расположенным известным по величине объектам.
Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. В основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов, ни одному из которых не присуща монопольная роль в анализе пространственных факторов среды.
Особую роль в пространственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными анализаторами. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная симметрия, которая характерна для всех парных анализаторов.
Практически в нашей ориентировке в пространстве более или менее значительную роль играют непространственные признаки. На основании таких едва уловимых признаков люди, близкие к природе, благодаря большой наблюдательности узнают каждую точку знакомой им местности.
Ориентация а пространстве может (согласно исследованию Ф.Н. Шемякина)[17] осуществляться двумя способами. Пользуясь одним из них, человек мысленно прослеживает пройденный или предполагаемый путь, связывающий данные точки пространства, и определяет свое положение по отношению к отправной точки своего пути. Второй способ заключается в одновременном представлении всех пространственных отношений данной местности. Обычно мы пользуемся двумя способами в зависимости от ситуации. Однако здесь прослеживаются индивидуальные различия. Первый способ является генетически более ранним и служит предпосылкой для развития второго.
Подлинное
восприятие пространства, отражающее
его объективные свойства и отношения,
являются очень сложным процессом,
в котором чувственные и
3.3. Восприятие движения
Всякое движение представляет собой совершающийся во времени процесс перемещения движущегося тела в пространстве. В трудовой и в других видах деятельности большое значение имеет правильное восприятие движений как совершаемых другими людьми, так и собственных.
Восприятие движения — очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза, влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз. Мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимопротивоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. В то же время впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Это так: называемый стробоскопический эффект. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень велика, изображения осознаются как раздельные. На стробоскопическом эффекте построено восприятие движения на кинематографических лентах.[16, с.247]
В восприятии движения значительную роль несомненно играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Мы можем не только делать умозаключения о движении, но и воспринимать его.
Теории движения разбиваются в основном на 2 группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие влияния этих элементарных зрительных ощущений (В.Вундт). Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям.
Информация о работе Психологическое восприятие времени, движения и пространства